Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по теме: многообразие кишечнополостных

Урок по теме: многообразие кишечнополостных

Скачать материал

Тема. Разнообразие кишечнополостных и их роль в природе. Обобщение.

Цель урока: рассказать о разнообразии кишечнополостных; показать единство их организации и связь ее с образом жизни; раскрыть их роль в природе и в жизни человека.

Оборудование и материалы: таблицы «Тип Кишечнополостные»,  «Внешнее и внутреннее строение гидры», «Размножение гидры», влажные препараты медуз и актиний; коллекция кораллов.

Базовые понятия и термины: полипы, коралловые полипы, красные и мадрепоровые кораллы, береговые и барьерные коралловые рифы, атоллы, актинии; медузы, глазки, статоцисты, цианея, аурелия, корнерот, морская оса, крестовичок.

Концепция урока: на примере конкретных видов показать различия и сходства в строении полипов и медуз, обратить внимание на чередование этих двух морфологических форм и жизненном цикле многих кишечнополостных.

Показать огромную роль кишечнополостных в геологических процессах, образовании рифов и атоллов.

Объяснить опасность контактов с сильно ядовитыми представителями кишечнополостных.

Структура и содержание урока

I.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ УЧАЩИХСЯ

Вопросы к учащимся.

1) Гидра – это полип или медуза?

2) Какие функции выполняют стрекательные клетки?

3) Какие функции выполняют пищеварительные клетки?

4) Какие функции выполняют промежуточные клетки?

5) Как передвигается гидра?

6) Как размножается гидра?

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщения учащихся о различных видах кишечнополостных.

2. Беседа.

На примере кораллов, акиний и гидры разобрать основные особенности полипов.

На примере аурелии и корнерота разобрать основные особенности медуз.

Обратить внимание на общий план строения медуз и полипов. Типы клеток и их расположение в двух слоях одинаково для обеих форм.

Общее строение этих морфологических типов действительно сходно, но имеется и ряд отличий. Полипы являются прикрепленными и малоподвижными формами. В связи с этим их органы чувств менее развиты. Многие полипы образуют колонии и часто имеют внешний или внутрненний скелет из известняка или рогового вещества.

Этот скелет выполняет опорную и защитную функции.

Скелет красного коралла используется для изготовления ювелирных изделий, а известковые скелеты мадрепоровых кораллов участвуют в формировании коралловых рифов. Те коралловые рифы, которые расположены вдоль побережья, называются барьерными. Во многих случаях коралловые рифы, расположенные вокруг подводных гор, образуют острова кольцеобразной формы – атоллы.

Коралловые полипы играют важную роль в геологических процесса, так как общие объемы образуемых ими геологических формаций очень велики.

Представителями полипов, которые не имеют жесткого скелета, являются актинии.

Медузы – подвижные формы кишечнополостных. В тех случаях, когда в жизненном цикле кишечнополостного чередуются поколение медузы и полипа, медуза выполняет функцию распространения вида. В связи с более подвижным образом жизни эта форма имеет некоторые отличительные особенности. Так у медузы значительными глазками и органами равновесия – статоцистами.

Среди кишечнополостных для человека наибольшую роль, кроме коралловых полипов, играют сильно ядовитые представители данной группы. В той или иной степени ядовитыми являются все представители кишечнополостных (это обусловлено наличием стрекательных клеток), но непосредственную опасность для человека представляют только некоторые. К ним относятся медузы морская оса (обитает возле Австралии) и крестовичок (обитает на Дальнем Востоке). Красочное описание поражения человека ядом медузы приводится к рассказе Конан Дойля «Львиная грива».

III. ОБОБЩЕНИЕ , СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Тест.

1. Кишечнополостные это:

а) двухслойные животные;

б) трехслойные животные;

в) колониальные простейшие;

г) одноклеточные микроорганизмы.

2. Двигательную функцию у кишечнополостных выполняют:

а) промежуточные клетки;

б) эпителиально-мускульные клетки;

в)железистые клетки;

г) мезоглея.

3. Кишечнополостные дышат:

а) жабрами;

б) всей поверхностью тела

в) легкими

г)трахеями.

 

4. Наружный слой клеток тела кишечнополостных – это:

а) эктодерма;

б) энтодерма;

в) мезодерма;

г) мезоглея.

5. У кишечнополостных имеется:

а) только анальное отверстие

б) только ротовое отверстие;

в) и ротовое, и анальное отверстие.

г) или ротовое, или анальное отверстие.

6. У кишечнополостных имеется:

а) кишечная полость;

б) первичная полость тела;

в) вторичная полость тела;

г) смешанная полость тела.


 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф 29 учебника.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

Актуализация опорных знаний и мотивация
учебной деятельности учащихся……………………………………………………………..8 мин.

Изучение нового материала……………………………………………………………….…..25 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний
и умение учащихся…………………………………………………………………………………..10 мин.

Домашнее задание……………………………………………………………………………..……2 мин


 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме: многообразие кишечнополостных"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Кишечнополостные являются многоклеточными организмами с радикальной симметрией. Представлены одиночными или колониальными формами, подавляющее большинство из которых хищьники. Имеется две основные жизненные формы кишечнополостных - полипы (ведут прикрепленный образ жизни) и медузы (ведут плавающий образ жизни). В жизненном цикле многих кишечнополостных эти формы чередуются.
Тело кишечнополостных имеет форму мешка с одним отверстием (ротовым), которое окружено щупальцами.
Во время эмбрионального развития формируется два листка - эктодерма (наружный) и энтодерма (внутренний). Вкаждом из слоев располагается ряд специализированных типов клеток. Между эктодермой и энтодермой расположена студенистая прослойка (мезоглея), состоящая в основном из межклеточного вещества с небольшим количеством клеток.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект экскурсии-исследования Экологическое исследование парковой зоны г. Корсакова Сахалинской области на антропогенное загрязнение
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Методы исследования в биологии
  • 06.10.2020
  • 502
  • 1
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
Презентация по экологии на тему «Влияние пластика на окружающую среду и здоровье человека»
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 93. Антропогенное воздействие на биосферу
Рейтинг: 5 из 5
  • 05.10.2020
  • 5101
  • 199
«Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 460
    • DOCX 191.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ганенко Галина Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ганенко Галина Семеновна
    Ганенко Галина Семеновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4862
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 142 человека

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек