- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- 30.09.2020
- 562
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»
Урок
Тема: «Макрообраз леса в литературе».
Учитель: Битюцкая Л.Д.,
СВУК высшей категории
2015 год
Тема: Макрообраз леса в литературе.
Цель урока:Помочь учащимся осмыслить образ леса, опираясь на имеющиеся жизненные навыки и навыки анализа пейзажных описаний в художественном тексте; продолжить сравнение фольклорно-мифологических традиций с художественными при изображении леса; дать понятие макрообраза.
Иметь: знание о макрообразе леса в литературе.
Уметь: применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать способности к самопознанию, контролю; продолжить развитие воображения и других творческих навыков.
Содействовать всеми средствами урока формированию
личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов.
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование: репродукция картин Шишкина, иллюстрации с изображением леса, звуки леса, эпиграф:
Лес, точно терем расписной…
И. А. Бунин.
1. Организационный момент.
Я предлагаю учащимся встать в круг, взяться за руки, повернуться друг к другу, улыбнуться и пожелать доброго дня.
2. Беседа по вопросам.
На фоне записи звуков леса ввожу учащихся в учебную ситуацию:
- Ребята! Закройте глаза и попробуйте очутиться в мире звуков, которые вы сейчас услышите.
А теперь откройте глаза и опишите то место, где каждый из вас сейчас мысленно побывал.
После небольшой паузы:
- Так что это было? Это, конечно же, лес.
3. Побуждение к мотивации.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «лес».
Составьте схему.
птицы Лес деревья
тишина
воздух
звуки
4. Создание картины – схемы леса.
Чтобы говорить о лесе, вспомним, что лес, прежде всего,- это пространство. Если попытаться создать модель пространства, то выяснится, во –первых, что оно – горизонтальное, в котором есть трава, деревья и кусты; во –вторых, что еще –это динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многих живых существ.
Учащиеся в своих тетрадях создают исходя из собственного видения, картину леса. Наиболее удачные из них нужно продемонстрировать всему классу.
5. Работа с изобразительным материалом.
Беру несколько картин и показываю разницу между произведениями живописи и иллюстрациями пейзажей. Провожу беседу:
1. Какой это пейзаж?
2. Укажите признаки, характерные для лесного пространства. Создание образа леса. (Образ леса – это динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многих живых существ, образы- звуки, образы-запахи, цвета, краски, игру света и тени.)
3. Всегда ли один и тот же лес одинаков? От чего это зависит? (Собирательный образ леса складывается из многочисленных его состояний во времени суточного и природного цикла: лес утром, днем, вечером и ночью; лес весной, осенью и зимой; лес в дождь, в грозу, в метель, в ветреную погоду). Показываю картины различных времен года, времени суток, состояний природы и говорю:
4. Какое это пространство? (горизонтальное)
5. Каким может быть лес как пространство? (сказочным и реальным)
В результате мы составили модель пространства леса. Но мы на уроке литературы.
6. Беседа по картине
Давайте составим модель художественного пространства леса. А для этого постарайтесь вспомнить произведения художественной литературы и фильмы, где встречаются картины леса. Составим схему:
Лес
сказочный реальный
(кто населяет?) (кто населяет?)
Вот сколько образов леса мы собрали, именно поэтому можно сказать, что лес – это макрообраз, объединяющий в себе несколько рядов образов.
Макро…- первая часть сложных слов, указывающая на отношение к большим размерам, на множество.
Определение учащиеся записывают в тетради. Можно попросить их привести примеры слов, имеющих в своем составе часть макро-: макромир, макрокосм и т.д.
7. Работа в группах.
Учащиеся получают следующее задание: выделить ряды образов в описании леса у разных авторов, данных в учебнике русской словесности для 7 класса на стр.159-161. Используя таблицу, заполнить только те колонки с видами образов, которые есть в тексте.
Автор
Образы растительного
царства
Образы живых
существ
Образы-запахи
Образы-звуки
Цветовая палитра
Образы-переживания
Образы-мысли
8. Презентация групп.
Обращаювниманиена то, какиеразные временные моменты жизни леса показывают в своих художественных текстах Аполлон Майков, Иван Никитин, Иван Тургенев, Иван Бунин, Тамара Мадзигон, Евгений Курдаков: перед нами лес, но каков он? Нацеливаю учащихся на то, что во всех текстах, с которыми они познакомятся, важную роль играет образ автора с его явно выраженным отношением к лесу. Обращаю внимание на образы-переживания и образы-мысли, которыми сопровождают авторы свои пейзажные картины.
9. Творческая работа.
Сочинить стихотворение о лесе.
10. Подведение итогов.
Обобщаю все сказанное на уроке, услышанное и увиденное учащимися, ставлю оценки и анализирую качество учебной деятельности учащихся.
11. Домашнее задание.
Написать эссе о том образе леса, который наиболее понравился вам.
6 626 925 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Битюцкая Любовь Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.