Тема. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ.
Цель: углубить и систематизировать знания о географических картах и их особенностях; формировать первичные представления о способах
картографических изображений земной поверхности, искажений на картах,
классификации карт ; выясненить отличия в изображении местности на плане и
карте, причины возникновения
искажений на географических картах; развивать первичные практические навыки
«чтения» карты, пользование условными знаками ;
способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, атласы, настенные карты полушарий и Украины, демонстрационные плакаты
(схемы) картографических проекций.
ХОД УРОКА
1. Организационный
момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1.Изобразите с помощью
условных знаков следующие объекты: озеро, фруктовый сад. ветряную мельницу и
деревянный мост.
2.Начертите
в масштабе 1 : 10 000 отрезки, которые на местности равны:
а) 300 м; б) 500 м; в) 750 м.
3.Переведите масштаб — в 1 см 50 м — из одного
вида в два других.
4. Постройте план по описанию:
Школьники
отправились в поход. Они вышли из школы и пошли по шоссе на север. Через 400 м
они повернули на запад и пошли по полевой дороге, через 300 м вошли в
небольшой ХВОЙНЫЙ лес. Пройдя еще 300 м, ребята вышли из леса и повернули на
юго-запад. Через 100 м начался луг, который тянулся вдоль дороги 300 м до реки,
протекающей с северо-запада на юго-восток. Ребята перешли реку по деревянному
мосту и продолжили свой путь по тропинке, которая шла вдоль берега. Через 300
м им встретилась отдельно стоящая береза, от которой тропинка повернула на юг,
через 200 м справа от дороги находится колодец. Отдохнув, школьник., пошли на
восток и через 300 м дошли до реки, которую перешли по плотине. Далее их путь
лежал на северо-восток. Куда они пришли через 500 м?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
«…
карта несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь
устная или письменная.»
Н.Н.Баранский
Географические карты включают в десятки тысяч раз больше информации,
чем аналогичный по формату лист текста. Это свойство карт называют информативностью.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с географической картой, начнете
учиться читать географические карты, определять масштаб.
IV. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Существуют различные виды изображения земной поверхности на плоскости,
наиболее распространенными из которых являются фотография, аэрофотоснимок,
снимок из космоса, план местности и карта. Они используются в строительстве,
сельском хозяйстве, военном деле и многих других видах практической
деятельности человека.
Наиболее полную информацию о характере земной поверхности, объекты и
предметы, расположенные на ней, можно получить из плана местности и карты.
План местности охватывает небольшую территорию, поэтому на нем
не учитывается шарообразная форма Земли, т.е. поверхность условно считается
плоской.В отличие от планов географические карты отображают значительно большую
территорию, это может быть даже вся планета. Поэтому на них изображаются
крупнейшие и важнейшие географические объекты и действуют другие условные знаки
для их обозначения.
Географической картой называют плоское сильно уменьшенное изображение земной
поверхности, все объекты которой изображены условными знаками.
Составление схемы в тетрадях
Виды карт
По
охату По масштабу По
содержанию По назначению
территории
карты мира мелкомасштабные
общегеографические Учебные
полушарий
(до 1:1000000) тематические туристические
материков
среднемасштабные военные
океанов
( от
1:200000
медицинские
морей
до 1:1000000)
стран
крупномасштабные
городов
( мельче 1: 200000)
При создании карт используют различные картографические проекции
- математические способы изображения поверхности земного шара.
Картографические проекции различают по виду изображения параллелей и
меридианов, а также по характеру искажений. Так, по виду изображений
параллелей и меридианов различают азимутальные, цилиндрические, конические,
поликонической.
Работа с учебником
Условные знаки карты ( стр 43)
V. Закрепление изученного материала
Прием «картографический
практикум»
Беседа по вопросам.
Учитель предлагает ученикам найти в атласе тематические карты, после
чего они дают ответы на вопросы:
1. Какие существуют разновидности тематических карт?
2.Что изображено на этих картах?
3. Какие способы изображения используются?
Работа в парах.
Дети изучают одну из тематических карт (первая - тектоническую, вторая
- климатическую, третья - почв, четвертая - растительности, пятая - охраны
природы, и т. д.) по плану: название; предзначение; к каким картам принадлежит
по содержанию, масштабу, охвату территории; математические элементы и
картографическая проекция; как выглядят меридианы и параллели; есть ли на
карте искажения и какой характер они имеют.
VI. Итог урока.
• Что такое географическая карта?
• Чем план отличается от карты?
• Почему на картах возникают искажения?
VII. Домашнее задание
• Выучить текст учебника
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.