Тема: Численность и размещение населения
мира.
Цель: дать знания учащимся
о численности населения Земли; проанализировать изменение численности населения
Земли; рассмотреть размещение населения по территории и выявить причины
мешающие человечеству заселить планету.
Уметь давать характеристику изменений численности населения
Земли по таблице;
приводить примеры
частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности. давать
характеристику карты «Плотность населения»;
Ключевые слова урока: численность населения, плотность населения.
Оборудование:
учебник География. Страноведение. 7 класс, под редакцией О.А. Климановой,
рабочая тетрадь География. Страноведение к учебнику О.А. Климановой, карта
«Плотность населения»
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
- Объясните своими словами значение терминов
и понятий, изученных на прошлом уроке:
Великие
переселение народов
Миграции Слайд
№1
- Какие причины побуждали людей осваивать
неизвестные территории земного шара.
- Как изменились эти причины с древнейших
времен до наших дней?
- Где возникли первые государства? Назовите
древнейшие государства. Слайд №2
2. Новый материал.
Учащиеся записывают число и тему урока. Слайд
№3
Ребята самостоятельно выводят цель урока. Слайд
№ 4
- Ребята как вы думаете, из каких источников
органы власти страны узнают о численности населения ее граждан?
- А все ли страны мира проводят перепись
населения страны?
Слово учителя:
Количество людей, проживающих в том или ином государстве, узнают из переписей
населения. В одних странах она проводится через определенное количество лет, в
других, обычно бедных странах, бывают редко или не проводятся вообще. Поэтому
численность населения земного шара известна достаточно приблизительно.
В начале 21 века на нашей планете проживало примерно
6, 5 млрд. человек.
Как происходило изменение численности
населения страны, мы можем проследить по таблице в учебнике.
Работа с учебником:
Анализ таблицы 1 «Изменение численности населения Земли» на с. 36. Слайд
№5
(Ответ учащихся: Анализируя данные таблицы,
можно сделать вывод, что значительно выросла численность населения планеты в 20
веке)
? Во сколько раз
выросла численность населения планеты в 20 в.?
(Ответ учащихся: в 6,5 млрд раз)
Ребята как вы думаете, какие проблемы могут
возникнуть с дальнейшим ростом численности населения? Слайд №6
(Ответ учащихся: недостаток пищи, питьевой
воды, истощение природных ресурсов и т.д)
Самый заселенный материк Евразия, здесь живет
около 2/3 населения планеты. Меньше всего заселена Австралия, а Антарктиде
постоянного населения нет совсем.
Работа с учебником
см. рис. 15 с. 35 Страны мира с численностью населения более 100 млн человек.
Ребята, по карте «Страны мира с численностью
населения более 100 млн человек» назовите самую многочисленную страну мира.
Какие страны идут за Китаем? Слайд №7
Слово учителя:
Население большинства стран невелико. Самое малонаселенное государство
Ватикан, всего несколько сот человек.
На численность населения страны влияет:
1.сколько жителей в ней рождается и умирает за определенный период времени; 2.
какое количество людей приезжает в нее на постоянное место жительство. Слайд№8
Полностью необитаемых земель на нашей планете
практически не осталось, человек освоил практически все пригодные для жизни
участки суши. Однако население по территории планеты распределено крайне
неравномерно. Есть районы , где на 1 км 2 территории проживает более тысячи
человек. Для того чтобы сравнить, насколько плотно заселены различные районы
земного шара, используют такой показатель, как плотность населения.
Учащиеся обращаются в словарь. (Плотность населения- степень населенности конкретной территории.
Рассчитывается по формуле: численность населения территории/ площадь территории
= плотность населения) Слайд№9
Плотность населения демонстрирует, сколько
человек в среднем проживает на 1 км 2 территории.
Определите плотность населения России
используя данные на форзаце учебника.
Работа с картой «Плотность населения» атлас
с
Практическая
работа: Анализ размещения населения в мире по карте «Плотность населения мира».
- Охарактеризуйте размещение населения Земли.
Какая часть света заселена наиболее плотно, какая – наименее плотно?
- Сопоставьте карту плотности населения Земли
с физической картой мира, картой природных зон и климатической картой мира
в атласе и объясните размещение населения по территории Австралии. Слайд
№ 10,11
- Работа с рабочей тетрадью.
Выполнить задание 1-6 на с. 14- 15. Слайд
№ 12
3. Закрепление.
Назовите численность населения , проживающего
на Земле?
Какие причины влияют на численность населения
страны?
Когда наблюдалось резкое ускорение темпов
роста численности населения?
Назовите самую многочисленную страну мира.
Что такое плотность населения и как ее можно
определить?
4. Д/З &4 вопрос 1. Слайд
№ 13
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.