Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по теме "Основные проблемы романа М.А.Шолохова "Тихий Дон"

Урок по теме "Основные проблемы романа М.А.Шолохова "Тихий Дон"

Скачать материал

Тихий Дон

Тема: Основные проблемы  романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

(подготовка написания части С)

Цели:  Воспитание уважения к истории своего народа, воспитание гуманизма, любви к родному слову; развитие УУД: умение самостоятельно найти требуемую информацию, умение донести ее до слушателей.

Ход урока

1.      Вступительное слово учителя. Главное богатство любой страны, любого уголка страны  – это люди. На Дону с величайшим уважением и любовью чтут память своего земляка – крупнейшего писателя 20 века  - Михаила Александровича Шолохова. 

(Песня «Шолохова родина»)

 Слайд 1  Значимость романа «Тихий Дон» обусловлена тем, что он был написан писателем, получившим мировую известность. Именно за этот роман Шолохову была присуждена Нобелевская премия. «Тихий Дон» — национальный вклад в мировую культуру.

      Слайд   2 «Это великий писатель, у которого есть призвание к эпосу, к трагическому действию и лирическое чувство природы. Его книги полны неистовой силы и поэзии»

(Французский писатель Анри Труота )

Слайд 3

      В 34 года:

      академик АН СССР

       ему дважды присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда (а это среди писателей большая редкость)

       лауреат Нобелевской премии (одна их престижнейших международных премий).

      — «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов.

Слайд 4    Сегодня у нас урок-прощание с романом «Тихий Дон». И рассматривать его мы будем не только с точки зрения литературы, но и с точки зрения использования в качестве аргументации собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Слайд 5

·          Давайте повторим ключевые моменты работы над романом  и его содержания:

- сколько лет автор работал над романом? (с 1925 по 1940)

- какова тема романа? (судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.)

- какой временной отрезок описан в романе? (1912 - 1922 годы)

- какие исторические события охватывает этот период? (первая мировая война, февральская революция, октябрьская революция, гражданская война)

- чьи семьи стоят в центре повествования (Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых,).

      — Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Задача нашего урока— определение проблем, которые автор поднимает в своем романе, на примере каких событий, эпизодов жизни главных героев решает эти проблемы.

 

* Дома вы работали над  определением  круга проблем, которые автор поднимает в романе. Какие вы проблемы определили?

Слайд 6  (Пишут проблемы)

Слайд 7

Проблемы:

- выбора;

- отцов и детей;

- семейных ценностей;

- истинных и ложных ценностей;

- отношения человека к природе, животным;

- счастья;

- милосердия;

- чувства долга и самосохранения;

- места человека в мире;

- поведения человека на войне;

- чести и достоинства;

- отношения к труду;

- истинной любви;

- отношения к родине;

- смысла жизни, поиск жизненного пути;

- сложности взаимоотношений людей;

- прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни;

- тема войны;

- вражды людей;

- Как вы думаете, какая проблема из названных – самая широкая, в какую можно объединить другие проблемы? (проблема выбора)

      

Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как часто?

 

- В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор.

 

- Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?

 

/обстоятельства, среда, цель, "я сам"/

 

Слайд 8

 

- Существует две точки зрения:

" Выбор человека зависит от обстоятельств. " Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ.

" Человек сам творит свою судьбу. " Люди хозяева своей жизни" у. Шекспир.

 

- Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор?

 

2. Герой и обстоятельства - вечная тема в искусстве и литературе.

 

Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. "Сам ищу выход", "Блукаю я , как метель в степи…",- говорит о себе Григорий.

 

Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?

 

/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/

 

3. Григорий Мелехов ищет свой выход.

 

 

4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить.

 

...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости,,

 

Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

 

 

5. Работа с текстом.

 

Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?

 

"Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…

 

Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий".

 

"Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение".

 

"Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"."

 

"Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался".

 

"Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём".

 

"Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить".

 

"От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы".

 

 

Каким был выбор героя? За каждым эпизодом - трагедия и драма. Но к чему же пришёл Григорий?

 

Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью.

 

"Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось".

 

 

К чему же пришёл Григорий?

 

/ куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью./

 

 

-   И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.

 

(.Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма "Тихий Дон")

 

-   А теперь определитесь с выбором проблемы данного текста и напишите и напишите аргументацию собственного мнения.  

 

(работа над проблемой)

 

- зачитаем полученные фрагменты.

 

8. Написание синквейна  и чтение.

 

И наш сегодняшний урок – это маленькая лепта в память о великом русском писателе, который ушел из жизни почти 30 лет назад и похоронен на высоком берегу Дона, где он любил бывать и с высоты смотреть на родной Донской край, на родную станицу Вешенскую, где он прожил всю свою жизнь, которой не изменил, где на средства от Ленинской премии он построил двухэтажную школу. Не случайно, среди донских казаков, земляков Шолохова  в ходу была поговорка в станице «Все писатели в столице, только Шолохов в станице». Это дорогого стоит.

 

11. В заключении я бы хотела привести высказывание. Впереди у вас очень долгая и трудная жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши решения были бы правильными.

 

Слайд 10

    «Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Основные проблемы романа М.А.Шолохова "Тихий Дон""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок является завершающим в системе уроков по творчеству Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе. Урок можно назвать интегрированным, так как он является уроком подготовки написания части С единого государственного экзамена по русскому языку.

Роман может использоваться как аргумент для множества проблем, которые определяются учениками при написании сочинения на ЕГЭ.

Такие уроки я провожу после изучения каждого произведения в старших классах и значительных произведений в основной школе ("Капитанская дочка", "Дубровский" "Недоросль", "Горе от ума" и другие)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2467
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 5837
    • DOCX 24.7 кбайт
    • 161 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баркова Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Баркова Ольга Анатольевна
    Баркова Ольга Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16260
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе