Тема: Натуральные волокна растительного
происхождения 5класс
Хлопчатобумажные
и льняные ткани.
Цель:
1) дать учащимся понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и
льняных тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами;
2) развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;
3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
коллекция «Хлопок» , «Лен» , образцы тканей, таблица «Виды волокон» .
Инструменты
и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и
льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной
бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,
Огнеупорная
посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка и карандаши для подготовки
формы диаграмм Эйлера Венна;
Волокна
хлопка и льна.
Тип
занятия: комбинированный урок.
Структура
урока:
IОрганизационный
момент
II.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
III.
Изучение нового материала
1) волокна растительного происхождения;
2) свойство волокон хлопка и льна;
3)производство хлопчатобумажных и льняных тканей.
IV.
Лабораторная практическая работа.
Изучение свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
V.
закрепление новых знаний и умений учащихся
VI.
Итог занятия
VII.
Домашнее задание
Ход занятия:
I
Организационный момент: Проверка готовности
учащихся к уроку. Выявления слабых учащихся по состоянию здоровья, имеющих
аллергию на дым. Проведение инструкции техники безопасности.
II. Актуализация опорных знаний
и умений учащихся.
Па
доске написаны слова, с которыми учащиеся будут встречаться в процессе работы:
хлопок-сырец, лен-долгунец, семенные волокна, лубяные волокна, извитость,
суровая ткань, отбеливание, трепание, чесание, ровницы, гигроскопичность,
водопроницаемость, теплозащитность.
Учащиеся
делятся на две группы, получают задания.
1 группа
Карточка:
1)
Расскажите,
что вы знаете о хлопке?
2)
Ваши
ассоциации
3)
Заполните пропуски в логической
схеме изготовления волокна: охарактеризуйте ее.
Хлопкопря-
дильные фабрика
|
2 группа
Карточка:
1)
Расскажите,
что вы знаете о льне?
2)
Ваши
ассоциации.
|
|
текстильная
|
|
ткань
|
|
|
фабрика
|
|
|
3)
Заполните пропуски в логической схеме изготовления ткани, охарактеризуйте
ее:
Примечание:
третье задание выполняется у доски, заранее схемы выполнены на доске, работают
по одному учащемуся от каждой команды.
Остальные
учащиеся работают в тетрадях.
III. Изучение нового материала.
Обобщив
ответы учащихся, знакомлю их с таблицей «Текстильные волокна»
К
текстильным волокнам растительного происхождения относятся волокна хлопка,
льна, конопли, джута, и др.
Самой распространенной
прядильной культурой является хлопчатник - одно из древнейших технических
растений нашей планеты. В Индии, Китае его выделывали уже в III тыс. до нашей эры.
В наше время хлопчатник
возделывают в районах с теплым, сухим климатом, в Китае, Бразилии, Израиле,
Узбекистане, Азербайджане и т.д.
Хлопчатник — растение высотой
70 — 200 см., с крупными цветами. Плод представляет собой коричневую коробочку,
в которой находятся семена покрытые белыми волокнами.
На одном семени развивается
от 5 до 15 тысяч волокон длиной до 50 мм. Волокно с неотделимыми семенами
называют хлопок-сырец. Ценность хлопка велика — его сравнивают с
Золотом.
Отсюда и название «Белое золото». Сейчас выведены сорта с цветными волокнами -
коричневыми, зелеными. Собирают хлопок с полей хлопкоробы.
Демонстрирую
коллекцию «Хлопок». По ходу рассказываю: Хлопок-сырец поступает на
хлопкоочистительные предприятия, где отделяют семена, ветки, посторонние
примеси. Прессуют в тюки и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Па фабрике
проходят следующие операции;
1.
Чесание -
чешут,
2.
Выравнивание
- получается ровница,
3.
Прядение
- вытягивание и скручивание волокон в непрерывную нить-пряжу.
Нить
оправляют на ткацкие фабрики, Здесь путем переплетения нитей на ткацких станках
получают суровую ткань, где ее; отбеливают, окрашивают, штампуют рисунки,
обрабатывают химическими веществами и т. д. На ткацких станках работают ткачи.
«Лен»
— однолетнее растение, является одной из важнейших культур.
Демонстрирую
лен.
Существует
около 200 видов льна, возделывают, в основном, лен-долгунец, содержащий в
стеблях волокно в виде пучков. Это волокно называют лубяным.
Леи
- долгунец — очень древняя культура. Считается, что он произошел из вида льна,
выращиваемого в далеком прошлом, в горных районах Индии, Китая,
Средиземноморья. В Х - ХШ веках, лен долгунец стал основным прядильным
растением Руси и получил название «Русское золото».
Возделывают
лен в районах с умеренным климатом. Основные посевы расположены в Украине,
Белоруссии, странах Балтии (Эстонии, Литве), многих областях России
(Вологодской, Муромской и др.).
Из
льняной пряжи вырабатывают ткани бытового назначения, технические и тарные. Из
ткани бытового назначения шьют постельное и столовое белье, летнюю одежду.
Технические ткани - это брезент. Тарные ткани - это различные мешки. Льняные
ткани очень прочные. Обработка волокон льна схожи с обработкой волокон
хлопка-сырца.
Проводится
физкультминутка.
Знакомлю
учащихся с свойствами волокон хлопка и льна.
Название
|
Св
Свойства
|
Цвет
|
Блеск
|
Извитость
|
Длина
в мм.
|
Толщина
|
Прочность
|
Мягкость
|
Х
Хлопок
|
белый
|
Матовый
|
Извитое
|
6
65
|
Тонкий
|
Средняя
|
Мягкое
|
Лен
|
Серый
|
Резкий
|
Прямое
|
250-1000
|
Толстый
|
В
Высокая
|
Жесткое
|
В ходе обсуждения составляется таблица на классной доске:
Таблица
выполняется также в тетрадях.
IV Мини – практикум
Проводится в лаборатории,
куда не приглашаются дети с ослабленным здоровьем, которые страдают, в
основном, астмой. Учащимся следует обратить внимание:
а) осмотреть волокна
невооруженным глазом, определив их цвет и наличие блеска;
б) положить волокно на темный
фон, продолжить осмотр с помощью лупы и рассмотреть извитость волокон, их длину
толщину;
в) с помощью препаровальной
иглы, глядя на волокно в лупу, расщепить техническое волокно льна на более
мелкие - элементарные волокна. Сравнить прочность и сминаемость волокон;
г) произвести сжигание
волокон.
Эту работу следует производить особенно организованно и обязательно под
наблюдением учителя:
Взять несколько волокон
пинцетом и осторожно поместить в пламя горелки. Отметить, как горят хлопковое и
льняное волокна, каким запахом сопровождается горение, и что остается после
сжигания.
Подчеркиваю,
что хлопок и лен состоит из целлюлозных - растительных клеток, также как и
бумага, поэтому горят хорошо, горение сопровождается дымом, запах при горении
напоминает
запах горящей бумаги, а после
сжигания остается легкий серый пепел.
Учащиеся делают выводы:
а) Существует ли связь между
свойствами волокон и изготавливаемых из них тканей?
б) Определяют общие свойства
для хлопчатобумажных и льняных тканей.
V Закрепление новых знаний и
умений учащихся,
Для закрепления полученных знаний
предлагаю учащимся у доски выполнить круги Эйлера Венна для того, чтобы выделить
их общие свойства
Хлопок
Лен
Диаграмма Эйлера Венна
При изучении свойств волокон
растительного происхождения
Хлопка
и льна
Хлопок Общие
свойства Лен
1)
Белый
гигроскопичные 1)
серый
2)
Матовый
термостойкие 2) резкий
3)
Извитое
достаточно прочные 3) прямое
4)
65
мм. Плохо драпируются 4)
250-1000мм.
5)
Тонкие
Дают значительную усадку 5) толстые
6)
Средняя
прочность 6)
высокая прочность
7)
Мягкое
7) жесткое
1.
Цвет
2 Блеск
3Извитость
4.Длина в мм, 5. Толщина
6.Прочность 7. Мягкость
Учащиеся выполняют чертеж
двух окружностей, выделяют свойства хлопка и льна. В середине записывают общие
свойства.
VI Итоги занятия.
Учащиеся
получают оценки выставленные учениками. Отмечают типичные ошибки.
Заключительное
слово:
Свойства
и качество тканей зависит от свойств волокон.
Чем
тоньше и длиннее волокно, тем тоньше и прочнее ткань.
YII. Домашнее задание.
1) Составить коллекцию
образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.