Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: Образование
и правописание
действительных
причастий.
Тип урока: урок
закрепления материала.
Цель урока: закрепить
полученные знания по теме, проверить усвоение
темы.
Задачи урока:
вспомнить способы образования действительных
причастий настоящего
и прошедшего времени, две
основы глагола
(основу настоящего времени и основу
инфинитива);
закрепить умение
образовывать названные причастия;
отработать навыки
написания гласных перед
суффиксами причастий;
совершенствовать
навык постановки знаков препинания
при причастном
обороте.
Оборудование урока:
учебник, технологические карты, карточки.
Ход урока:
1. Синтаксическая пятиминутка.
Дом, стро…щийся в соседнем квартале, почти
готов к сдаче.
- Объясните пропущенную орфограмму.
(Стро…щийся – это ДПНВ. Строиться (2 спр.) – строятся – строящийся.)
- Объясните постановку знаков препинания.
(Причастный оборот находится после определяемого слова, поэтому выделяется
запятыми.)
- Перестройте предложение, чтобы причастный
оборот находился перед определяемым словом. Строящийся в соседнем квартале дом
почти готов к сдаче.)
- Перестройте предложение, употребив в нем
ДППВ. (Дом, строившийся в соседнем квартале, готов к сдаче.)
2. Взаимопроверка по вопросам,
записанным на доске.
(В случае затруднения учащиеся обращаются к
учебнику и записям в тетради.)
1) Для чего нужно знать о существовании двух
основ глагола при образовании причастий? (Разные причастия образуются от разных
основ. ДПНВ – от основы настоящего времени. ДППВ – от основы инфинитива).
2) Как образуются ДПНВ? (От основы настоящего
времени глаголов при помощи суффиксов –ущ- и –ющ- (1 спр.) ; –ащ- и –ящ- (2
спр.).
Видеть(2 спр.) – видят – видящий; читать (1
спр.) – читают – читающий.)
3) Как образуются ДППВ? (От основы инфинитива
при помощи суффикса –вш- , если основа оканчивается на гласную; суффикса –ш-,
если основа оканчивается на согласную. Видеть – видевший; привезти –
привезший).
4) Какая из изученных форм не образуется от
глаголов совершенного вида? (ДПНВ).
3. Тренировочные упражнения.
1) Распределительный диктант.
- Распределите в две колонки причастия:
играющий, осунувшийся, надеющийся, расколовший,
слышащий, смотрящий, несущий, несший, замерзший, рокочущий, обидевший.
ДПНВ
|
ДППВ
|
Играющий
Надеющийся
Слышащий
Смотрящий
Несущий
Рокочущий
|
Осунувшийся
Расколовший
Несший
Замерзший
Обидевший
|
2)Образование причастий.
- Запишите глаголы. Образуйте от них
действительные причастия. Вариант 1 – настоящего времени, вариант 2 –
прошедшего времени.
Стелить
Дышать
Прочитать
Бороться
Клеить
Стучать
Звать
Позвонить
Грохотать
Вертеться.
|
Стелющийся
Дышащий
Не образ. (сов.вид)
Борющийся
Клеящий
Стучащий
Зовущий
Не образ. (сов.вид)
Грохочущий
Вертящийся
|
Стеливший
Дышавший
Прочитавший
Боровшийся
Клеивший
Стучавший
Звавший
Позвонивший
Грохотавший
Вертевшийся
|
3) Работа с карточками.
- Замените в предложениях сочетания
«который + глагол» действительными причастиями соответствующего времени.
Когда пьешь воду, не забывай о человеке,
который вырыл колодец.
Слово, которое идет от сердца, согревает три
зимы подряд.
Дерево, которое упало, рубят на дрова.
Слово, которое вылетело, и на коне не
догонишь.
Дети, которые клеят гирлянды, учатся в седьмом
классе.
Сильным ученикам, быстро справившимся с
заданием, дополнительное задание.
- Найдите ошибки в замене сочетаний
«тот, кто + гл.» словосочетаниями «причастие + сущ»:
1) Тот, кто пишет – писавший почтальон;
(Пишущий)
2) Тот, кто играл – играющий ребенок;
(Игравший)
3) Тот, кто купил книгу – купивший книгу. (Нет
ошибки)
4) Работа с технологической картой №
1.
- Рассмотрите, пожалуйста, диагностику
3. Какие вопросы возникают у вас перед выполнением проверочной работы?
4. Контроль за усвоением темы.
Выполнение диагностики № 3 (по вариантам).
5. Резерв: упражнение 147
Домашнее задание: повторить параграф 136, упражнение 148.
Приложение. Проверочная работа.
Технологическая карта № 1
Диагностика 3
Вариант 1
1. Выпишите
действительное причастие настоящего времени: будущий, несший,
заказанный, ведомый.
2. Образуйте
действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глагола приближать.
3. Объясните выбор
гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени: одева…щаяся
по моде девушка.
4. Замените сочетание
«тот, кто + гл.» словосочетанием «причастие + сущ.»: тот, кто лечил.
Вариант 2
1. Выпишите
действительное причастие настоящего времени: движимый, движущийся,
упавший, наклеенный.
2. Образуйте
действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глагола петь.
3. Объясните выбор гласной
в суффиксах действительных причастий настоящего времени: клее…щая
коробочку девочка.
4. Замените сочетание
«тот, кто + гл.» словосочетанием «причастие + сущ.»: тот, кто улыбается.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.