Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок по самопознанию на тему

Урок по самопознанию на тему

Скачать материал

Пән бойынша сабақ жоспары

Поурочный план по предмету

 

«Принципы проектирования содержания занятий по самопознанию»

 

Оқытушы:

Преподаватель: Чернышева Е.П.

Күні Дата: 27.02.2014

Топ Группа: УС-03

Сабақ түрі: Тип урока: лекция

 

Тақырыбы Тема: Концепция-Я (2 часа).

 

Мақсаты Цель:

- обеспечить усвоение студентами основных понятий темы

- воспитывать положительное отношение к учению

- развивать абстрактное мышление – умение выделять общие и существенные признаки различных понятий

- развивать умение работать в должном темпе

 

Құрал-жабдық Оборудование: лекция, презентация

 

Сабақтың барысы

Ход урока

 

1.Оргмомент. Выявление уровня готовности к уроку (внешний вид, наличие тетрадей)

 

Зима... Холод. Мрак. Но не все так плохо. Все спасает снег. Снег — это замерзшая вода, если кто не в курсе. Но откуда эта вода? Стоит только представить, что в твоем дворе сейчас лежит немного Карибского моря, а на учебу ты идешь через прибрежные воды Филиппинских островов, как сразу становится немного теплее и настроение становится лучше. Всех поздравляю с предпоследним днем зимы!

 

2.Раскрытие новой темы по плану:

 

Сегодня у нас с вами очень интересная тема и называется она «Концепция-Я». Пожалуйста, открывайте тетради, запишите тему.

 

1)  Обсуждение: С чем у вас ассоциируется название нашей сегодняшней темы?

Что ж, вы верно заметили, что в названии темы есть такое личностное и важное слова – Я.

Поэтому я предлагаю вам сделать такое упражнение:

 

2) Процедура "Образ Я"

Цель упражнения: - более глубокое осознание личностного существования; - соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. 
Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и свое место в мире.

 

3) Мы немного размялись, предлагаю перейти непосредственно к теме нашего урока. Давайте начнем разбираться, что это за концепция-Я. А начнем с того, что есть очень схожее понятие – САМОСОЗНАНИЕ. Давайте вспомним. 2-5 слайды.

 

В психологии под самосознанием, или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса.

В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.

Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека.

В вопросе классификации различных сторон самосознания, или «Я»-феномена, важными являются два критерия.

Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: «Я» как представитель определенной профессиональной группы; «Я» как член семьи; «Я» как член определенных общественных организаций и т. д.

Существенным критерием классификации «Я»-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

Временная точка зрения на себя: «прошлое Я» – каким я был раньше; «настоящее Я» – какой я сейчас; «будущее Я» – каким я вижу себя в будущем.

С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам – личные ценности; каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы.

Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека.

1. «Я» является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным «Я», т. е. это мое знание, мой опыт.

2. Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

 

4) Разобрались, и теперь вам 1,5 минутки в парах составьте, пожалуйста, кластер по термину САМОСОЗНАНИЕ.

 

Время вышло, пожалуйста, предъявите свои кластеры. (вывешиваем на доску)

 

Слайд 6 – кластер по самосознанию. Стыкуется с 8 слайдом.

 

5) Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

 9-10 слайд, определение на 10 слайде записываем.

 

6) Понятие я-концепции – видео – 2 мин

 

7) Составляющие я-концепции – 11 слайд

 

8) Работа по карточкам - Методика "Какой Я?"

 

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе, проставляются экспериментатором в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

 

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка оп­ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.

 

 

Протокол к методике «Какой Я?»

 

 

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

2

3

Хороший

Добрый

Умный

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

6

Аккуратный

Послушный

Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

 

9

10

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

9) Я часто задаю себе вопрос: почему я живу так, почему другие живут так. Это зависит от многих факторов? От воспитания, от среды, где они росли и от множества других факторов, которые от нас не зависят. Но есть один фактор, который наиболее важен, который мы можем изменить и от которого зависит наша жизнь.

Итак, три уровня – 1 – как оценивают нас другие, 2 – самооценка, 3 – достаток, удача, успех, результат, счастье.

Итак, как нас оценивают другие люди? Например, я школе была отличнице – меня в школе высоко оценивали другие люди: учителя, родители. Здесь все в порядке. Но если смотреть на 2 уровень – наблюдается проблема – чаще всего самооценка у таких людей довольно сильно занижена. Внешне все выглядит благополучно – все тебя оценивают высоко, но в глубине души самооценка занижена, но он усиленно грызет науку – он меньше общается со сверстниками – и он себя низко оценивает – не может постоять за себя, плохо кидает мячик и т.д.

Рассмотрим обратную ситуацию: двоечник, его плохо оценивают учителя, другие люди. Но эти люди – почему-то более уверенны в себе – могут постоять за себя, за друзей, преуспевают в играх, списывании, могут привлекать других людей для достижения своих целей – и отличников, кстати. У таких людей самооценка довольно высокая.

Бывают люди средние.

Жизнь показывает, что уровень оценки другими людьми не сильно важен.

Рассмотрим 3 уровень – как правило, 2 и третий уровень связаны параллельно. К чему разговор? То, что думают о вас другие люди – не важно. Значение в жизни имеет только уровень самооценки. Если самооценка низкая, то человек не может быть в достатке. Самооценка влияет на уровень счастья, достатка.

Конечно, самооценка – настоящая, не мнимая.

К сожалению, большинство учителей и родителей заставляют думать наших детей – что важно, что о тебе думают другие. Много времени человек вынужден думать о том, как его оценивают другие.

 

10) Какие бывают ошибки при выработке самооценки? Давайте посмотрим мультфильм с 20 секунды.

 

11) Итак, какие бывают самые распространенные ошибки?

- завышенные ожидания – например, вы прочитали книжку или посмотрели видеокурс – и ждем суперэффекта. Все внимание тратится на ожидание, а надо направлять энергию на действия.

- чувство собственной важности (путают с самооценкой. Но – демострация собственной важности – это как раз заниженная самооценка – это компенсация недостатков внутреннего размера самооценки). Хочешь повысить самооценку – поменьше пиара.

 

И наконец – главное – полюби себя – и люди к тебе потянутся.

 

12) Песня Гришковца – я хороший

 

Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования.

Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются прежде всего в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.

Структура профессионального самосознания учителя: «актуальное Я» – то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; «ретроспективное Я» – то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; «идеальное Я» – то, каким хотел бы быть или стать учитель; «рефлексивное Я» – то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.

 

3. Практическое задание.

Для рефлексии и проверки усвоения темы я предлагаю вам в группах по 4 человека выработать все 4 позиции

 

4. Домашнее задание. Вспомнить и описать в эссе причины, которые помогли вам повысить собственную самооценку.

 

5. Выставление оценок за урок

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по самопознанию на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме "Я-концепция" для предмета "Самопознание".

Может быть использован в старших классах или в колледжах.

есть очень схожее понятие – САМОСОЗНАНИЕ

В психологии под самосознанием, или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса.

Существенным критерием классификации «Я»-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

 

Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 308 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок Личное Финансовое Планирование
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 12.1. Финансы семьи, предприятия, государства
  • 03.10.2020
  • 1966
  • 120
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 381
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чернышева Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чернышева Елена Петровна
    Чернышева Елена Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 50731
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции