I. Работа со
стихотворением А. Барто «Я выросла». 1
7 1 2
2
На этом уроке можно подробно разобрать
одно или два стихотворения из трёх и выполнить к ним задания из «Тетради по
чтению».
Остальные (два или одно) стихи учитель
прочитает вслух и проведёт работу с текстом в более сжатом виде. Ниже
приводится вариант работы со стихотворением А. Барто с использованием
«Тетради по чтению», а затем варианты подробного чтения каждого
стихотворения.
Учитель может выбрать стихи для
подробного разбора по своему усмотрению.
1. Работа с
текстом до чтения.
1) – Откройте с. 8 учебника «Капельки солнца».
Рассмотрите эту страницу.
– Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём текст?
– Как вы догадались? Кто вам в этом помог? (Художник-иллюстратор.)
– Прочитаем фамилию, имя автора литературного
произведения.
(Агния Барто.)
– Известно ли вам это имя?
– Как называется это произведение? («Я выроcла».)
–
Что это за произведение: сказка, рассказ, стихотворение? (Стихотворение.)
–
Почему вы так считаете?
–
О ком это стихотворение? (О девочке.)
–
Почему?
2)
Работа
в тетради для чтения (с. 1, задание I.1).
– Прочитайте
столбики слов (сначала про себя, потом вслух).
– Как вы
думаете, для чего мы учились читать эти слова? 1
2. Работа
с текстом во время чтения.
●
Первичное самостоятельное чтение детей (про себя).
●
Перечитывание. Чтение с комментированием (хорошо читающие ребята) по
предложениям.
1) Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю.
–
Почему герою этого стихотворения теперь не до игрушек?
–
Можем ли мы определить, сколько лет девочке? (6 или 7.)
–
Как произносит девочка слова об учебной книге? (Важно, гордо.)
–
Прочитайте так.
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
–
Почему девочка решила подарить свои игрушки?
–
А Серёжа старше или младше?
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
–
Почему А. Барто пишет «пока»?
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
–
Почему не хочет девочка дарить хромого зайца? Зачем ей этот заяц?
–
Каким голосом, с какой интонацией нужно прочитать эти строчки? (Девочка
размышляет, сомневается...)
А медведь измазан слишком...
–
Может быть, ей и нужно отдать этого грязного медведя?
–
Почему автор поставил многоточие после первой строки?
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
–
Действительно из-за этого жаль отдавать?
–
Каким голосом, тоном прочитаем эти строчки?
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса...
–
Если в куклы чаще играют девочки, то паровоз можно отдать. Тем более какой
он? (Плохой, без колеса.)
–
А если бы паровоз был хороший, с колёсами? Отдала бы?
–
Какую интонацию выберем для чтения? (Сомнение, неуверенность.)
–
Почему стоит многоточие?
–
Ничего не отдаёт девочка. А почему? Читаем:
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
–
Как нужно прочитать эти строчки? (Твёрдо, уверенно.)
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
2)
– Почему автор употребила слово «кажется»? (И хочется подарить, потому что
уже взрослая ученица, и самой ещё нужно поиграть!)
– Какие две строчки мы прочитаем с чувством
сомнения, неуверенности?
– Когда читаешь стихотворение или другое
произведение, очень важно внимательно вчитываться в каждую строчку, думать
над ней.
– Именно это мы сейчас учились делать.
3) Повторное чтение стихотворения А. Барто «Я
выросла» (про себя).
Вопросы после чтения:
– Выросла ли девочка? Почему?
– Смогли ли вы расстаться со своими игрушками?
Почему?
– Как мы называем человека, который никому и ничего
не даёт?
(Жадным.)
– Можно ли нашу героиню назвать жадной девочкой?
Почему?
– А какая она?
4) Работа в тетради (с. 1, задание II.2).
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать в этом задании?
– Прочитайте слово, написанное в центре.
– Прочитайте столбик слов слева.
– Прочитайте слова справа.
– Возьмите карандаш и соедините стрелками слова,
которые наиболее точно говорят о девочке.
Проверка с самооценкой по алгоритму.
3. Работа с
текстом после чтения. 1 7 1 2 2
1) – Почему же девочка не отдала свои игрушки?
2) Работа в тетради (II.3). 3
– Прочитайте
вопрос задания № 3.
– Как бы вы сами ответили на этот вопрос?
– Прочитайте предложения.
– Обведите правильные ответы в кружок. ( «б» и «д».)
Проверка с самооценкой по алгоритму.
3) Работа
в учебнике. 1 7 1 2 2
а) – Вернёмся к учебнику.
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию художника.
– Все ли игрушки, о которых говорится в
стихотворении, нарисовал художник?
– Посмотрите, как интересно напечатан текст
стихотворения: он делится на несколько маленьких одинаковых частей. Сколько
таких частей в этом стихотворении? (5)
– Каждая такая маленькая часть стихотворения
называется строфой. Учитель пишет на доске с ударением слово «строфа»,
дети хором читают его.
– Помните, в начале урока вы доказывали, что это
стихотворение?
Деление текста на строфы – это ещё одно
доказательство.
– Стихотворение делится на строфы не случайно: у
каждой строфы свой смысл, своё настроение, и мы выбираем для каждой строфы
свою интонацию.
б) Выразительное чтение детей (2–3 человека) и затем
учителя.
II. Работа со стихотворением Я. Акима «Мой
конь».
1. Работа с
текстом до чтения.
– Откройте с. 10.
– Какое это произведение? (Стихотворение.)
– Из скольких строф оно состоит?
– Кто автор этого стихотворения? (Яков Аким.)
– Как называется это стихотворение? («Мой конь».)
– Если бы художник не подсказал своей иллюстрацией,
мы смогли бы догадаться только по названию, о каком коне идёт речь в
стихотворении?
Если это стихотворение разбирается
подробно, используются задания
1–5 в тетради, с. 2.
2. Работа с
текстом во время чтения.
1) Чтение с комментированием стихотворения Якова
Акима «Мой конь».
– Стихотворение А. Барто мы читали по строчкам, а
это стихотворение мы будем читать по строфам.
Читают дети.
Чтение 1-й строфы.
– Что это был за день, когда мальчику сделали
подарок? (День рождения, праздник.)
– Можно ли догадаться, о каком коне идёт речь – о
живом или игрушечном?
– Какое слово помогло догадаться? (Принесли.)
Чтение 2-й строфы.
– Почему мальчик целый день не отходил от подарка?
– Как понять: «На колёсах гулять выводил»?
Чтение 3-й строфы.
– Почему, как вы думаете?
Чтение 4-й строфы.
– Как вы понимаете слово «впопыхах»? Прочитайте в
тетради, с. 2.
– Можно ли его заменить другим словом?
– Какую интонацию нужно выбрать для чтения слов
мамы? Почему?
Чтение 5-й строфы.
– Посмотрите, ребята: игрушку мальчик называет
любимым конём, готов даже спать стоя!
Чтение 6-й строфы.
– Почему мальчику показалось, что конь уснул?
– Почему наш герой не может заснуть?
– Как вы думаете, «спать» и «задремать» одинаковые
слова по смыслу (значению)? Может быть, лучше было бы использовать слово «спать»?
Чтение 7-й строфы.
– Хотелось ли мальчику спать?
– Зачем понадобилось герою привязывать коня?
– Как нужно прочитать обращение мальчика к игрушке?
2) Повторное чтение стихотворения Я. Акима «Мой
конь» (самостоятельно, про себя).
3. Работа с
текстом после чтения.
Беседа после чтения:
– Эту книгу иллюстрировали талантливые художники.
Почему же они сделали такие рисунки на с. 11?
– Посмотрите на нашего Петю Зайцева (с. 12).
– Понравился ли ему конь, которого подарили
мальчику? О чём мечтает Петя?
Выразительное чтение по заданию учебника
(с. 12).
III. Работа со стихотворением Саши
Чёрного «Про девочку, которая нашла своего Мишку».
Если подробно разбирается это
стихотворение, используются задания
1–5 в тетради на с. 3.
1. Работа с
текстом до чтения.
– Какие интересные стихотворения мы прочитали на
уроке! Как любят их герои свои игрушки!
– А вот другой поэт, Саша Чёрный, написал
стихотворение с таинственным названием.
2. Работа с
текстом во время чтения.
Прочитайте его. («Про девочку, которая нашла своего
Мишку».)
– Как можно найти свою игрушку? Может быть, девочка
их так разбрасывала, что потом искала? Тогда зачем художник нарисовал такую
иллюстрацию?
– Вот сколько сразу возникло вопросов!
3. Работа с
текстом после чтения.
– Прочитайте про себя самостоятельно это
стихотворение.
Вопросы после чтения и ответы детей:
– Кто главный герой этого стихотворения?
– Как могло случиться, что Мишка пропал? (Девочка
какое-то время с ним не играла и забыла, где он, а когда вспомнила, стала
искать, ей сделалось страшно: а вдруг он потерялся?)
– Где же обнаружила Мишку девочка?
–
На кого похожа девочка своими словами? (На бабушку или маму. Она подражает им.)
–
Как относится девочка к своей игрушке? (Она очень любит, даже ругает ласково,
называет нежными словами. Она, как мама, ласково уговаривает, хочет
поделиться с ним своим супом. Девочка долго искала его, беспокоилась. Она
даже поранилась, жалуется ему. Я представляю, как она его прижимает к себе,
начинает сказку рассказывать, а потом просит, чтобы он извинился и дал слово,
что никогда не будет так делать. Она, как моя бабушка, даёт обещание купить
что-нибудь, только бы он слушался. Эта девочка любит его очень, хочет
причесать, почистить, чтобы скорее поцеловать. Она его, такого грязного,
называет уродкой, но любя.)
–
Молодцы, ребята! Внимательно читали. Только у меня возникли вопросы:
–
Почему Мишка стал похож на «несчастного барбоса, за которым гнался ёж»?
–
Что значит слово «франтик»?
–
Какую сказку начала рассказывать девочка? (Поучительную, воспитательную, в
которой даже кот и мышка не шалили.)
–
От чьего имени написано это стихотворение? (От имени девочки.)
–
Как вы думаете, почему автор так написал?
–
А теперь вам нужно каждому представить себя на месте этой девочки и
выразительно прочитать её историю.
Упражнение
в выразительном чтении (2 человека).
–
Пете Зайцеву очень понравился герой стихотворения – видите, на иллюстрации он
помогает его почистить. Да и самому Мишке очень нравится, как его любят и
заботятся о нем.
– Что мы
делали? (Читали тексты, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё
отношение к героям.)
–
Какое умение формировали?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.