Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по теме "Антонимы" (5 класс)

Урок по теме "Антонимы" (5 класс)

Скачать материал

Тема урока:  «Антонимы».

Цели урока:

обобщить, закрепить и углубить изученный в начальной школе материал по теме «Синонимы. Антонимы»; проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

• понаблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, диалектной речи;

• развивать связную речь учащихся, логичес­кое мышление, память, творческие способности;

• воспитывать любовь к русскому языку, вни­мательное и бережное отношение к слову.

Методы: словесный, наглядно-иллюстратив­ный, поисковый, интерактивный.

Оборудование:

• карточки с заданиями;

• презентация;

 

 

ХОД У РОКА

I.                     Активизирующее начало урока

 

                   ЯБЛОКО

 

            У прохожих на виду

Висело яблоко в саду

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок –

Высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыпленок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно.

– Кислое, зачем оно?

– Что вы? –

Шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

 

 

У: –Что говорили о яблоке герои стихотворения?

- Совпадают ли их мнения?

- Что вы можете сказать о словах  низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий?

Это слова, противоположные по лексическому значению.

У: - Как бы вы назвали эти слова?

 

У: - Какими группами слов мы с вами познакомились в разделе «Лексика»? ( Синонимы, омонимы.) Вспомните определение данных слов.

 

У: - Какая общая  часть есть в этих словах? – Что она обозначает?

 

 

Анти – против, противоположность, оним – имя.

 

Вписываем в пропущенную строчку тему урока Антонимы (записываю на доске).

 

Антонимы (греч. апti'про­тив' + опута - 'имя') - слова, имеющие противо­положные значения: день - ночь, плохой - хо­роший, любить - ненавидеть.

 

У: Записываем антонимы в тетрадь.

I.         Упражнение «Подберите антонимы»

Тот, кто выполнит задание верно, по первым буквам подобранных слов узнает оценку, которую получит за свой труд.

 

Широкий - (узкий);

твердый - (мягкий);

старый - (новый);

скучный - (интересный);

бесполезный - (ценный);

неряшливый - (аккуратный).

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся

1.      Герасим был хороший, а барыня жесток ая.

2.      Эта речка не широкая, а мелкая.

3.      Царевна была добрая, а царица плохая.

 

1.      Царевна была добрая, а царица злая.

2.      Герасим был хороший, а барыня плохая.

3.      Эта речка не широкая, а узкая.

 

 

II.       Работа в группах:

  1. В  отрывке из стихотворения М. Цветаевой пропущены слова антонимы. Допишите нужные слова.

 

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную...

 

2. Антонимы исполь­зуются в сказках. Прочитайте от­рывки из сказок и  выпишите антонимы.

• Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

* Однажды спорили Правда и Кривда: чем луч­ше жить - кривдой или правдой?

• Много ли, мало они купались - Иван-царе­вич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

• Не забудьте еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и на­пейся сильной воды.

Ответ:

волей — неволей, правда кривда, мириться -драться, много — мало, сильная — малосильная.

3.      Допишите  пословицу, используя антонимы:
- Корень учения горек, а плод его …сладок
- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает
- Ученье – свет, а неученье - …тьма
- Мягко стелет, да жестко … спать
- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого
- Знай больше, говори …меньше.
- Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый
-Легко сказать, да…трудно доказать
- Правой рукой строит, а левой…разрушает

 

Теорит. материал: Антонимы издавна используются поэтами и пи­сателями для создания контрастных образов, для резкого противопоставления мыслей.

Такой худо­жественный прием называется антитезой (анти­теза — греч. 'противоположное').

 

III.  Физминутка:

Послушайте стихотворение «Еще одно эхо?»

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ.

 

 

 

VI. Обобщение и углубление знаний по теме «Антонимы»

1. Комплексная работа с текстом

Спишите текст, вставляя пропущенные бук­вы.

И грус_но, и радос_но.

Странный в с_нтябре лес - в нем рядом в_сна и ос_нь. Желтый лист и з_леная тр_винка. П_блекшие и распускающиеся цветы. Сверкающий иней и бабоч(?)ки. Тепл_е солнце и х_лодная белая радуга.

Ув_дание и расцвет. Тиш_на и песни.

И грус_но, и радос_но.

Самопроверка.

• Определите тему, основную мысль.

• Что грустного и радостного заметил автор в сентябрьском лесу?

• На каком языковом явлении построен текст?

• Что такое антонимы?

 

- Найдите слова, которые проявляют свои противоположные свойства в данном тексте. Подчеркните их одной чертой. Являются ли ан­тонимами эти пары слов вне текста?

 

Теорит. материал: В индивидуальном творчестве мастеров слова некоторые противопоставляемые образы ощущают­ся контрастными только в тексте. Вне его они могут и не быть антонимами. Такие слова-антонимы назы­ваются контекстуальными, или контекстными.

 

Не все слова русского языка имеют соотноси­тельные слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов Сергей, каран­даш, корова и др.

 

2 Какие слова называют многозначными? Некоторые слова, если они многозначные, мо­гут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) — тяжелая; легкая (задача) - трудная; легкая (походка) - грузная; легкий (табак) -крепкий; легкий (мороз)- сильный; легкая (музы­ка) - серьезная; легкий (сон) - глубокий.

Теорит. материал: К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное.

 

Свежий хлеб – черствый хлеб

Свежий журнал – старый журнал

Свежий ветер – теплый ветер

Легкий труд – тяжелый труд

Легкий путь – трудный путь

Легкий ветер – сильный ветер

Лёгкий сон – глубокий сон

Лёгкая походка – грузная походка

Лёгкая музыка – серьёзная музыка

 

3        Самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.
1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз;
2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный)

.

 

 

VI. Тестирование

1. Какое утверждение является верным?

Слова с  противоположным  лексическим значением  называ­ются       

1) синонимами         

2) многозначными

3) омонимами

4) антонимами

 

2.Какое утверждение является верным?

Слова, контрастные только в рамках какого-либо текста, называются

1)                  контекстные синонимы

2)                  контекстные антонимы

3)                  омонимы

4)                  многозначные слова

 

3.Какое утверждение является верным?

Слова одной и той же части речи, которые обо­значают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются

1) антонимами

2) омонимами           

3) синонимами         

4) однозначными   

           

 

4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) тяжёлый камень

2) холодный ветер    

3) сладкий сон

4) острый нож

 

5. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) гигантский — огромный

2) сиять — сверкать

3) торопиться — спешка    

4) метель - вьюга      

 

 

Взаимопроверка. «5» - 5 правильных ответов

                                 «4» - 4 правильных ответа

                                  «3» - 3 правильных ответа

Ответы: 1. 4);  2. 2); 3. 3); 4. 3); 5. 3).

 

 

Домашнее задание:

 

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

 

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

 

 

 

 

 

1               группа. В  отрывке из стихотворения М. Цветаевой пропущены слова антонимы. Допишите нужные слова.

 

Полюбил богатый - …,

Полюбил ученый - …,

Полюбил румяный - …,

Полюбил хороший - … :

Золотой - полушку медную...

 

2 группа. Антонимы исполь­зуются в сказках. Прочитайте от­рывки из сказок и  выпишите антонимы.

• Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

* Однажды спорили Правда и Кривда: чем луч­ше жить - кривдой или правдой?

• Много ли, мало они купались - Иван-царе­вич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

• Не забудьте еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и на­пейся сильной воды.

 

3        группа. Допишите  пословицу, используя антонимы:


- Корень учения горек, а плод его …
- Ласточка день начинает, а соловей …
- Ученье – свет, а неученье - …
- Мягко стелет, да … спать.
- Не бойся врага умного, а бойся друга …
- Знай больше, говори ….
- Лучшая вещь новая, лучший друг - …
-Легко сказать, да… доказать.
- Правой рукой строит, а левой…

 

 

 

 

 

 

2 задание.  Спишите текст, вставляя пропущенные бук­вы.

И грус_но, и радос_но.

Странный в с_нтябре лес - в нем рядом в_сна и ос_нь. Желтый лист и з_леная тр_винка. П_блекшие и распускающиеся цветы. Сверкающий иней и бабоч(?)ки. Тепл_е солнце и х_лодная белая радуга.

Ув_дание и расцвет. Тиш_на и песни.

И грус_но, и радос_но.

 

 

 

3задание. Подберите подходящие по смыслу антонимы к прилагательным:

Свежий хлеб –

Свежий журнал –

Свежий ветер –

Легкий труд –

Легкий путь –

Легкий ветер –

Лёгкий сон –

Лёгкая походка –

Лёгкая музыка –

 

 

4 задание:
   1 вариант. Подобрать к выделенным прилагательным синонимы, затем  антонимы. Ответы записать в тетрадь.

 

              Легкий рюкзак, легкая задача, легкий мороз.


2 вариант.  Подобрать к выделенным прилагательным синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.

 

Большие дети, большой успех, большой вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

 

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

 

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

 

Домашнее задание:

 

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

 

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

 

Домашнее задание:

 

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

 

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

 

Домашнее задание:

 

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

 

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

 

 

 

 

 

 

 

VI. Тестирование         Вариант 1

1. Какое утверждение является верным?

Слова с  противоположным  лексическим значением  называ­ются

1) синонимами    

2) многозначными

3) омонимами

4) антонимами

 

2.Какое утверждение является верным?

Слова, контрастные только в рамках какого-либо текста, называются

5)                контекстные синонимы

6)                контекстные антонимы

7)                омонимы

8)                многозначные слова

 

3.Какое утверждение является верным?

Слова одной и той же части речи, которые обо­значают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются

1) антонимами

2) омонимами     

3) синонимами    

4) однозначными   

         

 

4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) тяжёлый камень

2) холодный ветер    

3) сладкий сон

4) острый нож

 

5. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) гигантский — огромный

2) сиять — сверкать

3) торопиться — спешка    

4) метель - вьюга

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Тестирование         Вариант 2

1. Какое утверждение является верным?

Слова с  противоположным  лексическим значением  называ­ются

1) синонимами    

2) антонимами

3) многозначными

4) омонимами

 

2.Какое утверждение является верным?

Слова, контрастные только в рамках какого-либо текста, называются

1) многозначные слова

2) омонимы

3) контекстные антонимы

4) контекстные синонимы

 

3.Какое утверждение является верным?

Слова одной и той же части речи, которые обо­значают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются

1) антонимами

2) однозначными 

3) омонимами     

4) синонимами

         

 

4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) холодный ветер    

2) тяжёлый камень

3) острый нож

4) сладкий сон

 

5. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) сиять — сверкать

2) торопиться — спешка    

3) гигантский — огромный

4) метель - вьюга

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Антонимы" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока "Антонимы":

обобщить, закрепить и углубить изученный в начальной школе материал по теме «Синонимы. Антонимы»; проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

• понаблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, диалектной речи;

• развивать связную речь учащихся, логичес­кое мышление, память, творческие способности;

• воспитывать любовь к русскому языку, вни­мательное и бережное отношение к слову.

Задания творческого характера позволяют формировать коммуникативную компетенцию, создавать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 960 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2540
    • DOCX 84.5 кбайт
    • 26 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Троян Нина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Троян Нина Васильевна
    Троян Нина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18445
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов