Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Урок по русской литературе на тему "Лирическая героиня Марины Цветаевой"(11 класс)

Урок по русской литературе на тему "Лирическая героиня Марины Цветаевой"(11 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Лирическая героиня Марины Цветаевой.

Урок№1

1.А.Ахматова и Марина Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

Ученик

у Ахматовой

плавность

сдержанность

приглушенность

затаенность

как будто нехотя

внутренний шепот

разговор с самой собой

у Цветаевой:

напор

порыв

взрыв

накал вызов

борьба

поединок

удар

Обе – «охвачены огнем страсти».

Для обеих любовь-«только не эти оковы», «любовная пытка». Какой им видится лирическая героиня этих поэтов?

Стихотворение

« Я тебя отвоюю

у всех земель,

у всех небес…»

Что для нее любовь? Какова она в любви?

-Для обеих любовь- « поединок роковой», но лирическая героиня:

Ахматовой

«смиренница»

-растеренность

-беспомощность

-недоумение

-полубред

-покорность

-приглушенное

-отчаяние

-ведомая

Цветаевой

«воительница»

-бунтарка

-открытое противостояние

-одна против всех и вся, вплоть до бога

-мятежница

-бросает вызов

-«пугачевка» ( любимый пушкинский герой Пугачев)

-вожатый

Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на»любовный недуг». И это естественно.

Цветаева тоже по- своему»научила женщин говорить…», выразила другую ипостась женской души.

2.Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляюшие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: « Цельность ее характера, цельность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения»

-Полностью читаем главу «Как она писала»

Особо выделяем: «Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Острием мысли и пера» «…добивалась точного единства смысла и звучания»; «… пробовала слова на звук»

-Чтение стихотворения из цикла» Стихи к Блоку»: « Имя твое- птица в руке»

-Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга» Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: « Одиночество, вернее сказать, отторжение всю висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим- самой себе за высшее благо».

3.Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой ее лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

-лирический герой- ролевая маска( многие герои Вл.Высоцкого)

-лирический герой- двойник( нет абсолютного тождества, сходства- поэзия А.Ахматовой)

-героический герой- абсолют» Я» поэта.

Как вы думаете, Цветаева и ее героиня каковы?

Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой-« абсолютное самовыражение»

4.» Погружение» в стхотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…».

Первая строка- уже раскалена до предела, жжет, обжигает. Порожает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:

«Я» объявляю войну против(«иду на Вы…»

Сравните: у Ахматовой-такого начала нет, да и не может быть. У нее камерность, интимность.

Он-Она- соперники

А у Цветаевой?

Соперники-все(называем слова- доминанты: «земель», « небес»- это уже не комната- это Вселенная)

.Первая строка-заявка сделана; вызов брошен.

Каков же смысловой центр?

Она--------ПРОТИВ------ВСЕ

а ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ПРОНИКНУТЬ В ЦВЕТАЕВСКОЕ «ВСЕ»(По первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

земли- небеса-пространство

2ст.» Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей…

3стр. « Я тебя отвоюю у всех…»

Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на» поединок роковой». Одна против Всех ( и Бог ей не судья).

Можно ли себе представить такое у Ахматовой? «Такого счета» предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло- у» монашенки».

А здесь- да.



  • Русский язык и литература
Описание:

Лирическая героиня Марины Цветаевой.

Урок№1

1.А.Ахматова и Марина Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

Ученик                                                             

у Ахматовой

плавность

сдержанность

приглушенность

затаенность

как будто нехотя

внутренний шепот

разговор с самой собой

у Цветаевой:

напор

порыв

взрыв

накал вызов

 борьба

поединок

удар

Обе – «охвачены огнем страсти».

Для обеих любовь-«только не эти оковы», «любовная пытка». Какой им видится лирическая героиня этих поэтов?

Стихотворение

« Я тебя отвоюю

у всех земель,

у всех небес…»

Что для нее любовь? Какова она в любви?

-Для обеих любовь- « поединок роковой», но лирическая героиня:

Ахматовой

«смиренница»

-растеренность

-беспомощность

-недоумение

-полубред

-покорность

-приглушенное

-отчаяние

-ведомая

Цветаевой

«воительница»

-бунтарка

-открытое противостояние

-одна против всех и вся, вплоть до бога

-мятежница

-бросает вызов

-«пугачевка» ( любимый пушкинский герой Пугачев)

-вожатый

Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на»любовный недуг». И это естественно.

Цветаева тоже по- своему»научила женщин говорить…»,  выразила другую ипостась женской души.

2.Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляюшие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: « Цельность ее характера, цельность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения»

-Полностью читаем главу «Как она писала»

Особо выделяем: «Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Острием мысли и пера» «…добивалась точного единства смысла и звучания»; «… пробовала слова на звук»

-Чтение стихотворения из цикла» Стихи к Блоку»: « Имя твое- птица в руке»

-Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга» Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: « Одиночество, вернее сказать, отторжение всю висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим- самой себе за высшее благо».

3.Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой ее лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

-лирический герой- ролевая маска( многие герои Вл.Высоцкого)

-лирический герой- двойник( нет абсолютного тождества, сходства- поэзия А.Ахматовой)

-героический герой- абсолют» Я» поэта.

Как вы думаете, Цветаева и ее героиня каковы?

Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой-« абсолютное  самовыражение»

4.» Погружение» в стхотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…».

Первая строка- уже раскалена до предела, жжет, обжигает. Порожает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:   

«Я» объявляю войну против(«иду на Вы…»

Сравните: у Ахматовой-такого начала нет, да и  не может быть. У нее камерность, интимность.

Он-Она- соперники

А у Цветаевой?

Соперники-все(называем слова- доминанты: «земель», « небес»- это уже не комната- это Вселенная)

.Первая строка-заявка сделана; вызов брошен.

Каков же смысловой центр?

Она--------ПРОТИВ------ВСЕ

а ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ПРОНИКНУТЬ В ЦВЕТАЕВСКОЕ «ВСЕ»(По первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

земли- небеса-пространство

2ст.» Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей…

3стр. « Я тебя отвоюю у всех…»

Что же получается?  Лирическая героиня Цветаевой выходит на» поединок роковой». Одна против Всех ( и Бог ей  не судья).

Можно ли себе представить такое у Ахматовой? «Такого  счета» предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло-  у» монашенки».

А здесь- да.

 

 

Автор Борзикова Ольга Владимировна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 794
Номер материала 58913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: