Пән бойынша сабақ
жоспары
Поурочный план по
предмету
«Принципы
проектирования содержания занятий по самопознанию»
Оқытушы:
Преподаватель:
Чернышева Е.П.
Күні
Дата: 27.02.2014
Топ
Группа: УС-03
Сабақ
түрі: Тип урока: лекция
Тақырыбы
Тема: Концепция-Я (2 часа).
Мақсаты
Цель:
-
обеспечить усвоение студентами основных понятий темы
-
воспитывать положительное отношение к учению
-
развивать абстрактное мышление – умение выделять общие и существенные признаки
различных понятий
-
развивать умение работать в должном темпе
Құрал-жабдық
Оборудование:
лекция, презентация
Сабақтың барысы
Ход урока
1.Оргмомент.
Выявление уровня готовности к уроку (внешний вид, наличие тетрадей)
Зима...
Холод. Мрак. Но не все так плохо. Все спасает снег. Снег — это замерзшая вода,
если кто не в курсе. Но откуда эта вода? Стоит только представить, что в твоем
дворе сейчас лежит немного Карибского моря, а на учебу ты идешь через
прибрежные воды Филиппинских островов, как сразу становится немного теплее и
настроение становится лучше. Всех поздравляю с предпоследним днем зимы!
2.Раскрытие
новой темы по плану:
Сегодня
у нас с вами очень интересная тема и называется она «Концепция-Я». Пожалуйста,
открывайте тетради, запишите тему.
1) Обсуждение: С чем
у вас ассоциируется название нашей сегодняшней темы?
Что
ж, вы верно заметили, что в названии темы есть такое личностное и важное слова –
Я.
Поэтому
я предлагаю вам сделать такое упражнение:
2)
Процедура "Образ Я"
Цель
упражнения: - более глубокое осознание личностного существования; - соединение
вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной
позиции.
Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему
присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним
словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою
индивидуальность и свое место в мире.
3) Мы немного
размялись, предлагаю перейти непосредственно к теме нашего урока. Давайте
начнем разбираться, что это за концепция-Я. А начнем с того, что есть очень
схожее понятие – САМОСОЗНАНИЕ. Давайте вспомним. 2-5 слайды.
В психологии под самосознанием,
или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себе, либо
результат этого процесса.
В первом случае исследователя
интересуют динамические аспекты самосознания: появление и
формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление
и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.
Во втором случае рассматриваются в
большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в
жизнедеятельности человека.
В вопросе классификации различных
сторон самосознания, или «Я»-феномена, важными являются два критерия.
Самосознание личности отражает
позиции человека в различных социальных группах: «Я» как представитель
определенной профессиональной группы; «Я» как член семьи; «Я» как член
определенных общественных организаций и т. д.
Существенным критерием
классификации «Я»-феномена является точка зрения, с которой осуществляется
анализ и оценка себя.
Временная точка зрения на себя:
«прошлое Я» – каким я был раньше; «настоящее Я» – какой я сейчас; «будущее Я» –
каким я вижу себя в будущем.
С точки зрения различных
ценностей: каким я хотел бы быть сам – личные ценности; каким меня хотели бы
видеть друзья – ценности референтной группы.
Различают следующие функции
самосознания в жизнедеятельности человека.
1. «Я» является той точкой,
той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем
всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле,
что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным «Я»,
т. е. это мое знание, мой опыт.
2. Самосознание, «Я»,
выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в
отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как
человек себя воспринимает и оценивает.
4) Разобрались, и
теперь вам 1,5 минутки в парах составьте, пожалуйста, кластер по термину
САМОСОЗНАНИЕ.
Время вышло,
пожалуйста, предъявите свои кластеры. (вывешиваем на доску)
Слайд 6 – кластер по
самосознанию. Стыкуется с 8 слайдом.
5) Я-концепция – это обобщенное представление о
самом себе, система установок относительно собственной личности.
9-10 слайд,
определение на 10 слайде записываем.
6) Понятие я-концепции
– видео – 2 мин
7) Составляющие
я-концепции – 11 слайд
8)
Работа по карточкам - Методика "Какой Я?"
Эта
методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника.
Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у
ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным
качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются
экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в
баллы.
Оценка
результатов
Ответы
типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов.
Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.
Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем
качествам личности.
Протокол
к методике «Какой Я?»
№
п/п
|
Оцениваемые
качества личности
|
Оценки
по вербальной шкале
|
да
|
нет
|
иногда
|
не
знаю
|
1
2
3
|
Хороший
Добрый
Умный
|
|
|
|
|
4
5
6
|
Аккуратный
Послушный
Внимательный
|
|
|
|
|
7
|
Вежливый
|
|
|
|
|
8
9
10
|
Умелый
(способный)
Трудолюбивый
Честный
|
|
|
|
|
Выводы
об уровне самооценки
10
баллов — очень высокий.
8-9
баллов — высокий.
4-7
баллов — средний.
2-3
балла — низкий.
0-1
балл — очень низкий.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
9) Я часто задаю себе
вопрос: почему я живу так, почему другие живут так. Это зависит от многих
факторов? От воспитания, от среды, где они росли и от множества других
факторов, которые от нас не зависят. Но есть один фактор, который наиболее
важен, который мы можем изменить и от которого зависит наша жизнь.
Итак, три уровня – 1 –
как оценивают нас другие, 2 – самооценка, 3 – достаток, удача, успех,
результат, счастье.
Итак, как нас оценивают
другие люди? Например, я школе была отличнице – меня в школе высоко оценивали
другие люди: учителя, родители. Здесь все в порядке. Но если смотреть на 2
уровень – наблюдается проблема – чаще всего самооценка у таких людей довольно
сильно занижена. Внешне все выглядит благополучно – все тебя оценивают высоко,
но в глубине души самооценка занижена, но он усиленно грызет науку – он меньше
общается со сверстниками – и он себя низко оценивает – не может постоять за
себя, плохо кидает мячик и т.д.
Рассмотрим обратную
ситуацию: двоечник, его плохо оценивают учителя, другие люди. Но эти люди –
почему-то более уверенны в себе – могут постоять за себя, за друзей,
преуспевают в играх, списывании, могут привлекать других людей для достижения
своих целей – и отличников, кстати. У таких людей самооценка довольно высокая.
Бывают люди средние.
Жизнь показывает, что
уровень оценки другими людьми не сильно важен.
Рассмотрим 3 уровень –
как правило, 2 и третий уровень связаны параллельно. К чему разговор? То, что
думают о вас другие люди – не важно. Значение в жизни имеет только уровень
самооценки. Если самооценка низкая, то человек не может быть в достатке.
Самооценка влияет на уровень счастья, достатка.
Конечно, самооценка –
настоящая, не мнимая.
К сожалению,
большинство учителей и родителей заставляют думать наших детей – что важно, что
о тебе думают другие. Много времени человек вынужден думать о том, как его
оценивают другие.
10) Какие бывают ошибки
при выработке самооценки? Давайте посмотрим мультфильм
с 20 секунды.
11) Итак, какие бывают
самые распространенные ошибки?
- завышенные ожидания –
например, вы прочитали книжку или посмотрели видеокурс – и ждем суперэффекта.
Все внимание тратится на ожидание, а надо направлять энергию на действия.
- чувство собственной
важности (путают с самооценкой. Но – демострация собственной важности – это как
раз заниженная самооценка – это компенсация недостатков внутреннего размера
самооценки). Хочешь повысить самооценку – поменьше пиара.
И наконец – главное –
полюби себя – и люди к тебе потянутся.
12) Песня Гришковца – я хороший
Профессиональная деятельность
является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как
человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной
деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее
самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным
источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования.
Для педагогической деятельности проблема профессионального
самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности
учителя выражаются прежде всего в результате учебной деятельности учащихся, и
способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои
профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью
педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является
личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.
Структура профессионального
самосознания учителя: «актуальное
Я» – то, каким себя
видит и оценивает учитель в настоящее время; «ретроспективное
Я» – то, каким себя
видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; «идеальное Я» – то, каким хотел бы быть или стать
учитель; «рефлексивное Я» – то, как, с точки зрения учителя, его
рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.
3.
Практическое задание.
Для рефлексии и проверки усвоения темы я
предлагаю вам в группах по 4 человека выработать все 4 позиции
4.
Домашнее задание. Вспомнить и описать в эссе причины, которые помогли вам повысить
собственную самооценку.
5.
Выставление оценок за урок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.