Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Читаем сказку- изучаем традиции. Урок литературы в 5 классе. В.М.Васнецова» Царевна- лягушка» И.Я.Билибин «Царевна-лягушка» ( есть два варианта») Ход урока К сегодняшнему уроку вы прочитали сказку « Царевна-лягушка». Кто знал эту сказку раньше? Как вы о ней узнали? (Дети говорят, как правило, что она была им прочитана еще до изучения в классе). А какое-то время назад дети узнавали сказки от бабушек. … И начну у бабки Сказку я просить: И начнет мне бабка Сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал…- писал поэт Иван Суриков. Рассматриваем картину В.М.Максимова»Бабушкины сказки» Обращаем внимание, как внимательно слушают сказку не только дети, но и взрослые мужчины и женщины. Случайно ли такое проявление интереса к сказке? Сказки хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы. Одной из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба- важный момент в жизни человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь. «Жениться- с людьми расплатиться»,- говорили наши предки, то есть выполнять свою обязанность. Семья связывает настоящее с прошлым и будущем. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь» ни роду, ни племени». К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. Свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей( как воспитали, чему научили). В народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери. Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение к старшим. Старше- значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно. Были строгие правила общения, за соблюдением этих правил строго следили. Хранительницей очага и семейных преданий (мудрости) была женщина. К ней всегда было особое отношение. Мужчина- добытчик- понимал, что содержание семьи и дома он был обязан женщине. Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и мудрости женщины. Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушая сказки, пословицы, поговорки. Записываем пословицы и поговорки о семье: - Не красавицей дом держится, а умницей. -В единстве сила. -Вся семья вместе- душа на месте. -Где любовь да совет, там и горы нет. -Доброй женой и муж будет славен. -Добрую жену взять- ни скуки, ни горя не знать. -Лучший клад- когда в семье лад. НЕ обошли вниманием тему семьи и живописцы. (Обращаю внимание к репродукциям картин М.Шибанова»Празднество свадебного договора»; А.П.Рябушкина»Свадебный поезд в Москве») Вопросы для беседы. -Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды народа на семью? Найди нужные эпизоды. («Как стали сыновья на возрасте, собрал их царь и говорить: -Вот что, сынки, пора вам жениться, возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадет, там и ищите себе жену» Сыновья не спорят с отцом, не говорят, что не хотят жениться. Они понимают, что создание семьи- необходимость. -Как в сказке отражено уважение к старшим? («Иван- царевич… завернул хлеб в полотенце и понес к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья. Царь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Иван-царевич…» -Сказка повествует о появлении трех молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой? ( Именно эта семья предстает перед нами примером семейного уклада. А Василиса Премудрая- это образ идеальной жены. Она приветливо встречает мужа, когда он приходит домой(«Ква-ква, Иван-царевич! Что закручинился? Аль услышал от отца слово недоброе?»): помогает Ивану-царевичу во всех его трудностях(«Не тужи, царевич, не горюй! Ложись-ка спать- почивать: утро вечера мудренее!»; она хорошая хозяйка, да и в обществе умеет себя вести так, что Ивану-царевичу можно только позавидовать.) Зачитываем сцену пира, обращаем внимание на антитезу(противопоставление), использующееся при описании Василисы и жен старших братьев. Описание танца Василисы в сказке вдохновило художника Виктора Михайловича Васнецова, и он создал картину»Царевна-лягушка». Рассматриваем ее репродукцию. Мы словно слышим звуки музыки, звуки бодрые, веселые, чистые. Это заплясала Василиса Премудрая, Царевна-лягушка. Взмахивает платочком. Поводит рукой. Стройный стан отклонен назад, струятся по спине волосы, дробно постукивают каблучки туфель. Как хороша сказочная царевна в своем древнерусском уборе с разхлетающимися от движения темно-зелеными, по-старинному свободными рукавами! Все в движении, все в лад ее смелому танцу! -Что можно сказать о муже Василисы Прекрасной Иване-царевиче? (Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушечью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. Его деяние могло разрушить их семью, погубить Василису. В семье эгоистом быть нельзя! В любом сложном положении, которых немало в жизни, нужно разобраться не торопясь, понять его причины, не рубить сплеча). Домашнее задание. Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке( по выбору учителя).
6 662 745 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Плеханова Полина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.