Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок по теме "Газообразные вещества"11класс

Урок по теме "Газообразные вещества"11класс

Скачать материал

 Конспект урока Учитель Гребенёва Р. Н.

11 класс. Тема урока "Газообразные вещества" (базовый уровень )

Цель:

актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ;

установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких;

повторить закон Авогадро;обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознаванияводорода, кислорода, уяснить явление парникового эффекта,формировать научное мировоззрение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный (компьютерная презентация).

Видеоопыты

             «Получение кислорода»

Оборудование и реактивы:

реактивы разбавленная  соляная кислота; цинк

оборудование  химический стакан, прибор для получения газов.

 

 

Ход урока.

I. Организация.

III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.

 

Слайд презентации

Деятельность учащихся и учителя

 

Фрагмент из мультика А.Н. Островского Весенняя сказка Музыка Римского _Корсакова  Снегурочка

 Слайд № 1.2

 

Учитель:   Что это за чудо ? и какое это имеет отношение к нашему уроку

Ученик  Изменение агрегатных свойства вещества  в зависимости от условий. вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях. Снегурочка зимой при низкой температуре,вода в твердом состоянии вода жидкость при    температуре выше нуля  и вода пар при высокой температуре.

 Ученики:    В зависимости от условий вещества могут находиться в жидком, или газообразном состоянии.

Учитель:       Тема сегодняшнего урока: «Газообразные вещества». Запишите число и тему урока в тетради.

 

Постановка цели урока

Слайд № 3

 

 

Сегодня на уроке мы вспомним свойствах некоторых  газообразных веществ;

установим отличие газообразных веществ от твердых и жидких;

повторим закон Авогадро, решим задачи с применением знаний закона Авогадро

обобщим  и систематизируем знания о способах получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, уясним явление парникового эффекта.

 

Работа у доски.

Слайд №4

Готовимся к ЕГЭ. задачи Блока С-5 По нахождению химической формулы органического вещества Источник Единый банк заданий по химии. Задача блока С-5задача №1 Определить формулу предельного альдегида, если известно, что  3.1022молекул этого альдегида весят 4,3 г.Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2013 по химии задача №2.При вза­и­мо­дей­ствии 25,5 г пре­дель­ной од­но­оснóвной кар­бо­но­вой кис­ло­ты с из­быт­ком рас­тво­ра гид­ро­кар­бо­на­та на­трия вы­де­ли­лось 5,6 л (н.у.) газа. Опре­де­ли­те мо­ле­ку­ляр­ную фор­му­лу кис­ло­ты.задача №3 Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 2. В ре­зуль­та­те ре­ак­ции пре­дель­но­го двух­атом­но­го спир­та мас­сой 30,4 г с из­быт­ком ме­тал­ли­че­ско­го на­трия по­лу­че­но 8,96 л (н. у.) газа. Опре­де­ли­те мо­ле­ку­ляр­ную фор­му­лу ис­ход­но­го спир­та

 

 

Повторение

Слайд №5

Вопрос:   Какие вам известны газообразные вещества, которые мы изучали и некоторые получали на уроках химии в 9-10 классах ?

Ответ:   Водород, аммиак, кислород, этан, углекислый газ и др.

Задание:    Рассмотрите рис. 50, с. 67.

Вопросы:

  1. Чем строение газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком состоянии?

Ответ:   В газовой фазе расстояние между молекулами во много раз превышают размеры самих частиц.

 

Изучение нового материала  

Слайд №6,7

Задание:    Найдите в учебнике на с. 68 описание основных свойств газообразных веществ. Запишите эти свойства в тетради

(один ученик с ряда, первым справившийся с заданием, получает жетончик)

Ответ

  1. Газы не имеют собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в котором находятся.
  2. Газы легко сжимаются.
  3. Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любых отношениях.

Учитель:   При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания.

     На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, как собирают и распознают эти газы.

     По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу:

Газ (краткая характеристика)

Получение (уравнение реакции)

Собирание

Распознавание

 

 

 

 

 

 

 

ответы у доски

 

Слайд №8

 

Учитель:       При атмосферном давлении объем сосуда в сотни раз больше объема молекул газа. Поэтому для газов выполняется закон Авогадро.

Задачи у доски Объясняют учащиеся ,которые планируют сдать химию в форме ЕГЭ Вопрос:   Как читается Закон Авогадро?

Ответ: В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

Вопрос:    Вспомните, сколько молекул содержит 1 моль любого газа при нормальных условиях?

Ответ:   1 моль любого газа при нормальных условиях содержит 6 * 10 23 молекул.

Вопрос:    Как называется это число?

Ответ:   Это число называется числом Авогадро.

Вопрос:    Какие условия называются нормальными?

Ответ:   760 мм рт. ст. и 00С.

Вопрос:    Какой объем занимает 1 моль любого газообразного вещества при нормальных условиях? Как он называется?

Ответ:   1 моль любого газообразного вещества занимает объем 22,4 л. Такой объем называется молярным.

 

Демонстрация получения водорода

Слайд №9

Учитель:   Что мы знаем о водороде  Водород – самый легкий газ, бесцветный, не имеет запаха.

Вопросы и ответы

  1. В каком приборе чаще всего получают водород в лабораторных условиях? (Аппарат Кипа) страница     70
  2. При взаимодействии каких реагентов получают водорода в лабораторных условиях? (вытеснением водорода металлами из растворов кислот)
  3. Вспомните, как собирают и распознают водород? (Собирают в перевернутую вверх пробирку. Распознают: к отверстию сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси)

Задание: Запишите в таблицу уравнение реакции получения водорода, способ его собирания и распознавания.

 

Демонстрация видеоопыта «Получение кислорода»

Слайд №10

Учитель:  Что мы знаем о кислороде  Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%.

     Кроме кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение – озон О3

 Демонстрация видеоопыта «Получение кислорода»

 В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия или пероксида водорода.

Задание:   Запишите в таблицу оба уравнения реакции (два ученика выполняют задание на доске)

Ответ

  • 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑ (при нагревании)
  • 2H2O2 = 2HzOO2 ↑  (в присутствии катализатора MnO2)

Вопрос:    Собирают кислород в сосуд методом вытеснения воздуха или воды. Почему?

Ответ:  Методом вытеснения воздуха – он тяжелее воздуха. Методом вытеснения воды – он мало растворим в воде.

Вопрос:   Вспомните, как распознают кислород.

Ответ:   Распознают кислород по вспыхиванию тлеющей лучины, внесенной в сосуд с этим газом.

 

Слайд № 11,12

 

 

 

 

Учитель:   Состав атмосферы может изменяться в результате антропогенного загрязнения.

     Различные оксиды образуют в атмосфере соответствующие кислоты, выпадающие в виде кислотных дождей. Они наносят большой вред.

Вопросы и ответы:

  1. Назовите оксиды и соответствующие кислоты (оксиды азота и серы, соответственно образуются азотная и серная кислоты)
  2. Какой вред наносят кислотные дожди? (разрушение памятников культуры, металлических конструкция; влияние на здоровье живых организмов)

Слайд № 13.

 

 

 

Ребята нашего класса  провели исследовательскую работу по изучению явления парникового эффекта Им слово. Юнные исследователи

 

  • Что такое «парниковый эффект»? (- нагревание внутренних слоев атмосферы Земли, обусловленное прозрачностью атмосферы для основной части излучения Солнца и поглощением атмосферой части теплового излучения поверхности планеты, нагретой Солнцем)

 

  • Каковы последствия «парникового эффекта»? (глобальное потепление климата)

 

Слайд №14.15

Учитель:   Подводя итоги урока Подумайте и закончите предложения.    

Учитель:  

  Свойства газообразных вещест

1. Газы не имеют собственной формы и объема..

2.Газы легко сжимаются.

3.Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любых отношениях.

Закон Авогадро. В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое   число молекул. И оно равно NA =6,02* 1023 Это число называется число Авогадро постоянная величина в химии

     На следующем уроки мы продолжим изучение получение, собирание газов.углекислого газа  ,аммиака и  этилена и выполним практическую работу

Слайд №.16

Учитель:   1 . Выучить  параграф № 8до слов стр. 67-75

2.  Заполнить таблицу: Профи Тесты для выполнения Приложение№2  

 

Слайд №17.

 

 

     Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

 

 

Приложение №1 Храктеристика гозов

Газ

(краткая характеристика)

Получение (уравнения реакций)

Собирание

Распознавание

Водород (Н2) – самый

легкий, бесцветный,

не имеет запаха.

Вытеснением водорода металлами из растворов кислот:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.

В перевернутую вверх дном пробирку.

При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.

Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.

1.Разложением перманганата калия:

2KMnO4 =K2MnO4+ MnO22

2.Разложением пероксида водорода

2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .

1.Вытеснением воздуха.

2.Вытеснением воды.

Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.

 

 Приложение2 Домашнее задание профи Тренировочные  тесты по теме «Газообразные вещества»

Блок А.

1.A 24 № 3832. Во­до­род об­ра­зу­ет взрыв­ча­тую смесь с

1) кис­ло­ро­дом
2) ме­та­ном
3) се­ро­во­до­ро­дом
4) уг­ле­кис­лым газом

Источник: ЕГЭ по химии 24.04.2014. До­сроч­ный экзамен. Ва­ри­ант 2.

2.A 24 № 2177. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о ка­че­ствен­ных ре­ак­ци­ях на не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства?

 А. Соли на­трия и калия окра­ши­ва­ют пламя го­рел­ки со­от­вет­ствен­но в жёлтый и фи­о­ле­то­вый цвета.

Б. На­ли­чие во­до­ро­да в со­су­де можно до­ка­зать по из­ме­не­нию окрас­ки влаж­ной лак­му­со­вой бу­ма­ги, внесённой в сосуд.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба утвер­жде­ния
4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа № 2 по химии 17.01.2013 ва­ри­ант 1.

3.A 24 № 1888. Для об­на­ру­же­ния кис­ло­ро­да в со­су­де не­об­хо­ди­мо вос­поль­зо­вать­ся

1) тле­ю­щей лу­чин­кой
2) из­вест­ко­вой водой
3) бром­ной водой
4) го­ря­щей лу­чин­кой

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 2 по химии 19.04.2013 ва­ри­ант ХИ1502.

4.Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о хи­ми­че­ском за­гряз­не­нии окру­жа­ю­щей среды?

 А. Кис­лот­ные дожди вы­зва­ны по­вы­шен­ным со­дер­жа­ни­ем в ат­мо­сфе­ре уг­ле­кис­ло­го газа.

Б. Уг­ле­кис­лый газ - самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба утвер­жде­ния
4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа № 4 по химии 06.05.2013 ва­ри­ант ХИ1601.

5.A 25 № 3602. Кис­ло­род ис­поль­зу­ет­ся в про­из­вод­стве

1) во­до­ро­да
2) ме­та­на
3) ам­ми­а­ка
4) стали

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та № 3 по химии 21.03.2014 ва­ри­ант ХИ10601

6.A 25 № 3644. Во­до­род ис­поль­зу­ет­ся в про­из­вод­стве

1) чу­гу­на
2) ам­ми­а­ка
3) ка­у­чу­ка
4) сер­ной кис­ло­ты

7. A 25 № 214. Ос­нов­ной со­став­ной ча­стью при­род­но­го газа яв­ля­ет­ся

1) бен­зол
2) метан
3) эти­лен
4) бутан

8 .A 25 № 343. Эко­ло­ги­че­ски чи­стым топ­ли­вом яв­ля­ет­ся

1) во­до­род
2) нефть
3) ка­мен­ный уголь

9. 24 № 3706. Озон в воз­ду­хе можно об­на­ру­жить с по­мо­щью

1) рас­тво­ра http://reshuege.ru/formula/60/609caf44b732b054dda5860569e7e92e.png с крах­ма­лом
2) лак­му­са
3) рас­тво­ра http://reshuege.ru/formula/9b/9b1ae237a991a8ad2817db0fd0e450d8.png
4) хлор­ной воды

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та № 4 по химии 28.11.2013 ва­ри­ант ХИ10401.

3адача1.  C 5 № 273. При пол­ном сго­ра­нии уг­ле­во­до­ро­да об­ра­зо­ва­лось 27 г воды и 33,6 л http://reshuege.ru/formula/ac/acc6579c9f3af7c3ad98bef30c7c3152p.png (н.у.). От­но­си­тель­ная плот­ность уг­ле­во­до­ро­да по ар­го­ну равна 1,05. Уста­но­ви­те его мо­ле­ку­ляр­ную фор­му­лу. Ответ http://reshuege.ru/formula/ad/addc9d41a1ff985286926e710b002969.png

Задача 2. C 5 № 359. При сго­ра­нии 0,45 г га­зо­об­раз­но­го ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства вы­де­ли­лось 0,448 л (н.у.) уг­ле­кис­ло­го газа, 0,63 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Плот­ность ис­ход­но­го га­зо­об­раз­но­го ве­ще­ства по азоту 1,607. Уста­но­ви­те мо­ле­ку­ляр­ную фор­му­лу этого ве­ще­ства

  Ответ http://reshuege.ru/formula/36/36644a52e28d2092896a336608da96d4.png

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Газообразные вещества"11класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

11 класс. Тема урока "Газообразные вещества" (базовый уровень )

Цель:актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ;

установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких;

повторить закон Авогадро;обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознаванияводорода, кислорода, уяснить явление парникового эффекта,формировать научное мировоззрение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный (компьютерная презентация).

Видеоопыты

             «Получение кислорода»

Оборудование и реактивы:

реактивы разбавленная  соляная кислота; цинк

оборудование  химический стакан, прибор для получения газов.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1593
    • DOCX 37.8 кбайт
    • 43 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гребенёва Раиса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гребенёва Раиса Николаевна
    Гребенёва Раиса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4772
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе