Тема урока: Чацкий –выразитель взглядов автора по комедии «Горе
от ума».
Цели: - обучающая:
чтение и анализ текста, продолжить осваивать основы сценической речи
(интонация, произношение, мимика, жесты);
выяснить уровень знания текста учениками.
-
развивающая: умение партнерского общения, артистические умения;
развивать мышление, связную речь, внимание, память.
-воспитывающая: воспитывать доброжелательность к
людям.
Ход
урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме. Работа в группах.Группы
показывают домашнее задание – отрывок из комедии или чтение монолога. Остальные
ученики являются критиками или режиссерами – они должны серьезно и по заслугам
оценить работу товарищей: интонацию, жесты, уверенность в себе, костюм, чтение
наизусть. Также они могут задать вопросы героям произведения.
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий
Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего
времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический
образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты
человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются
современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только
какие пути они изберут? Что является для них главным?
Выступление подготовленного уч-ся по
теме( образ Чацкого, трагедия Чацкого, Чацкий и Софья, Чацкий и Фамусов)
Учитель до этого урока был
консультантом, и в начале урока тоже объясняет, как нужно вести себя «на
сцене».
3. Происходит оценка индивидуального
вклада в работу группы. Посовещавшись с группой, лидеры объявляют о своих
оценках двум остальным группам. Итоги суммируются, в маршрут группы
выставляется средний балл.
4. Учитель объявляет, что следующий урок
станет заключительным, и просит вовремя отработать пропущенные занятия,
принести сочинения, творческие работы по желанию (если ученик видит, что у него
получится низкий результат, он может нарисовать героев, придумать кроссворд и
т.д.). ученики задают вопросы.
Анализ текста по теме.
Чтение по ролям.
3. Практическая работа (работа в группах).
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются
мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.
Карточка № 1
Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей
литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”
Карточка № 2
Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего,
недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры
понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и
раболепия в Европе та же”.
Карточка № 3
Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его
окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко
повыше прочих…”
Карточка № 4
Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и
силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой
он не увидит”.
Карточка № 5
Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу
профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и
начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким
человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на пал...
|
5. Мини-игра на знание текста. Учитель
задает вопросы группам поочередно.
Примерные вопросы.
*Как звали секретаря Фамусова, жившего у
него в доме? (Молчалин)
*Сколько лет назад Чацкий покинул Москву?
(3 года)
*Сколько лет Софье теперь, во время
действия комедии? (17 лет)
*К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж
мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье)
*О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне
только бы досталось в генералы»)
*От чего Софья потеряла сознание перед
приемом гостей? (Молчалин упал с лошади)
*О ком слова: «Лгунишка он, картежник,
вор… Да мастер услужить» (Загорецкий)
*О ком слова: «Ах! Этот человек всегда
причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий)
*Кто произносит слова: «Да, мочи нет:
мильон терзаний груди от дружеских тисков…» (Чацкий)
*Из-за чего происходит размолвка Софьи с
Молчалиным?
*Как решил судьбу дочери Фамусов в конце
комедии?
*Что волнует Фамусова в этой истории
больше всего?
Итоги урока.
6. Итоги, выставление баллов в группах.
Д/З текст, стр 35-59
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.