Разработка урока
математики в 9-м классе по теме "Арифметическая и геометрическая
прогрессии"
Лиджаева Валентина Боваевна
Основная цель: повторение и
систематизация знаний учащихся по теме.
Оборудование : компьютер,
проектор.
I. В начале урока мы совершим небольшой экскурс в историю.
Понятия арифметической и геометрической прогрессий были
известны ёще в древности.
Историческая справка.
Понятие числовой последовательности возникло и развивалось до
создания учения о функциях. Сведения, связанные с прогрессиями, впервые
встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в Vв. до н.э.
греки знали следующие прогрессии и их суммы:
- 1+2+3+…+n=
- 2+4+6+…+2n=n(n+1)
В XVIII в. в английских и французских учебниках появились
обозначения арифметической и геометрической прогрессий: . Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям,
были известны китайским и индийским ученым. Например, Арибхатта (V в.) знал
формулы для общего члена и суммы арифметической прогрессии. Слово “прогрессия”
(лат.progression) означает “движение вперед” (как и слово “прогресс”),
встречается впервые у римского автора Боэция. Первоначально под прогрессии
понимали всякую числовую последовательность, например, последовательность
натуральных чисел, их квадратов, кубов. В конце средних веков и в начале нового
времени этот термин перестал быть общеупотребительным. В XVII в., например,
Джон Грегорн употребляет вместо прогрессии термин “ряд”; другой видный
английский математик Джон Валлис применят для бесконечных рядов термин
“бесконечные прогрессии”. В настоящее время мы рассматриваем прогрессии как
частные случае числовых последовательностей.
II. Актуализация знаний учащихся
а) Какая последовательность называется арифметической
(геометрической ) прогрессией?
б) Как найти разность арифметической (знаменатель
геометрической) прогрессии?
в) Запишите формулу n-го члена арифметической (геометрической)
прогрессии.
г) Сформулируйте характеристическое свойство членов
арифметической (геометрической) прогрессии.
д) Запишите формулу суммы n первых членов арифметической
(геометрической) прогрессии.
(По мере ответов на вопросы заполняется таблица на доске).
Какие из последовательностей являются арифметическими, а
какие геометрическими прогрессиями? Для арифметической
прогрессии найти её разность, для геометрической прогрессии – знаменатель.
а)3;8;13;18;…
б);;;;…
в)1;;;;…
г)4;9;16;25;…
д)-2;2;-2;2;…
е)5;5;5;5;…
Определить неизвестные члены прогрессии:
а)1;_ ;7;_ ;13;…– арифметическая прогрессия
б)2;_ ;8; _ ;32;…– геометрическая прогрессия
в)3; _ ;-3; _ ;-9;…-арифметическая прогрессия
г)1; _ ;_ ;;…– геометрическая прогрессия
III. Решение задач.
Проверить выполнение творческого домашнего задания
(составление задач по теме). Наиболее интересное задание решить в классе.
Задача 1. При каких значениях х
числа1+x; +4;2х+9;9х
являются четырьмя последовательными членами арифметической прогрессии?
Задача 2. При каких значениях х
числа 2х;5-х;7+х;20-4х; являются четырьмя последовательными членами
геометрической прогрессии?
3. Использование матричных заданий.
По трем данным вычислите неизвестные значения величин.
)– арифметическая прогрессия
|
()– геометрическая прогрессия
|
|
d
|
N
|
|
|
|
q
|
n
|
|
|
8
|
3
|
|
104
|
|
1
|
3
|
10
|
|
|
96
|
|
|
4
|
1200
|
|
|
8
|
2
|
|
|
3
|
15
|
50
|
|
2
|
|
7
|
1458
|
|
1 ряд – 1 строка по вариантам
2 ряд – 2 строка по вариантам
3 ряд – 3 строка по вариантам
IV. Рефлексия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.