Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по теме "Путешествие по Афинскому акрополю" (5 класс)

урок по теме "Путешествие по Афинскому акрополю" (5 класс)

Скачать материал

Тема урока: «Путешествие по Афинскому акрополю».

 

Цели: 1) продолжить изучение культуры Древней Греции;

           2) познакомить учащихся с главными достопримечательностями  города 

               Афины  V в. до н. э.;

           3) сформировать представление учащихся о городе Афины как центре

                греческой культуры

Задачи: - показать учащимся, как создавались культурные ценности в Греции;

               - закрепить знания по античной мифологии, познакомить ребят с   

                  историческими терминами  и понятиями;

               - воспитывать уважение к величайшим шедеврам мирового искусства

                 на примере памятников искусства Древней Греции.

В результате изучения данной темы учащиеся 5-го класса смогут:

·        раскрыть содержание иллюстрации;

·         сравнивать архитектурные стили, выделяя сходства и различия;

·         давать самостоятельную оценку историческим явлениям,  событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

·        проанализировать исторический источник;

·        читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

 

 

Учебное оборудование: учебник В.И. Уколова, Л.П. Маринович  История Древнего мира; карта «Древняя Греция в Vв. до н.э.»;  доска,  медиапроектор, экран,  презентация к  уроку, раздаточный материал – макет  акрополя

                                          

Тип урока: усвоение новых знаний

 

Форма урока: виртуальное путешествие по Афинскому Акрополю

 

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

 

Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.

 

План урока:

1.                 Прибытие в город Афины.

2.                 Экскурсия по Афинскому Акрополю.

3.                 Физминутка.

4.                 Греческая архитектура (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника)

5.                 Скульптура (сообщения учащихся)

6.                 Практическая работа на закрепление.

7.                 Блицопрос. Наш корабль встречают близкие и знакомые.

8.                 Рефлексия и оценки

Ход урока:

 

I. Организационный момент:  (Слайд 1)

Учитель:   Далёкий край  далёких истин,

                   И древность пред  тобой - дитя!

                   Горами дивными ты выстлан,

                   Дорогой памяти идя….

 

           Греция - одно из самых древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Греция привлекает миллионы туристов прекрасным климатом, древними памятниками и замечательными людьми, населяющими современную Грецию.  Афины, Крит, Родос, Олимп, Дельфы. Это все Греция. Страна, в которой солнце светит 300 дней в году, где около 3000 островов и островков, рассыпанных по лазурной глади морей, где богатейшая история и древние традиции, а доброжелательность и гостеприимство греков не оставит равнодушным даже самого требовательного путешественника.

    II. Переход к изучению новой темы.       (слайд 2)         

      Сегодня, ребята,  я  приглашаю вас совершить заочную экскурсию в город - музей  под открытым небом  богини Афины и познакомиться с достопримечательностями этого города. Мне бы хотелось, чтобы это путешествие было для вас интересным и познавательным.

Для  путешествия нам понадобятся  дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, справочник туриста – учебник.

   Проверьте, пожалуйста, все необходимое.  А поможет нам совершить путешествие в эту удивительную страну путеводная карта.

     Но, чтобы отправиться в путь мы с вами должны вспомнить – где находится Греция?

     Давайте обратимся к карте и определим ее географическое положение.

(Ответы учащихся)

                                  В добрый путь, друзья!

 

СЛАЙД 3       От  побережья Черного моря на греческом торговом корабле через пролив Дарданеллы, Мраморное море,  пролив Босфора   со стороны Эгейского моря  мы подплываем к Афинам. Перед нами открывается вид на большой порт  Пирей. СЛАЙД 4  Сам город отсюда не виден, но  вдали  в лучах солнца что-то блестит. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины. Где же находится эта статуя? Давайте спросим у капитана нашего корабля.

             СЛАЙД 5        (Ответ капитана: «Перед Вами афинский акрополь (холм с крутыми и обрывистыми склонами). Во время войны с персами все постройки на акрополе по приказу Ксеркса были разрушены. После нашей победы здесь были отстроены красивейшие здания из мрамора. Но не будем забегать вперед. Опытный экскурсовод проведет вас на акрополь и обо всем расскажет вам.»)

Наш корабль входит в   торговую гавань.

Добро пожаловать в Древнюю Грецию!

 Ш. Изучение  новой темы:

                Откройте, ребята,  дневники путешественника. На полях запишем дату  06.02.14 и  сделаем первую запись  - «Путешествие по Афинскому Акрополю».

     Итак,  мы в Афинах. Скажите, почему этот город  получил такое название?

                          ( Пересказ  мифа об Афине и Посейдоне)

Ой, ребята, посмотрите – нас встречают местные жители. Здравствуйте!

(Ответ местных жителей:

I)                  «Здравствуйте! А вы были в Афинах раньше? У нас говорят так: «Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд. Но вам Афины обязательно понравятся, это замечательный город!»

II)               «Наши улицы не кажутся нам привлекательными. Жилые дома, даже богатых греков, скромны. В то же время театры, храмы и стадионы большие и красивые, из мрамора, украшенные колоннами и статуями. Дело в том, что большую часть времени мы проводим вне дома – на агоре, в народном собрании, близ храмов, в театрах, на спортивных площадках, поэтому украшены именно эти места в городе. Кроме того, мы считаем недостойным тратить много средств на украшение своего дома, на одежду, ведь общественные интересы должны быть выше личных!»

Спасибо большое за такую интересную и полезную  информацию. Продолжим наше путешествие (СЛАЙД 7)

Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего,  видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины - покровительницы полиса.

Как сказал нам капитан, во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. В это время в Афинах правил Перикл, общепризнанный вождь афинской демократии (СЛАЙД 6). Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла  - Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции.

(СЛАЙД 7) Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь - Пропилеям.(СЛАЙД 8)

 

В наших дневниках путешествия запишем – Пропилеи – торжественный, парадный вход!

 

Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Справа от Пропилей стоял храм Ники Бескрылой - богини победы. (СЛАЙД 9) Ой, а  почему? Ведь эллины всегда изображают Нику крылатой девушкой!

(Ответ местной жительницы: Мы победили персов и хотим, чтобы Ника не улетала от нас и победа навсегда осталась в нашем городе…)

 Храм вызывает чувство радости - такой он стройный и изящный.

(СЛАЙД 10) Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. Храм необычайно богато украшен.

 (СЛАЙД 11)На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.

На фризе изображено торжественное шествие афинского народа.

 

В дневнике путешественника записываем:

Парфенон – храм Афины-девы

Фронтон – верхняя треугольная часть на торце здания

Фриз – верхняя часть наружных стен храма

 

(СЛАЙД 12)Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами.

(Дополнение местной жительницы: После сооружения статуи, Фидия - архитектора на народном собрании обвинили в воровстве. Тогда он снял все золотые пластины со статуи, их взвесили, и было доказано, что вес золото соответствовал заявленному .)

Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. (СЛАЙД 13) Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.

 

В дневнике путешественника – Эрехтейон – небольшой храм в честь Афины и Посейдона, в котором в одном месте вместо колонн – скульптуры девушек

 

СЛАЙД 14. На Акрополе стояла еще одна статуя Афины - Афины-Промахос (Воительницы) работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.

До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.

 

СЛАЙД 15 – видео (физминутка – видео – танец Сиртаки). Ребята, прислушайтесь.  Где-то в одном из домов  звучит музыка.  Зайдём?

Мы видим танцующих. Как красивы и плавны их движения! Давайте  присоединимся к ним.

                                                  ФИЗМИНУТКА  под музыку сиртаки.

 «раз» - левую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев;

«два» - правую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев,

«три» - левую ногу отставить в сторону,

Четыре – правую приставить.

В другую сторону.

Раз, два – присели, встали

Раз, два – присели, встали

 Веселей. Не забывайте  про глаза, смотрим на кончики пальцев.

Посмотрели друг друга. Улыбнулись.

 

                     Отдохнув немного, мы   продолжам  наше путешествие.  (СЛАЙД  16) Сейчас вам предстоит самостоятельно поработать со справочником туриста над темой    «Греческая архитектура»  (стр. 189-190) и выяснить какие два стиля сложились в архитертуре  и определить чем они отличаются друг от друга?

 

(СЛАЙД 17  приблизительные ответы учащихся: 

В архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались к низу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны была простой, без украшений. Колонны в дорическом стиле были в Парфеноне.

Ионический стиль был распространен в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, иx верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Прекрасный образец ионического стиля - храм Бескрылой Ники на Афинском Акрополе.

Ионический стиль более изысканный, дорический - более простой и тяжелый. В этих стилях отразились характеры двух древних греческих племен: доряне, более простые и неприхотливые, суровые, мужественные, не одобряли перемен. А ионяне любили все красивое, изящное, их характер легче, веселее, они стремились к переменам).

 

В ДНЕВНИКЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКА СХЕМАТИЧНО ЗАРИСОВАТЬ КОЛОННЫ 2 ОРДЕРОВ

 

 У нас остался еще один вопрос – Скульптура СЛАЙД 18. Послушаем наших искусствоведов и ответим на их вопросы.

Первый искусствовед: сообщение о скульптуре Мироне (СЛАЙДЫ 19,20,21)  Что стремился показать в каменной статуе Мирон? Какой образ гражданина скульптуры стремились создать?

Второй искусствовед: сообщение о скульптурах Поликлете и Праксителе (СЛАЙД 22) Чем отличаются скульптуры Праксителя и Поликлета (копьеносца и Гермеса)?

Спасибо!

 

Время бежит  неумолимо быстро. К сожалению, пора возвращаться.

Мы расстаёмся с Древней Грецией, но в памяти нашей сохранится всё то лучшее, что мы увидели в этой удивительной стране           

   VI.Закрепление изученного: 

      Задание: Возьмите на столе рисунок акрополя     и  соотнесите  в течение 1 минуты изображения главных достопримечательностей Афин с названием. 

1-    Парфенон - храм Афины-девы

2-    Эрехтейон – небольшой храм в честь Афины и Посейдона, в котором в одном месте вместо колонн – скульптуры девушек

3-    Статуя Афины-Промахас (Воительницы)

4-    Пропилеи – торжественный парадный вход

5-    Храм Ники Бескрылой

 

V. Рефлексия

Наш корабль встречают  близкие и родственники. Давайте ответим на интересующие их вопросы:

? Что нового вы узнали о Греции?

? С какими архитектурными памятниками  Афин вы познакомились?

? Вы бы хотели ещё раз вернуться в эту страну, не виртуально, а реально?

? Посоветуете ли вы своим друзьям, родным и близким посетить Грецию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Макет Акрополя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Путешествие по Афинскому акрополю" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс учебник  В.И. Уколова, Л.П. Маринович

           Греция - одно из самых древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Греция привлекает миллионы туристов прекрасным климатом, древними памятниками и замечательными людьми, населяющими современную Грецию.  Афины, Крит, Родос, Олимп, Дельфы. Это все Греция. Страна, в которой солнце светит 300 дней в году, где около 3000 островов и островков, рассыпанных по лазурной глади морей, где богатейшая история и древние традиции, а доброжелательность и гостеприимство греков не оставит равнодушным даже самого требовательного путешественника.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 705 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

УРОК. Презентация." Достопримечательности Дагестана"
  • Учебник: «География. Экономическая и социальная география мира (базовый и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.
  • Тема: §1. Экономическая и социальная география в системе географических наук
  • 01.10.2020
  • 491
  • 2
«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1892
    • DOCX 659.8 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Ирина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Ирина Павловна
    Романова Ирина Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 60850
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 758 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов