Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Основные группы
СПП . СПП с придаточными определительными".
Учитель
русского языка и литературы Хамурзаева Аида Рашидовна.
Цель:
- дать общее представление о группах СПП по их значению;
- сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их
структуры;
- совершенствование пунктуационных навыков.
Оформление: на доске – знать:
- основные группы СПП по их значению.
- признаки СПП с придаточными определительными.
уметь:
- находить главное и придаточное предложения.
- определять вид придаточного.
- определять средства связи придаточного с главным.
- расставлять знаки препинания.
- составлять схемы СПП с придаточными определительными.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III.
Понятие об основных группах СПП.
1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены,
поставив соответствующие вопросы:
а) Сердце почувствовало (что?) недоброе. (дополнение)
б) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (определение)
в) Мы добрались до дома (когда?) вечером. (обстоятельство)
2. Подберём синтаксические синонимы: перестроим предложения так,
чтобы они стали СПП.
а) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
б) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
в) Мы добрались до дома, когда наступил вечер.
3. Поставим вопросы к придаточным:
а) предчувствовало (что?)
б) дом (какой?)
в) добрались (когда?)
4. Сравним предложения и сделаем выводы:
С чем сходны по смыслу придаточные предложения?
( Со второстепенными членами предложения)
Вывод: три основные группы придаточных соответствуют
второстепенным членам предложения: дополнению, определению, обстоятельству.
Учащиеся получают листы с напечатанной на них таблицей “Виды
придаточных предложений”. Она заполняется по мере изучения придаточных.
Виды придаточных предложений
Вид придаточного
|
Вопросы придаточного
|
К чему относится
|
Место придаточного
|
Средство связи
|
1.
Определитель-ное
|
|
|
|
|
2.Местоименно-определительное
|
|
|
|
|
3.
Изъяснительное
|
|
|
|
|
Обстоятельственные:
|
|
|
|
|
4.Степени
|
|
|
|
|
5.
Образа действия
|
|
|
|
|
6. Места
|
|
|
|
|
7.
Времени
|
|
|
|
|
8.
Условия
|
|
|
|
|
9.
Причины
|
|
|
|
|
10. Цели
|
|
|
|
|
11.
Сравнительные
|
|
|
|
|
12.
Уступительные
|
|
|
|
|
13.
Следствия
|
|
|
|
|
14.Присоединительные
|
|
|
|
|
IV. Слово учителя.
Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями
второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные и
обстоятельственные (делятся на подгруппы).
Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (Ставим
вопрос)
Главное!!! Правильно задать вопрос!
Начнём с придаточных определительных.
1. Анализ предложений, данных в настенной таблице.
2. Чтение учебника на стр.44 (заполнение таблицы.)
V. Работа с упр.
Из упр.109
выписать предложения с придоточными определительными. Составить
горизонтальную схему. Дополнительный вопрос: «Почему текст насыщен
определениями разных видов, повторами, осложненными конструкциями.
1. Работа с карточками
1. Комната ( ) куда меня привели была похожа на сарай.
2. Грош цена человеку ( ) который не может сломить дурной привычки.
3. И боль ( ) что скворчонком стучала в виске стихает.
4. И нищий наездник таится в ущелье ( ) где Терек играет в свирепом веселье.
Задание: найти главное и придаточное, поставить вопрос,
определить вид придаточного.
Схематический диктант ( читается предложение, не записывается,
составляется только схема)
а) Над нами чистое и удивительно
прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада.
[ сущ.], (какое).
б) Я взбежал по маленькой лестнице,
которая вела в светлицу, и первый раз отроду вошёл в комнату Марьи
Ивановны.
[ сущ. , (которая), ].
в) Я ушёл в ту комнату, где уже все
спали.
[ ту+ сущ.], (где).
г) В июльский день, когда уже нивами
полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России, я ехал на мельницу ловить
рыбу.
[ сущ. , (когда), ].
д) В росистых лугах течёт речонка, что
мне так мила.
[ сущ.], (что).
VI. Подведение итогов урока.
1. Назовите основные группы СПП по значению.
2. Назовите основные признаки СПП с придаточными определительными.
VII. Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.