Тема.
Разнообразие
кишечнополостных и их роль в природе. Обобщение.
Цель
урока:
рассказать о разнообразии кишечнополостных; показать единство их организации и
связь ее с образом жизни; раскрыть их роль в природе и в жизни человека.
Оборудование
и материалы:
таблицы «Тип Кишечнополостные», «Внешнее и внутреннее строение гидры», «Размножение
гидры», влажные препараты медуз и актиний; коллекция кораллов.
Базовые
понятия и термины: полипы, коралловые полипы, красные и мадрепоровые кораллы, береговые и
барьерные коралловые рифы, атоллы, актинии; медузы, глазки, статоцисты, цианея,
аурелия, корнерот, морская оса, крестовичок.
Концепция
урока: на
примере конкретных видов показать различия и сходства в строении полипов и
медуз, обратить внимание на чередование этих двух морфологических форм и
жизненном цикле многих кишечнополостных.
Показать
огромную роль кишечнополостных в геологических процессах, образовании рифов и
атоллов.
Объяснить
опасность контактов с сильно ядовитыми представителями кишечнополостных.
Структура и содержание урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ
ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ УЧАЩИХСЯ
Вопросы
к учащимся.
1)
Гидра – это полип или медуза?
2)
Какие функции выполняют стрекательные клетки?
3)
Какие функции выполняют пищеварительные клетки?
4)
Какие функции выполняют промежуточные клетки?
5)
Как передвигается гидра?
6)
Как размножается гидра?
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.
Сообщения учащихся о различных видах кишечнополостных.
2.
Беседа.
На
примере кораллов, акиний и гидры разобрать основные особенности полипов.
На
примере аурелии и корнерота разобрать основные особенности медуз.
Обратить
внимание на общий план строения медуз и полипов. Типы клеток и их расположение
в двух слоях одинаково для обеих форм.
Общее
строение этих морфологических типов действительно сходно, но имеется и ряд
отличий. Полипы являются прикрепленными и малоподвижными формами. В связи с
этим их органы чувств менее развиты. Многие полипы образуют колонии и часто
имеют внешний или внутрненний скелет из известняка или рогового вещества.
Этот
скелет выполняет опорную и защитную функции.
Скелет
красного коралла используется для изготовления ювелирных изделий, а известковые
скелеты мадрепоровых кораллов участвуют в формировании коралловых рифов. Те
коралловые рифы, которые расположены вдоль побережья, называются барьерными. Во
многих случаях коралловые рифы, расположенные вокруг подводных гор, образуют
острова кольцеобразной формы – атоллы.
Коралловые
полипы играют важную роль в геологических процесса, так как общие объемы
образуемых ими геологических формаций очень велики.
Представителями
полипов, которые не имеют жесткого скелета, являются актинии.
Медузы
– подвижные формы кишечнополостных. В тех случаях, когда в жизненном цикле
кишечнополостного чередуются поколение медузы и полипа, медуза выполняет
функцию распространения вида. В связи с более подвижным образом жизни эта форма
имеет некоторые отличительные особенности. Так у медузы значительными глазками
и органами равновесия – статоцистами.
Среди
кишечнополостных для человека наибольшую роль, кроме коралловых полипов, играют
сильно ядовитые представители данной группы. В той или иной степени ядовитыми
являются все представители кишечнополостных (это обусловлено наличием
стрекательных клеток), но непосредственную опасность для человека представляют
только некоторые. К ним относятся медузы морская оса (обитает возле Австралии)
и крестовичок (обитает на Дальнем Востоке). Красочное описание поражения
человека ядом медузы приводится к рассказе Конан Дойля «Львиная грива».
III. ОБОБЩЕНИЕ , СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Тест.
1. Кишечнополостные
это:
а)
двухслойные животные;
б)
трехслойные животные;
в)
колониальные простейшие;
г)
одноклеточные микроорганизмы.
2.
Двигательную функцию у кишечнополостных выполняют:
а)
промежуточные клетки;
б)
эпителиально-мускульные клетки;
в)железистые
клетки;
г)
мезоглея.
3.
Кишечнополостные дышат:
а)
жабрами;
б)
всей поверхностью тела
в)
легкими
г)трахеями.
4.
Наружный слой клеток тела кишечнополостных – это:
а)
эктодерма;
б)
энтодерма;
в)
мезодерма;
г)
мезоглея.
5. У
кишечнополостных имеется:
а)
только анальное отверстие
б)
только ротовое отверстие;
в) и
ротовое, и анальное отверстие.
г)
или ротовое, или анальное отверстие.
6. У
кишечнополостных имеется:
а)
кишечная полость;
б)
первичная полость тела;
в)
вторичная полость тела;
г)
смешанная полость тела.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф
29 учебника.
ХРОНОМЕТРАЖ
УРОКА
Актуализация
опорных знаний и мотивация
учебной деятельности учащихся……………………………………………………………..8 мин.
Изучение
нового материала……………………………………………………………….…..25 мин.
Обобщение,
систематизация и контроль знаний
и умение учащихся…………………………………………………………………………………..10 мин.
Домашнее
задание……………………………………………………………………………..……2 мин
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.