Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по теме: Питание растений. Фотосинтез.

Урок по теме: Питание растений. Фотосинтез.

Скачать материал

Тема. Питание растений. Фотосинтез.

Цель: ознакомить учащихся  с сущностью и основными этапами процесса фотосинтеза, показать его роль в жизни растений и значение для жизни на земле.

Оборудывание и материалы: таблицы «строение растительной клетки», «строение листа», микроскопы, микропрепараты листьев.

Базовые понятия и термины: фотосинтез, хлоропласт, световая и темновая фазы, вода, углекислый газ, кислород, крахмал.

Концепция урока: познакомить с историей изучения вопроса о питании растений. Сформулировать определение фотосинтеза. Рассмотреть процессы фотосинтеза, его общую схему. Описать условия среды благоприятные для прохождения фотосинтеза. Обратить внимание учащихся на роль зелёных растений в создании современной атмосферы.

Структура и содержание урока

I Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1. Чем зелёные растения отличаются от других организмов?

2. Какое строение имеет фотосинтезирующая ткань растений?

Беседа

Как могут быть связаны структура и функции вегетативных органов растений?

Если мы лишим растения каких – либо вегетативных органов, т.е. структур, то оно погибает. Как вы думаете, почему? Могут ли другие органы выполнять функции утраченных?

II Изучение нового материала

1. История изучения вопроса о питании растений (защита проектных работ учащимися)

А) Около 350 лет назад ученый Ян Гельмонт впервые поставил опыт по изучению питания растений. В глиняном горшке с почвой он выращивал иву, добавляя туда только воду. Опавшие листья ученый тщательно взвешивал. Через 5 лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 74 кг
500 гр., а масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов.

На основании этого Я.Гельмонт пришел к выводу, что все вещества в растении образуются не из почвы, а из воды. Мнение о том, что растения увеличивается в размерах только за счет воды, сохранялось до конца 18-го века.

 


Б) В 1771 году английский химик Джозеф Пристли изучал углекислый газ, или, как он его называл, «испорченный воздух», и сделал замечательное открытие. Если зажечь свечу и накрыть её стеклянным колпаком, то, немного погорев, она погаснет. Мышь, накрытая колпаком, начинает задыхаться. Однако если под колпак вместе с мышью поместить ветку мяты, то мышь не задыхается. Значит, растения «исправляют» воздух, испорченный дыханием животных, тоесть превращают углекислый газ в кислород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В) Немецкий ботаник Юлиус Сакс с помощью опытов доказал что зелёные растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества, служащие пищей другим организмам.

Фотосинтез Главное отличие зелёных растений от других живых организмов – наличие в их клетках хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать солнечные лучи, энергия которых необходима для создания органических веществ. Процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии называют фотосинтезом. В процессе фотосинтеза не только образуются органические вещества – сахара, но и выделяется кислород.

Схематично процесс фотосинтеза можно изобразить так:

вода + углекислый газ      энергия света             сахара + кислород

Общее уравнение фотосинтеза химическими символами:

6СО2+6Н2О       С6H12O6+6O2

Оптимальные условия для прохождения фотосинтеза

1) Достаточная освещенность (для различных растений она разная);

2) наличие воды;

3) наличие углекислого газа;

4) оптимальная температура (для большинства растений 25-28 oС).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Г) Доказательство образования крахмала в листьях на свету.

Докажем, что на свету в зелёных листьях растений из углекислого газа и воды образуется крахмал.

Для этого рассмотрим опыт, который в свое время был поставлен Ю.Саксом.

Комнатное растение (Герань) выдерживают двое суток в темноте, что бы весь крахмал израсходовался на процесс дыхания. Затем несколько листьев закрывают с двух сторон черной бумагой так, чтобы была прикрыта только их часть. Днем растение выставляют на свет, а ночью его дополнительно освещают с помощью настольной лампы.

Через сутки исследуемые листья срезают. Чтобы выяснить, в какой части листа образовался крахмал, листья кипятят в воде (чтобы набухли крохмальные зерна), а затем выдерживают в горячем спирте (хлорофилл при этом растворяется и лист обесцвечивается). Затем листья промывают в воде и действуют на них слабым раствором йода. Те участки листьев, которые были на свету, приобретают от действия йода синюю окраску. Это означает, что крахмал образовался в клетках освещенной части листа. Следовательно, фотосинтез происходит только на свету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               


 

Д) Космическая роль растений.

На важную роль зелёных растений в природе впервые обратил внимание выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев и назвал её космической.

Роль растений в природе действительно космическая, так как они связывают Солнце (а, значит, и Космос) с Землей, превращая энергию солнечного света в доступную дл всех живых организмов.

Размеры фотосинтетической деятельности растений в сущности тоже космические. За один год растения в процессе фотосинтеза образуют огромное количество органических веществ – 250 миллиардов тон.

Это сложные вещества, из которых состоят все живые организмы и горючее полезные ископаемые, - уголь, нефть, газ, торф.

Кстати, эти полезные ископаемые образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад.

Не меньшее значение имеет выделение кислорода растениями в процессе фотосинтеза.

Ежегодно в атмосферу выделяется более 460 миллиардов тон кислорода.

Благодаря фотосинтезу количество кислорода в воздухе остается постоянным (21%), а атмосфера Земли пригодна для жизни.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        


 

III Обобщение систематизация и контроль знаний учащихся.

1. Что такое фотосинтез?

2. В каких органах растения происходит фотосинтез?

3. Как продемонстрировать осуществление растениями фотосинтеза?

4. Что образуется в результате фотосинтеза в организме растения?

 

IV Домашнее задание. § 37.

Хронометраж урока.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности…5 мин.

Изучение нового материала………………………………………………30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся……………8 мин.

Домашнее задание………………………………………………………....2 мин.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме: Питание растений. Фотосинтез."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для жизнедеятельности живых организмов требуется энергия. Важным источником энергии на Земле является Солнце. Но только зеленые растения способны прямо использовать энергию солнечного света и превращать её в энергию питательных веществ, доступную всем организмам на Земле. Если бы вдруг на нашей планете исчезли все зеленые растения, то жизнь прекратилась бы, как только гетеротрофы съели все органические вещества. Это произошло бы очень быстро. Но поверхность Земли покрыта зеленым ковром растений. Они осуществляют процесс фотосинтеза и обеспечивают себя и все другие организмы, имеющие гетеротрофный тип питания, пищей и энергией, т.е. обеспечивают существование жизни на Земле.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 734 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 7008
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 933
    • DOCX 3.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ганенко Галина Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ганенко Галина Семеновна
    Ганенко Галина Семеновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4861
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта «Точки роста»: преподавание генетики на углублённом уровне ООО и СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 185 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов