Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по русскому языку во 2 классе по теме "Работа над словарными словами"

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Работа над словарными словами"

Скачать материал

  

Предмет: Русский язык.

Тема: " Работа над словарными словами"

Тема

" Работа над словарными словами"

Класс

2

Дата проведения

 

Тип урока

Комбинированный урок.

Цель

  Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение.

 Познакомить с  правилами работы с орфографическим словарем;

 Задачи

 

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение,  т. е. предвидеть,  прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком»)   как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

 

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

 

Формировать УУД:

- Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка. 

-  Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.  Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли,  дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.  

- Познавательные УУД: Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Планируемый результат

Предметные . Продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”, умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.

Метапредметные

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Личностные

Участвовать в построении обобщений.

Оборудование:

Учебник, тетрадь, перфокарты, мультимедийный проектор, таблицы, сигналы обратной связи, алгоритмы, карточки для парной работы

 Образовательные объекты

 "опасные при письме места", запомнить  правильное написание словарных слов.

 

Главные проблемы урока

Обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение.

 

Межпредметные

связи

Русский язык. Окружающий мир.

Ресурсы:- основные- дополнительные

-Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С. Русский язык, 2 класс, с.77-79.

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная.

 

 

            Этапы урока

Виды деятельности учащихся

Слайды

Время

1.

Организационный момент

Психологический  настрой

 

1 мин

2.

 Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.

 Работа в парах.

Игра "Слова рассыпались".

Прогнозирование темы и целей урока

Целеполагание.

    

7 мин

3.

  Усвоение новых знаний

 

1. Знакомство с новыми словарными словами.

 

2.Работа с  орфографическим словарем.

 

3.Физкультминутка «Солнце»

 

4. Обобщение правил правописания корня.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

 Работа со словарем;

 Отгадывают загадку-название предмета посуды.

Делают выбор буквы и сверяют его с написанием в орфографическом словаре.

Работают по алгоритму.

 Смена вида деятельности.

 

Синтез и анализ объектов.

   2, 4, 5

 

 

6, 7, 8, 9

15 мин

 

Практическое применение

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕФФЕРИНЦИРОВАННАЯ (по объему) РАБОТА

Упражнение в использовании словарных слов в тексте. Самостоятельное применение правил работы с орфографическим словарем.

 

Контроль и коррекция.

 

10 мин

4

Итог урока

Оценка и самооценка своей работы по оценочному листу.

 

4мин

5

Этап информации о домашнем задании

 

Осмысление проблемного вопроса.

  

3мин

 

 

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

I. Организационный момент(1 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнем урок,
Не теряя время, – в срок

Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно  участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания, чем на подсказку товарища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ориентация на содержательные моменты школьной действительности

(Личностные УУД).

 Осуществлять самоконтроль

(Регулятивнык УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин)

Цели:

- мотивация повторения изученного материала об опасностях письма;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Работа в парах

 

1.Собирают словосочетание тему урока "Словарные слова"

– Тема урока – словарные слова.

-Задача на этот урок – повторить "опасные при письме места", учиться писать без ошибок, запомнить  правильное написание словарных слов.

 

 

- Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.

-Потому, что словарных слов в русском языке  много и писать их надо правильно.

-Нужно знать русский алфавит.

Работа в парах

-Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?

А.о.е.и.я.

 

 

 

2.Отгадывают загадку, записывают слово-отгадку, указывая орфограммы.

 

 

Посуда  

-Сегодня мы будем работать со словарными словами по теме «Посуда

Создаёт условия для включения учеников в учебную деятельность.     

1.Игра "Слова рассыпались".      ( Приложение 1)

Чтобы узнать тему урока, надо правильно собрать слова, слоги которых лежат в конверте.

(Обозначение образовательного объекта урока).

 

-Какую задачу поставим себе на этот урок?

 

 

 

 

 

 

– Какие слова называют словарными?

(Формирование навыков воспроизведения знаний).

 

 

 

 

Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме?

 

– А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре?

 

– Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса

 

- У   каких безударных гласных звуков  больше опасностей при письме?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми словарными словами и ваша задача запомнить их правильное написание.

2. Узнайте, какая тема объединяет словарные слова, с которыми будем работать.

Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что для этого нам нужно?

-  Какая тема объединяет словарные слова нашего урока? »                                                           (Слайд 2)

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

 

Физкультминутка

 

 

 

Уметь называть изученные буквы, "опасные при письме места" в словах и предложении.

 

Знать изученные буквы и звуки, опасности письма.

 

 

 

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III.  Усвоение новых знаний.(20 мин)

Цели - формировать умение пользоваться орфографическим словарём;

- закрепление знаний основных орфограмм письма;

-обогащение словарного запаса.

1. Отгадывают загадку-название предмета посуды.

2. На презентации слова делают выбор буквы и сверяют его с написанием в орфографическом словаре.

Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.

-В  орфографический словарь в конце учебника

3. Записывают слово и его однокоренные слова в тетрадь и на доске.

Самопроверка с доски.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

Использует  загадки и презентацию для запоминания словарных слов: кастрюля, сковорода, тарелка, стакан, чашка.

Презентация слайды со 2-7.

1) На огне я стою,

Еду вкусную варю. (Кастрюля.)      (слайд 3)

 

– Как же правильно пишется это слово?

-В какой словарь будете смотреть сначала?

– Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его.

– Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. Запишите однокоренные слова, выделите корень, проверьте, как работает «секрет» корня.

Аналогичная работа с другими словарными словами

1) Сделаны они все из стекла,
Предназначены для чая,
Сока, молока.
(Стаканы)                                    (слайд 4)

2) Суп, салат, пюре, котлетки,
Подают всегда в -
(Тарелке)                                      (слайд 5)

3) Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашают нас на чай.
Знаешь нас?
Так отвечай!    (чашки)                 (слайд 6)                                

 

4) Печём блины, картошку жарим,
Омлет готовим мы на ней.
На ней нельзя и мы не парим
Настой из трав и отрубей.
(СКОВОРОДА)                            (слайд 7)

 

 Физкультминутка для глаз.

Умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III. Практическое применение

(7мин)

Цели: - закрепление знаний об опасностях письма, формирование умения применять их на практике;

-продолжить формировать умение списывать с печатного текста.

Выполняют упражнение 155, по заданию учебника (вставляют подходящие по смыслу словарные слова, выделяют в них орфограммы).

 

 

 

 

Работают с оценочными листами.

и цветными сигналами.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕФФЕРИНЦИРОВАННАЯ (по объему) РАБОТА

Учебник с. 77 упражнение 155.

Упражнение в использовании словарных слов в тексте. Работаем по памятке №4 в конце учебника. 

                                                (Приложение2)                              Для сильных учеников на партах карточки с дополнительным заданием: Продолжи текст, как ты помогаешь маме  на кухне?

Часть детей, выполнивших основное задание, работают за компьюторами с тренажером « Учу словарные слова»    (Приложение №4       ЭОР №2)    

Фронтальная проверка с использованием сигналов. Сильные ученики зачитывают продолжение текста.

 

 

Уметь правильно писать изученные словарные слова

  Уметь списывать с печатного текста.

 

Регулировать свои действия при списывании с печатного текста.

(Регулятивные)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI.  Итог урока

(4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

 

-Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.

-Это орфографический словарь.

Делают самооценку своей деятельности.

 

Работают с оценочными листами.

 

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

 – Какие же слова в русском языке называются словарными?

(Организация обсуждения. Систематизация полученных знаний).

 

 

– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую задачу ставили?

- Как справились?

Подведём итоги (считают «+»).        (Приложение 3)

  Обозначение и оценка достигнутых результатов.

– В заключение урока послушайте стихотворение, которое подготовил ученик класса.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

 

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

 

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Безударные гласные - орфограммы.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценкой. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

V.Домашнее задание.

Учебник с.77,  упр 156 ( по заданию учебника), сильным уч-ся составить рассказ  «Я в школе» (используя слова из словарика на тему учебные вещи)

 

 

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

                                                                                                                                                                                     Приложение 1                                                                                                                                                                                                                                                                              

 


                                                                                                                                                              Приложение 2

 

 

                

 

 

 

 

                                                                                                                                                   Приложение 3

 

 

этап

урока

Выполнил без ошибок

 Допустил ошибки

Выполнил неверно

хочу выполнить ещё

что

изменил бы в уроке

 1    Знание алфавита

 

2     определение темы

 

3    словарная работа

  

4 самостоятельная работа

 

 5    тренажер (компьютер)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Приложение 4

 

Литература

 

1.      Программа М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование 1-2 класс  

  1.  Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., «К тайнам нашего языка» для 2 класса. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях (под ред. М.С. Соловейчик) Издательство «Ассоциация XXI век» 2012 год.
  2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С Рабочая тетрадь. В 3 частях «К тайнам нашего языка» для 2 класса (под ред. М.С. Соловейчик) (обязательное сопровождение учебника)

4.      Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.,  «К тайнам нашего языка» для 2 класса» Методические рекомендации.

5.      Д.А. Глазунов Психология .2 класс. Развивающие занятия.-М.: Глобус,2008

6.      Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М.: Академия,2011

7.      Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель, 2001

8.      Н.Ю. Яшина. Формирование лингвистических понятий у младших школьников.- Н.Новгород, 2011

 

ЭОР

1 Запоминаю словарные слова | Электронные образовательные ресурсы...

 

2    Тренинг «Учу словарные слова». Интерактивное задание  http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/db/de/ed/c1/85/7f/b3/2e/04/8b/d1/3a/8c/55/9e/9b/html/content/index.html                                          3    Электронное сопровождение УМК «Гармония»    umk-garmoniya.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Работа над словарными словами""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка по теме "Работа над словарными словами" 2 класс направлена на изучение слов с непроверяемыми орфограммами. Формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных. 

 Тип урока - комбинированный. Познавательный интерес развивается через новизну, использование игровых компонентов.

Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся по программе "Гармония"

учебник -Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С. Русский язык, 2 класс, с.77-79.

 Урок построен в соответствии с  тебованиями новых стандартов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 763 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.12.2014 1094
    • DOCX 515.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Людмила Викторовна
    Кузнецова Людмила Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6378
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 668 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека