Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русской литературе " Макрообраз леса в литературе" (7 класс)

Урок по русской литературе " Макрообраз леса в литературе" (7 класс)

Скачать материал

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

                                        

                            Урок

 

Тема: «Макрообраз леса в литературе».

 

 

 

                                         Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год

                                               

Тема:   Макрообраз  леса в литературе. 

Цель урока: Помочь учащимся осмыслить образ леса, опираясь на   имеющиеся жизненные навыки и навыки анализа пейзажных описаний в художественном тексте; продолжить сравнение фольклорно-мифологических традиций с художественными при изображении леса; дать понятие макрообраза.

Иметь:           знание о макрообразе леса в литературе.

Уметь:          применять теоретические знания на практике, логично и  последовательно излагать свою мысль; развивать      способности к самопознанию, контролю; продолжить развитие воображения и других  творческих навыков.     

                      Содействовать всеми средствами урока формированию

                      личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов.

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: репродукция картин Шишкина, иллюстрации с изображением леса, звуки леса, эпиграф:

                                                           Лес, точно терем  расписной…

                                                                                                   И. А. Бунин.

1. Организационный момент.

 Я предлагаю учащимся встать  в круг, взяться за руки,   повернуться  друг к другу, улыбнуться и пожелать доброго дня.

2. Беседа по вопросам.

На фоне записи звуков леса ввожу учащихся в учебную ситуацию:

- Ребята! Закройте глаза и попробуйте очутиться в мире звуков, которые вы сейчас услышите.

А теперь откройте глаза и опишите то место, где каждый из вас сейчас мысленно побывал.

После небольшой паузы:

- Так что это было? Это, конечно же, лес.

 

3. Побуждение к мотивации.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «лес».

Составьте схему.

             птицы                           Лес                              деревья

                                                                      тишина

                                    воздух

                                                звуки

 

 

4. Создание картины – схемы леса.

Чтобы говорить о лесе, вспомним, что лес, прежде всего,- это пространство. Если попытаться создать модель пространства, то выяснится, во –первых, что оно – горизонтальное, в котором есть трава, деревья и кусты; во –вторых, что еще –это динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многих живых существ.

   Учащиеся в своих тетрадях создают исходя из собственного видения, картину леса. Наиболее удачные из них нужно продемонстрировать всему классу.

5. Работа с изобразительным материалом.

Беру несколько картин и показываю разницу между произведениями живописи и иллюстрациями пейзажей.  Провожу беседу:

1.     Какой это пейзаж?

2.     Укажите признаки, характерные для лесного пространства. Создание образа леса. (Образ леса – это динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многих живых существ, образы- звуки,  образы-запахи, цвета, краски, игру света и тени.)

3.     Всегда ли один и тот же лес одинаков? От чего это зависит? (Собирательный образ леса складывается из многочисленных его состояний во времени суточного и природного цикла: лес утром, днем, вечером и ночью; лес весной, осенью и зимой; лес в дождь, в грозу, в метель, в ветреную погоду). Показываю картины различных времен года, времени суток, состояний природы и говорю:

 4. Какое это пространство? (горизонтальное)

5.   Каким может быть лес как пространство? (сказочным и реальным)   

     В результате мы составили модель пространства леса. Но мы на уроке литературы.

6. Беседа по  картине

Давайте составим модель художественного пространства леса. А для этого постарайтесь вспомнить произведения художественной литературы и фильмы, где встречаются картины леса. Составим схему:

                                                Лес

 


               сказочный                                            реальный

             (кто населяет?)                                      (кто населяет?)

                                                             

 

 

Вот сколько образов леса мы собрали, именно поэтому можно сказать, что лес – это макрообраз, объединяющий в себе несколько рядов образов.

  Макро…- первая часть сложных слов, указывающая на отношение к большим размерам, на множество.

   Определение учащиеся записывают в тетради. Можно попросить их привести примеры слов, имеющих в своем составе часть макро-: макромир, макрокосм и т.д.

 

7.      Работа в группах.

 Учащиеся получают следующее задание: выделить ряды образов в описании леса у разных авторов, данных в учебнике русской словесности для 7 класса на стр.159-161. Используя таблицу, заполнить только те колонки с видами образов, которые есть в тексте.

 

Автор

Образы растительного

царства

Образы живых

существ

Образы-запахи

Образы-звуки

Цветовая палитра

Образы-переживания

Образы-мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Презентация групп.

Обращаю внимание на то, какие разные временные моменты жизни леса показывают в своих художественных текстах Аполлон Майков, Иван Никитин, Иван Тургенев, Иван Бунин, Тамара Мадзигон, Евгений Курдаков: перед нами лес, но каков он? Нацеливаю учащихся на то, что во всех текстах, с которыми они познакомятся, важную роль играет образ автора с его явно выраженным отношением к лесу. Обращаю внимание на образы-переживания и образы-мысли, которыми сопровождают авторы свои пейзажные картины.

9.       Творческая работа.

Сочинить стихотворение о лесе.

10.  Подведение итогов.

Обобщаю все сказанное на уроке, услышанное и увиденное учащимися, ставлю оценки и анализирую качество учебной деятельности учащихся.

11. Домашнее задание.

         Написать эссе о том образе леса, который наиболее понравился вам.

    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русской литературе " Макрообраз леса в литературе" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

                                        

                            Урок

 

Тема: «Макрообраз леса в литературе».

 

 

 

                                         Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год

                                               

Тема:   Макрообраз  леса в литературе. 

Цель урока:Помочь учащимся осмыслить образ леса, опираясь на   имеющиеся жизненные навыки и навыки анализа пейзажных описаний в художественном тексте; продолжить сравнение фольклорно-мифологических традиций с художественными при изображении леса; дать понятие макрообраза.

Иметь:           знание о макрообразе леса в литературе.

Уметь:          применять теоретические знания на практике, логично и        последовательно излагать свою мысль; развивать      способности к самопознанию, контролю; продолжить развитие воображения и других  творческих навыков.     

                      Содействовать всеми средствами урока формированию

                      личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов.

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: репродукция картин Шишкина, иллюстрации с изображением леса, звуки леса, эпиграф:

                                                           Лес, точно терем  расписной…

                                                                                                   И. А. Бунин.

1. Организационный момент.

 Я предлагаю учащимся встать  в круг, взяться за руки,   повернуться  друг к другу, улыбнуться и пожелать доброго дня.

2. Беседа по вопросам.

На фоне записи звуков леса ввожу учащихся в учебную ситуацию:

- Ребята! Закройте глаза и попробуйте очутиться в мире звуков, которые вы сейчас услышите.

А теперь откройте глаза и опишите то место, где каждый из вас сейчас мысленно побывал.

После небольшой паузы:

- Так что это было? Это, конечно же, лес.

 

3. Побуждение к мотивации.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «лес».

Составьте схему.

             птицы                           Лес                            деревья

                                                                      тишина

                                    воздух

                                                звуки

 

 

4. Создание картины – схемы леса.

Чтобы говорить о лесе, вспомним, что лес, прежде всего,- это пространство. Если попытаться создать модель пространства, то выяснится, во –первых, что оно – горизонтальное, в котором есть трава, деревья и кусты; во –вторых, что еще –это динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многих живых существ.

   Учащиеся в своих тетрадях создают исходя из собственного видения, картину леса. Наиболее удачные из них нужно продемонстрировать всему классу.

5. Работа с изобразительным материалом.

Беру несколько картин и показываю разницу между произведениями живописи и иллюстрациями пейзажей.  Провожу беседу:

1.     Какой это пейзаж?

2.     Укажите признаки, характерные для лесного пространства. Создание образа леса. (Образ леса – это динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многих живых существ, образы- звуки,  образы-запахи, цвета, краски, игру света и тени.)

3.     Всегда ли один и тот же лес одинаков? От чего это зависит? (Собирательный образ леса складывается из многочисленных его состояний во времени суточного и природного цикла: лес утром, днем, вечером и ночью; лес весной, осенью и зимой; лес в дождь, в грозу, в метель, в ветреную погоду). Показываю картины различных времен года, времени суток, состояний природы и говорю:

 4. Какое это пространство? (горизонтальное)

5.   Каким может быть лес как пространство? (сказочным и реальным)   

     В результате мы составили модель пространства леса. Но мы на уроке литературы.

6. Беседа по  картине

Давайте составим модель художественного пространства леса. А для этого постарайтесь вспомнить произведения художественной литературы и фильмы, где встречаются картины леса. Составим схему:

                                                Лес

 

 

               сказочный                                           реальный

             (кто населяет?)                                     (кто населяет?)

                                                             

 

 

Вот сколько образов леса мы собрали, именно поэтому можно сказать, что лес – это макрообраз, объединяющий в себе несколько рядов образов.

  Макро…- первая часть сложных слов, указывающая на отношение к большим размерам, на множество.

   Определение учащиеся записывают в тетради. Можно попросить их привести примеры слов, имеющих в своем составе часть макро-: макромир, макрокосм и т.д.

 

7.      Работа в группах.

 Учащиеся получают следующее задание: выделить ряды образов в описании леса у разных авторов, данных в учебнике русской словесности для 7 класса на стр.159-161. Используя таблицу, заполнить только те колонки с видами образов, которые есть в тексте.

 

Автор

Образы растительного

царства

Образы живых

существ

Образы-запахи

Образы-звуки

Цветовая палитра

Образы-переживания

Образы-мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Презентация групп.

Обращаювниманиена то, какиеразные временные моменты жизни леса показывают в своих художественных текстах Аполлон Майков, Иван Никитин, Иван Тургенев, Иван Бунин, Тамара Мадзигон, Евгений Курдаков: перед нами лес, но каков он? Нацеливаю учащихся на то, что во всех текстах, с которыми они познакомятся, важную роль играет образ автора с его явно выраженным отношением к лесу. Обращаю внимание на образы-переживания и образы-мысли, которыми сопровождают авторы свои пейзажные картины.

9.       Творческая работа.

Сочинить стихотворение о лесе.

10.  Подведение итогов.

Обобщаю все сказанное на уроке, услышанное и увиденное учащимися, ставлю оценки и анализирую качество учебной деятельности учащихся.

11. Домашнее задание.

         Написать эссе о том образе леса, который наиболее понравился вам.

 

     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 682
    • DOCX 46.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Битюцкая Любовь Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Битюцкая Любовь Дмитриевна
    Битюцкая Любовь Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62241
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1514 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе