Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок по теме "Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля"

Урок по теме "Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля"

Скачать материал

Тема: Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.

 

Цели:  повторить и систематизировать знания учащихся по построению графиков функций,

            содержащих переменную под знаком модуля;

            закрепить умение строить графики функций различными способами: раскрытие знака

модуля по определению, методом интервалов, путем параллельного переноса вдоль осей

координат, с применением симметрии.

 

                                                Ход урока.

 

 

1. орг. момент.

 

2. Проверка домашнего задания

    ( 1 ученик записывает решение на доске, класс в это время работает устно).

   

Д/з:  у = ( х – 3 )( ‌‌|х| + 1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Устная работа.

      а) На доске записаны функции:

- На протяжении трех уроков мы с вами работали по теме «Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля».

Что мы узнали и чему научились по этой теме?

 

(Узнали различные способы построения графиков)

 

- Какие это способы?

 

( 1) метод интервалов;

  2) раскрытие модуля по определению:

  3) симметрия относительно осей координат;

  4) параллельный перенос по осям координат.)

 

б)- На доске записаны функции. Какими способами можно построить графики этих функций?

 

1)      у = |3х + 1|  - раскрытие модуля по определению, метод интервалов, с

                          помощью симметрии относительно оси Ох.

2)      у =

3)      у = -  +   - метод интервалов.

4)      у =  | х – 2 |  +  | х + 3 + 2х  - метод интервалов.

5)      у = ( х – 3 )( |х| + 1)  - раскрытие модуля по определению.

6)      у =  (х2 + 4х + 3) – раскрытие модуля по определению.

7)      у = |х - 3|( х + 1) -  раскрытие модуля по определению.

8)      у = х2 + 2|х| - 3 – раскрытие модуля по определению, симметрия

                                                   относительно оси Оу.

9)      у =  (5 - |х| )( |х| + 1) – раскрытие модуля по определению.

10)  у = ||х| - 5|   -  п.перенос по оси Ох, симметрия относительно оси Ох.

11)  у = ||| х - 2| -2 | - 2 | - п.перенос, симметрия.

12)  у = х(| х + 2 | | х – 4 | ) – раскрытие модуля по определению.

13)  |у| =  х2

14)  |у| = х2  + 1.

 

 

в) Построить в одной координатной плоскости графики функций:

1) y= |х|,  2)  у = | х – 4 |,   3) у = |х| - 4,  4) у = |х – 4 | - 3.

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Повторение изученного материала

 

- Сейчас мы с вами вспомним, как строить графики методом интервалов.

1 ученик у доски с объяснением, остальные в тетрадях.

 

у =  +  +

 

Решение: Перепишем данную функцию в виде  у = |х+3| + | 0,5х – 1 | + | 0,5х + 2 |.

                   Построим график методом интервалов:

 

1)      Найдем нули выражений, стоящих под знаком модуля.

х + 3 = 0 ; х = - 3

0,5х – 1 = 0; х = 2

0.5х + 2 =0; х = - 4.

                  2) Отметим полученные точки на числовой прямой.

 

                                                      -4                       -3                     2

 

 

Эти точки разбивают числовую прямую на 4 промежутка: (-∞ ; - 4 ), [- 4; - 3 ), [ - 3 ; 2 ),      [ 2 ; ∞ ).

Построим график на каждом промежутке.

1) x  < - 4,  x = - 10,  y = - x – 3 – 0,5x + 1 – 0,5x – 2 = - 2x – 4;      y = - 2x – 4.

2) – 4 ≤ x  < - 3,  x = - 3,5,    y = - x – 3 – 0,5x + 1 + 0,5x + 2 = - x;  y = - x.

3) – 3 ≤ x < 2,   x = 0,    y = x + 3 - 0,5x + 1 + 0,5x + 2 = x + 6;        y = x + 6.

4)    x ≥ 2,   x = 5,          y = x + 3  + 0,5x – 1 + 0,5x + 2 = 2x + 4;     y = 2x + 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение графиков с применением симметрии:

а) Симметрия относительно оси Ох.

- Графики каких функций можно построить этим методом? (указать вид)

 

  Функции вида     у = |f(x) |

 

-          Как выполняется построение?

( а) строим график функции  y = f(x);

 

б) отображаем симметрично относительно Ох ту часть графика, которая расположена ниже оси Ох.

 

в) ПРИМЕР:  у = | х2 – 4|

1)      у = х2 – 4

2)      отображение симметрично оси Ох.

 

 

 

 

 

б) Симметрия относительно оси Оу.

     Функции вида  у = f (|х|)

 

а) y = f(x);

б) у = f (|х|) –отобразить симметрично относительно Оу ту часть графика, которая находится справа от оси Оу.

в)  ПРИМЕР:   у = х2 – 2 |х|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрытие знака модуля по определению.

 

- Где мы уже встречались с этим способом?

   ( в домашнем задании)

Проверка домашнего задания.

Дополнительный вопрос отвечающему:

- Это у нас построен график функции  :  у = ( х – 3 )( ‌‌|х| + 1 ).

  Как  получить график функции  :  у =| ( х – 3 )( ‌‌|х| + 1 ) |?

( Отобразить симметрично относительно оси Ох ту часть графика, которая находится ниже оси Ох.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение параллельного переноса при построении графиков.

 

  1 ученик у доски:  Построить график функции    у = || х – 3 | - 2 |.

 

                   Анализ:  1) строим график функции  у = | х | ,

                                  2) сдвигаем его на 3 единицы вправо по оси Ох,

                                   3) выполняем параллельный перенос полученного графика

                                       на 2 единицы вниз по оси Оу.

                                  4) отображаем симметрично оси Оx (вверх) ту часть графика которая     

   расположена ниже оси Ох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик строит график на закрытой доске, а остальные учащиеся в своих тетрадях.

 

 

- Мы рассмотрели применение различных способов при построении графиков. Но в математике при построении графиков применяются сразу несколько способов.

 

Пример 1.   у =  || х | - 5 |

 

                   1) строим график функции  у = | х | ,

                   2) сдвигаем его на 5 единиц вниз по оси Оу, получим график ф-ии у = | х | - 5,

 

                   3) отображаем полученный график вверх симметрично относительно Ох,

                         получим искомый график.

 

 

Пример 2.  у = | х2 – 4 | + 2.

                          

1)      строим график функции у = х 2,

2)      сдвигаем его на 4 единицы вниз по оси Оу, получим график

функции у = х2 – 4

отображаем симметрично относительно оси Ох ту часть графика, которая

расположена ниже оси Ох, получим у = | х2 – 4 |,

3)      переносим полученный график на 2 единицы вверх по оси Оу, получим

 

 

 

 

 

5. Самостоятельная работа.

 

1.   у =      -    отметка «3»

2.   у = | х – 3 |( х + 1 )  -  отметка «4»

3.у =  (х2 + 4х + 3 )  -  отметка «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительное задание.     у = | | | х – 2 | - 2 | - 2 |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание: - Задания по нашей теме предлагаются на вступительных экзаменах

                                       в ВУЗы.

                                       1. Московская государственная академия печати.

                                                у = | х + 2 | - | х – 2 |.

 

                                     2. Московский государственный институт электронной техники.

                                             У = ( х – 1 ) (| х | + 1 ).

 

                                       3. Задания № 13 и № 14, записанные на доске.

 

7. Итоги урока:

 

    - Чем мы занимались сегодня на уроке?

    - Что сегодня выяснили из того, что было непонятно?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ппов   Повторяем и систематизируем знания  учащихся по построению графиков функций, содержащих пременную под знаком модуля;

закрепяем умение строить графики различными способами: раскрытие знака модуля по определению, методом интервалов, путем параллельного переноса вдоль осей координат, с применением симметрии.

 

                                                                                                         

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 072 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по математике на тему "Степени" 10 класс
  • Учебник: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Ч.1.: Мордкович А.Г., Семенов П.В.; Ч.2.: Мордкович А.Г. и др., под ред. Мордковича А.Г.
  • Тема: § 33. Понятие корня п-й степени из действительного числа
  • 07.10.2020
  • 829
  • 9
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Ч.1.: Мордкович А.Г., Семенов П.В.; Ч.2.: Мордкович А.Г. и др., под ред. Мордковича А.Г.
  • 06.10.2020
  • 645
  • 18
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 430
    • DOCX 281 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белоножко Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19958
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе