- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Состав слова
- 01.10.2020
- 2502
- 124
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок по теме «Наречие как часть речи»
Тип урока: объяснения нового материала.
Цель: дать понятие о наречии как о части речи ипоказать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Оборудование:
I.Организационный момент.
Цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить на совместную работу.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. В начале урока попробуем определить ваше настроение, поиграем в игру.
Игра «Мордашки».
- Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)
Цель: повторить изученное по лексике, орфографии.
В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)
Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.
Кроссворд. (Приложение 1)
III. Формулирование темы и цели урока.
Загадка.
Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)
Учитель:- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока:«Наречие как часть речи».)
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
- Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.
2.Мини-лекция.
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.
Презентация (слайд 3)
- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?
IY. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала
1. Наблюдения над учебным материалом:
а) на доске записаны упражнения
скоро мы нашли в парке очень уютный уголок.
Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
Задание: выписать словосочетания с наречием
Очень уютный – зависимое слово-наречие, обозначает признак признака
Отдохнули хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак действия
Довольно хорошо – зависимое слово-наречие, обозначает признак другого признака
Вывод: наречие может относиться к прилагательному, глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак признака. Может относиться к причастию, деепричастию.
б) запись на доске: пел красиво(как?), поют красиво(как?), поёшь
красиво(как?)
Вывод: не имеет окончания, не изменяется
в) синтаксический разбор предложения.
Ветер, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе дома
Вывод: наречие в предложении является обстоятельством.
Учитель:- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
Пример:
Y. Физкультминутка.
Немного отдохнём, но с пользой.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
Какие наречия я назвала?
YI.Закрепление материала.
- А зачем нам нужны наречия?
- Давайте попробуем оживить данный текст.
Творческое задание.
- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.
Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.
Проверяем (презентация)
- б) Беседа по прочитанному.
Цель: пополнять словарный запас учащихся, формировать навыки работы с текстом(формулировать тему текста и его главную мысль)
- Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)
- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)
- Каково лексическое значение слова благословляет?
1. Напутствовать.
2. Воздать благодарность кому-то.
3. У религиозных людей: перекрестить
(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка).
Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
YII. Работа с учебником.
Чтение §18 стр.80-81.
IV.Закрепление учебного материала.
Замените фразеологизмы наречиями.
- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.
Положа руку на сердце
честно
У черта на куличках
далеко
Рукой подать
близко
Как в аптеке
точно
Черным по белому
ясно
Битый час
долго
Бок о бок
рядом
На вес золота
дорого
Душа в душу
дружно
Наречие или предлог?
- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.
1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.
2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.
V. Итоги урока.
- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко).
6 609 727 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тетерина Зинаида Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.