Урок по русскому языку с использованием ЭОР
Урок русского языка в 7 классе
« Знакомьтесь: причастие»
Технологическая
карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
Предмет
|
Русский язык
|
7 класс
|
Тема урока
|
Знакомьтесь: причастии
|
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Решаемые учебные проблемы
|
чем
причастие отличается от других частей речи; можно ли, используя причастие,
расширить свой словарный запас; какую синтаксическую роль выполняют причастия;
каковы возможности причастий.
отработка
навыков выполнения электронных заданий, навыков решения логических задач ,
использование приобретенных знаний при выполнении упражнений, умение работать
со справочным материалом, умение строить устное монологическое высказывание
|
воспитание
языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному
творчеству.
.
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
Причастие, часть речи, морфологические и синтаксические признаки
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ (ЭОР)
|
компьютер с выходом в интернет, проектор,
экран.
|
|
Методическое назначение средств ИКТ (ЭОР)
|
- совершенствование организации
преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- усиление мотивации к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность
привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
|
|
Аппаратное и программное обеспечение
|
установленное на компьютере пользователя специальное программное
обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного
модуля.
|
|
Образовательные Интернет-ресурсы
|
http://school-collection.edu.ru/
http://prezentacii.com
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала
|
Формирование конкретного образовательного результата/ группы
результатов
|
Изучение понятия "причастие",
развитие умения отличать причастие от других частей речи; отработка навыков
применения причастий в устной и письменной речи
|
Обеспечить мотивацию обучающихся, принятие
ими целей урока
|
Длительность этапа
|
10 минут
|
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование
данного образовательного результата
|
Создание проблемной ситуации. Вызов. Чтение текста «Лингвисты о
причастии».
|
|
Методы обучения
|
Частично-поисковый, наглядный, эвристический, информационный,
объяснительно-иллюстративный
|
|
Средства ИКТ (ЭОР) для реализации
данного вида учебной деятельности
|
Презентация
http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/5041-ponyatie-o-prichastii.html
Текст «Лингвисты о причастии» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm
|
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Групповая
|
|
Функции/роль учителя на данном этапе
|
Организует ситуацию для определения границ
знания и незнания (ситуация практического затруднения).
Организует ситуацию
формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого
знания не хватает для решения проблемы. Создаёт учебные группы.
Фиксирует учебную задачу. Задаёт вопросы: что узнали о причастии, к
каким частям речи близко причастие. Контролирует деятельность учащихся.
Помогает создать кластер.
|
|
Основные виды деятельности учителя
|
1.Предлагает обучающимся:
- прочитать слова лингвистов;
- ответить на вопросы;
- рассмотреть рисунки в презентации и
выполнить задания;
- составить кластер к слову «причастие».
|
|
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего
усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы
результатов
|
Формирование и развитие системы ценностного
отношения к совместной познавательной деятельности по открытию нового понятия
«причастие»
|
Формирование силы воли, настойчивости.
|
Длительность этапа
|
15 минут
|
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование
данного образовательного результата
|
Наблюдение, решение познавательных задач, систематизация знаний; «мозговая
атака»; осмысление
|
|
Методы обучения
Средства ИКТ (ЭОР) для реализации
данного вида учебной деятельности
|
Частично-поисковый, словесно-наглядный, практический. Интерактивные
таблицы « Глагол и причастие» и «Прилагательное и причастие» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/532b9f7e-dd05-4a3e-b042-51a0c35ca2cb/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_192%5D.swf;
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf
|
|
Форма организации деятельности
учащихся
|
Обучающиеся решают
проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы как в совместной (групповой)
деятельности, так и в индивидуальной деятельности.
|
|
Функции/роль учителя на данном этапе
|
Организует
ситуацию решения учебной задачи, используя
систему вопросов, позволяющих найти нужное правило, понятие.
Организует дискуссию по тексту грамматической сказки.
Организует ситуации построения модели понятия. Просит проговорить
теоретическую формулировку, используя
модель.
|
|
Основные виды деятельности учителя
|
Предлагает обучающимся:
- прочитать текст (со значками к нему)
грамматической сказки «Как причастия появились…»;
- привести примеры из текста того, что
знали/не знали, что приняли/не приняли по изучаемой теме;
- выполнить задания интерактивной таблицы
|
|
ЭТАП 3. Практикум
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы
результатов
|
Формирование и развитие умений выполнять задание по алгоритму, заданной схеме
|
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование
данного образовательного результата
|
Решение познавательных задач,
систематизация знаний, практикум, программируемое обучение
|
|
Средства ИКТ (ЭОР) для реализации данного вида учебной деятельности
|
Электронный тест «Понятие о причастии» (3
варианта) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html
|
|
Форма организации деятельности
учащихся
|
Групповая и индивидуальная
|
|
Функции / роль учителя на данном этапе
Основные виды деятельности учителя
|
Организует ситуацию
решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма
во внешней речи.
Организует выполнение задания по новому алгоритму. Предлагает
обучающимся выполнить практические дифференцированные задания по теме.
|
|
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
|
Длительность этапа
|
15 минут
|
|
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных
результатов
|
Решение творческой
проблемной задачи, электронные задания. Обратная связь. Задания на выбор
учащихся:
- составление
инсерта-таблицы;
- составление
синквейна;
- свободное письмо
«Что мне даёт знание новой части речи – причастия?»
|
|
Средства ИКТ (ЭОР) для реализации видов учебной деятельности
|
Электронные
задания
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/index_listing.html
-итоговый тест
|
|
Методы контроля
|
Самопроверка, взаимопроверка
|
|
Способы контроля
|
Чтение вслух созданных практических творческих заданий,
самооценивание
|
|
Способы коррекции
|
Обучающиеся выполняют задания учителя, оценивают результаты, способы их
достижения.
|
|
Форма организации деятельности
учащихся
|
Индивидуальная и групповая.
|
|
Функции / роль учителя на данном этапе
|
Организует ситуацию
оценки знаний и способов действий.
|
|
Основные виды деятельности учителя
|
Предлагает выполнить самостоятельную
работу, оценить результаты, способы их достижения.
|
|
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным
результатам
|
Учитель организует
диалог, позволяющий обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению
темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный
вклад в коллективную работу.
Обучающиеся анализируют, осмысливают и фиксируют свои достижения.
|
|
Текстовый
материал
1)
Задание в группах:
составьте
кластер к слову «причастие», вспомнив признаки глагола и
прилагательного.
Например:
Глагол:
вид,
спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо (род), число
|
|
|
|
Обозначает
действие, признак
|
|
|
|
|
|
|
|
Причастие
|
|
|
|
|
|
|
|
Прилагательное:
разряд
по значению,
полное/краткое,
изменение по родам,
числам,
падежам
|
|
|
|
Отвечает
на вопросы: что делать? что сделать? какой?
чей?
|
|
|
|
|
|
|
|
В
предложении является:
прил. –
сказуемое, определение
глаг. –
сказуемое, инфинитив – любой член предложения.
|
|
|
3)
Мозговая атака
(группы называют признаки, учитель записывает на доске все версии).
Например:
Причастие
1)
Обозначает признак.
2)
Отвечает на вопрос какой?
3)
Имеют суффиксы -вш-, -ущ-, -ющ-.
4)
Изменяется по родам, числам, падежам.
5)
Могут быть I и II спряжения.
6)
Склоняются.
7)
Имеют краткую форму.
8)
Имеют три времени.
9)
Могут быть возвратными.
и т.д.
3) Осмысление: чтение со значками
(индивидуальное) текста грамматической сказки «Как причастия появились…»
(Из
книги Н.Н. Волгиной «Русский язык в рассказах, сказках, стихах», М., 1996г.)
Как причастия появились...
Отвечает им Глагол:
- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.
- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и
немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные
слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими
основами, и встречается им добрый волшебник-Прилагательное. Выслушало оно их
горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
- Спасибо, доброе Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, счастливые
отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали
составленные слова. Они стали обозначать признак предмета по их действию.
Один из братьев предложил:
- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться,
никого не будем слушаться.
Согласились остальные братья, очень
уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой
стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но
недолго им удалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное.
И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.
Глагол сказал:
- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши
проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам
будущего. Ну и ещё, так и быть, оставляю вам два вида: совершенный и
несовершенный, а также возвратность и невозвратность.
- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по
падежам, изменяться по родам и числам, – сказало Прилагательное.
С тех пор не забывают причастия о
Глаголе и Прилагательном. В предложении они играют роль то определения-полные
причастия, то сказуемого-краткие причастия. Погрустили они, погрустили, да
делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал.
И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
Как причастия появились...
Жили-были
на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-. Скучно им было
жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о
своём житьё-бытье.
Отвечает
им Глагол:
-
Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.
-
Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к
основам - получились некрасивые , неоконченные слова. Опять загрустили
суффиксы, чего-то им ещё не хватало.
Вот
бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый
волшебник-Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным
суффиксам.
-
Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
-
Спасибо, доброе Прилагательное!
И
суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго
веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Они стали обозначать
признак предмета по их действию.
Один
из братьев предложил:
-
Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились
остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли
они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и
заботиться о других. Но недолго им удалось лентяйничать.
Возмутились
части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не
причастных ни к чему бездельников.
Глагол
сказал:
-
Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только
два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и
быть, оставляю вам два вида: совершенный и несовершенный, а также возвратность
и невозвратность.
-
А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по
родам и числам, – сказало Прилагательное.
С
тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. В предложении они
играют роль то определения-полные причастия, то сказуемого-краткие причастия.
Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего
плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже
надо уметь.Отвечает им Глагол: - Подарю я вам самое
дорогое, что у меня есть,- основу. - Спасибо!- в голос ответили обрадованные
суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые ,
неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не
хватало.Отвечает им Глагол:
- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.
- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и
немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные
слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.
Отвечает им Глагол:
- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.
- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и
немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные
слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими
основами, и встречается им добрый волшебник-Прилагательное. Выслушало оно их
горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
- Спасибо, доброе Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, счастливые
отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали
составленные слова. Они стали обозначать признак предмета по их действию.
Один из братьев предложил:
- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться,
никого не будем слушаться.
Согласились остальные братья, очень
уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой
стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но
недолго им удалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное.
И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.
Глагол сказал:
- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши
проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам
будущего. Ну и ещё, так и быть, оставляю вам два вида: совершенный и
несовершенный, а также возвратность и невозвратность.
- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по
падежам, изменяться по родам и числам, – сказало Прилагательное.
С тех пор не забывают причастия о
Глаголе и Прилагательном. В предложении они играют роль то определения-полные
причастия, то сказуемого-краткие причастия. Погрустили они, погрустили, да
делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал.
И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
- С помощью карандаша на полях поставьте значки:
٧ знал
+
присоединяю, принимаю
–
не принимаю это
?
требуется справка
4) Рефлексия (обратная связь).
Задание (на выбор учащихся):
а)
составление инсерта-таблицы,
например:
٧
|
+
|
–
|
?
|
1. Признаки глагола и прилагательного.
2.
|
1. Суффиксы
-вш-, -ш-, -им-,
-ем-.
2.
|
1. Возвратность/
невозвратность
2.
|
1. Используется в книжной речи.
2.
|
б)
составление синквейна («пятистишие»),
например:
Причастие
|
Самостоятельное,
объединяющее
|
Образуется,
изменяется, согласуется
|
«…причастное
глаголу в образе прилагательного»
|
Часть
речи
|
в)
свободное письмо «Что мне даёт знание новой части речи – причастия?»
(Записывать в тетради быстро, не останавливаясь).
«Распаковка»
урока
Этапы
урока
|
Действия
учителя
|
Действия
учеников
|
Методы,
приёмы
|
Полученные
навыки
|
Первая фаза «Вызов»
|
Оформление доски (эпиграф; слова, написанные
в три столбца; рисунок). Сообщение темы и цели урока. Беседа с учащимися
(ставятся вопросы).
Учитель даёт задание. Записывает на доске
версии учащихся. Переспрос.
|
Отвечают на вопросы; рассматривают рисунок,
слова, прогнозируют, делают выводы; вспоминают всё, что знают о глаголе и
прилагательном; суммируют свои знания и обсуждают в группе, затем называют
вслух, по очереди предполагаемые признаки причастия. Записывают в тетрадь и
обдумывают.
|
Беседа. Прогнозирова-ние. Индивидуаль- ная
работа. (составление кластера).
Групповая работа. Фронтальный опрос.
«Мозговая атака».
|
Опора на знания, полученные ранее.
Осмысление. Активность и самостоятельность
мышления. Творческий подход. Сотрудничество в группе, классе.
|
Вторая фаза «Осмысление»
|
Предлагает прочитать текст сказки и
объясняет, как работать с ним. Организует работу учащихся, помогает по мере
необходимости.
|
Читают текст сказки, ставят карандашом
значки, названные ранее учителем. Проговаривают фрагменты по значкам. Задают
вопросы друг другу и учителю, отстаивают свою точку зрения.
|
Чтение со значками (инсерт). Индивидуаль-ная
работа.
Дискуссия.
|
Формирование культуры самостоятельной работы
с текстом, осмысленного чтения. Анализ информации. Отстаивание своей позиции.
|
Третья фаза «Рефлексия»
|
Предлагает несколько заданий для обобщения
материала, уточняет выбор учащихся и даёт время на выполнение работы.
|
В группе решают, какое задание выбрать; повторно
обращаются к тексту сказки. Записывают в тетрадь, обсуждая сообща или работая
самостоятельно. Читают получившийся синквейн и сочинение – свободное письмо.
Оценивают.
|
Групповая и индивидуальная работа. Инсерт.
Синквейн. Свободное письмо. Дискуссия.
|
Обобщение и систематизация изученного и
известного ранее материала. Оценка результата своей деятельности и учащихся
класса.
|
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.