Инфоурок Алгебра Другие методич. материалыУрок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Скачать материал

Разработка урока математики в 9-м классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" 

Лиджаева Валентина Боваевна

 

Основная цель: повторение и систематизация знаний учащихся по теме.

Оборудование : компьютер, проектор.

I. В начале урока мы совершим небольшой экскурс в историю.

Понятия арифметической и геометрической прогрессий были известны ёще в древности.

Историческая справка.

Понятие числовой последовательности возникло и развивалось до создания учения о функциях. Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в Vв. до н.э. греки знали следующие прогрессии и их суммы:

  1. 1+2+3+…+n=
  2. 2+4+6+…+2n=n(n+1)

В XVIII в. в английских и французских учебниках появились обозначения арифметической и геометрической прогрессий: . Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Например, Арибхатта (V в.) знал формулы для общего члена и суммы арифметической прогрессии. Слово “прогрессия” (лат.progression) означает “движение вперед” (как и слово “прогресс”), встречается впервые у римского автора Боэция. Первоначально под прогрессии понимали всякую числовую последовательность, например, последовательность натуральных чисел, их квадратов, кубов. В конце средних веков и в начале нового времени этот термин перестал быть общеупотребительным. В XVII в., например, Джон Грегорн употребляет вместо прогрессии термин “ряд”; другой видный английский математик Джон Валлис применят для бесконечных рядов термин “бесконечные прогрессии”. В настоящее время мы рассматриваем прогрессии как частные случае числовых последовательностей.

II. Актуализация знаний учащихся

а) Какая последовательность называется арифметической (геометрической ) прогрессией?

б) Как найти разность арифметической (знаменатель геометрической) прогрессии?

в) Запишите формулу n-го члена арифметической (геометрической) прогрессии.

г) Сформулируйте характеристическое свойство членов арифметической (геометрической) прогрессии.

д) Запишите формулу суммы n первых членов арифметической (геометрической) прогрессии.

(По мере ответов на вопросы заполняется таблица на доске).

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

d=-

q=/

=+d(n-1)

=

=(+)/2

=*

=(+)n/2

=(q-)/(q-1)

=(2+d(n-1))n/2

=(-1)/(q-1)

 

S=/(1-q), |q|<1

Какие из последовательностей являются арифметическими, а какие геометрическими прогрессиями? Для арифметической прогрессии найти её разность, для геометрической прогрессии – знаменатель.

а)3;8;13;18;…

б);;;;…

в)1;;;;…

г)4;9;16;25;…

д)-2;2;-2;2;…

е)5;5;5;5;…

Определить неизвестные члены прогрессии:

а)1;_ ;7;_ ;13;…– арифметическая прогрессия

б)2;_ ;8; _ ;32;…– геометрическая прогрессия

в)3; _ ;-3; _ ;-9;…-арифметическая прогрессия

г)1; _ ;_ ;;…– геометрическая прогрессия

III. Решение задач.

Проверить выполнение творческого домашнего задания (составление задач по теме). Наиболее интересное задание решить в классе.

Задача 1. При каких значениях х числа1+x; +4;2х+9;9х являются четырьмя последовательными членами арифметической прогрессии?

Задача 2. При каких значениях х числа 2х;5-х;7+х;20-4х; являются четырьмя последовательными членами геометрической прогрессии?

3. Использование матричных заданий.

По трем данным вычислите неизвестные значения величин.

)– арифметическая прогрессия

()– геометрическая прогрессия

d

N

q

n

8

3

 

104

 

1

3

10

 

 

96

 

 

4

1200

 

8

2

 

 

3

15

50

 

2

 

7

1458

 

1 ряд – 1 строка по вариантам

2 ряд – 2 строка по вариантам

3 ряд – 3 строка по вариантам

IV. Рефлексия.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок построен на принципах технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Алгоритм укрупнения дидактических единиц, обладая силой общности, облегчает усвоение знаний учащимися. При этом достигается целостность знаний и их системность, обеспечивается прочность усвоения при существенном сокращении времени. На уроке учащиеся закрепляют понятия пргрессий. Урок способствует поддержанию интереса к математике, воспитанию умения общаться, чувства взаимопомощи, аккуратности и точности. В ходе урока развивается умение анализировать и систематизировать свои знания. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 202 материала в базе

Материал подходит для УМК

  • «Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.

    «Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.

    Тема

    Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 333
    • DOCX 111.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лиджаева Валентина Боваевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лиджаева Валентина Боваевна
    Лиджаева Валентина Боваевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4265
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе