Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 5 классе по теме

урок по русскому языку в 5 классе по теме

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

Автор карты: Орлова Светлана Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Автор УМК: под редакцией Н.М. Шанского

Тема урока: Однозначные и многозначные слова

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели:  а) содержательные: 1) сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова  

                                                2) выработать умение находить многозначные слова и использовать их  в речи;

            б) деятельностные: 1) создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и  

                                              усвоению новых способов деятельности, обучение индивидуальной рефлексии,

                                              2) продолжать вырабатывать способности к синтезу и анализу.

                                                           

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

              УУД

1)      Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2 мин.

 

Слайд  1 - 2.

Учитель приветствует ребят.

 

1.Все уроки как люди

и похожи, и разны,

если к ним приглядеться

с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Учитель организует беседу

- Когда уроки являются мучительным сном, а когда праздником?

 

2. Давайте проверим, какое у вас настроение. (красная полоска –хорошее, зеленая- нормальное, синяя –плохое).

Просит записать в тетради число, классная работа.

 

 

Взаимодействуют с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают с полосками.

 

 

 

Записывают число

 Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей.

 Личностные:

- смыслообразование (развитие познавательных интересов)

 Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

 

2)      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

5 мин.

 

Слайд 3.

1. Исправьте ошибки в словах и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно:

1)      Жаворонок, самолет, парашут,

2)      Афтобус, транвай, лошадь.

3)      Карабль, колокольчик, байдарка.   

2.Определите лексические значения лишних слов. С какой проблемой мы столкнулись? Что вы можете сказать о слове колокольчик?

                                                 3.Попробуйте выдвинуть предположение о теме урока.

 

Исправляют ошибки, находят лишние слова, дают обоснование.

 

 

 

 

 

Определяют  лексические значения слов. Приходят к выводу о разном количестве лексических значений у слов.

 

 

Формулируют тему.

 

Личностные

- формирование картины мира (ознакомление с миром профессий)

Познавательные

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме

- формулирование проблемы

 Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей.

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

 

3)      Этап выявления места и причины затруднения.

4 мин

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

1.Обратимся к учебнику С.153 и понаблюдаем.

 

2.Учитель читает стихотворение Г.Демыкиной «Обо всем»

Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном

Ставит счетчики монтер,

Ставит фильмы режиссер,

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

Свой диагноз ставит врач:

«Просто насморк, спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

ставить точку самый раз.

- Какое слово обыгрывается в тексте?

- Сколько лексических значений у слова ставить?

 

3.Какова же тема нашего урока?

Исходя из темы, какую цель мы поставим перед собой?

 

 

Слушают стихотворение, Высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Записывают тему в тетрадь, формулируют цель урока.

Познавательные

- умение осуществлять анализ объектов

- осуществление синтеза как составление целого из частей.

- формулирование проблемы

 

Личностные

- формирование картины мира (ознакомление с миром профессий)

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

 

4)      Этап построения проекта выхода из затруднения.

6 мин

 

Слайды 6- 7

 

1.Прочитаем правило. С.154

 

2.Построим схему. Приложение 1

 

3.Какой словарь подскажет нам, сколько лексических значений имеет то или иное слово?

 

4.Чтение статьи  с.154.

 

Читают и запоминают правило

 

Строят опорную схему.

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

Читают и запоминают правило

 

 

 

 

 

 

 Познавательные

- основы смыслового чтения;

- использование знаково- символических средств (схем)

 

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

5)      Этап реализации построенного проекта

8 мин

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

1.Учитель организует работу по упр.337. (Найдите в словаре 2-3 многозначных слова. составьте с ними словосочетания, которые показывали бы, в каком ЛЗ употреблено слово.)

 

2.Вернемся к слову колокольчик, которое, как вы сказали, имеет несколько лексических значений.       – Почему же два разных предмета названы одним и тем же словом?

- Что необходимо сделать, чтобы всем стало ясно, о каком колокольчике идет речь?

- Составьте предложения или словосочетания, из которых будет понятно, о каком колокольчике идет речь

 

 

Выполняют упр.  в тетради. Работают с толковым словарем в парах, приводят свои примеры

 

 

 

 

 

Делают предположение о том, что эти предметы между собой чем-то похожи.

 

 

 

 

Ребята конструируют словосочетания или предложения

И записывают их в тетрадь.

Познавательные

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- умение осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные:

- уметь приходить к общему решению в совместной деятельности

6)      Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

4 мин

Учитель организует работу по упр.339 (устно) Прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в ЛЗ является 1) форма предмета;2) характер действия?

Шляпка гриба; соломенная шляпка.

Барабанить в барабан; барабанить в дверь. Гребень горы; гребень петуха.

Варить сталь; варить обед.

Учащиеся комментируют свои предположения

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

7)      Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 5мин

 

Слайд 9

Учитель организует работу по упр.338

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная и индивидуальная (у доски) работа.

 

    Познавательные

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- умение осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации

Личностные

- смыслообразование (формирование границ собственного знания и незнания)

 

8)      Этап включения в систему знаний и повторения.

8 мин

 

музыка для игры

1.Учитель проводит игру «Пантомима» . Класс делится на группы. приложение 2.

 

2. Учитель диктует слова: ключ, лук, варить, кнопка. Нужно определить все возможные лексические значения и составить с ними предложения.

 Работают в группах. Учащиеся пантомимой изображают многозначные слова.

 

Записывают слова под диктовку.

Составляют с ними предложения

Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Познавательный

- поиск разнообразных способов решения задач

9)      Этап рефлексии учебной деятельности

3 мин

 

Слайды 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

Учитель подводит итоги.

1.«Закончи предложение»

- Сегодня на уроке я узнал…

- У меня вызвало затруднение…

- Мне понравилось….

 

2.«Дерево познания»  приложение 3.

 

3. Какое настроение у вас в конце урока?(полоски)

 

4.Оценивает работу учащихся

 

5.Задает д/з 1) Записать 3-4 пословицы, в которых встречаются многозначные слова.

2) Составит небольшой юмористический рассказ, используя многозначные слова.

3) Выполнить упражнение 341.

 

6. Благодарит ребят за урок.

 Заканчивают предложения. Работают с деревом познания, работают с полосками

Записывают д/з (по выбору)

Личностные

- самоопределение (формирование адекватной самооценки, самоуважения, самопринятия)

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

Регулятивные

- адекватно воспринимать оценку учителя.

 

 

 

 

Приложение 1. Схема                            Слово

                                   Имеет одно   ЛЗ                        Имеет несколько ЛЗ

                                  Однозначное                              Многозначное

                                        Цветок                                         Кисть  

 

Приложение 2. Игра Пантомима. Каждой группе ребят дается карточка, на которой написано многозначное слово , которое они  должен изобразить, а остальные ребята должны догадаться о чем идет речь .

Крыло, доска, кран, ручка.

 

Приложение 3. « Дерево познания» По окончанию урока дети прикрепляют на дереве листья ,цветы и плоды

Плоды – я хорошо понял тему и готов объяснить другому

Цветок - я понял тему

Зелёный листик – ничего не понял, но хочу понять.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 5 классе по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ однозначные и многозначные слова..pptx

Скачать материал "Урок по русскому языку в 5 классе по теме"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Здравствуйте!

    1 слайд

    Здравствуйте!


  • Все уроки как люди 
и похожи, и разны, 
если к ним приглядеться 
с различных...

    2 слайд

    Все уроки как люди
    и похожи, и разны,
    если к ним приглядеться
    с различных сторон.
    Есть уроки,
    как светлый и радостный праздник,
    Есть другие –
    как страшный, мучительный сон.

  • Исправьте ошибки и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно...

    3 слайд

    Исправьте ошибки и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно.

    Жаворонок, самолет, парашут,
    Афтобус, транвай, лошадь.
    Карабль, колокольчик, байдарка.

  • Пять рабочих ставят дом, 
Ставит опыт агроном,
Ставит счетчики монтер, 
Стави...

    4 слайд

    Пять рабочих ставят дом,
    Ставит опыт агроном,
    Ставит счетчики монтер,
    Ставит фильмы режиссер,
    Мама ставит пироги
    (подойди и помоги).
    Свой диагноз ставит врач:
    «Просто насморк, спи, не плачь!»
    Если кончился рассказ,
    ставить точку самый раз.

  • Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»Цели урока: научиться отличать...

    5 слайд

    Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
    Цели урока: научиться отличать однозначные слова от многозначных и использовать многозначные слова в своей речи.

  • Построим схему. 

СЛОВО
ВОИмеет одно ЛЗИмеет несколько ЛЗОднозначноеМногозначное

    6 слайд

    Построим схему.



    СЛОВО
    ВО
    Имеет одно ЛЗ
    Имеет несколько ЛЗ
    Однозначное
    Многозначное

  • Толковый словарьЧелнок ,-а; м. 
1. Небольшая лодка, выдолбленная из одного ку...

    7 слайд

    Толковый словарь
    Челнок ,-а; м.
    1. Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева.
    2. Деталь ткацкого станка.
    3.Приспособление в швейной машине.

  • колокольчик

    8 слайд

    колокольчик

  • Самопроверка    Однозначные                      Многозначные
     айсберг...

    9 слайд

    Самопроверка
    Однозначные Многозначные
    айсберг свирепый
    изморозь коралловый
    ретивый земля
    шарада
    кроссворд

  • Закончите  предложения- Сегодня на уроке я узнал…
- У меня вызвало затруднени...

    10 слайд

    Закончите предложения
    - Сегодня на уроке я узнал…
    - У меня вызвало затруднение…
    - Мне понравилось….

  • Домашнее заданиеВыполните одно из  заданий:1) Записать 3-4 пословицы, в котор...

    11 слайд

    Домашнее задание
    Выполните одно из заданий:
    1) Записать 3-4 пословицы, в которых встречаются многозначные слова.

    2) Составит небольшой юмористический рассказ, используя многозначные слова.

    3) Выполнить упражнение 341.

  • Спасибо за урок

    12 слайд

    Спасибо за урок


Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Автор УМК: под редакцией Н.М. Шанского

Тема урока: Однозначные и многозначные слова

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели:  а) содержательные: 1) сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова  

                                                2) выработать умение находить многозначные слова и использовать их  в речи;

            б) деятельностные: 1) создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и  

                                              усвоению новых способов деятельности, обучение индивидуальной рефлексии,

                                              2) продолжать вырабатывать способности к синтезу и анализу.

                                                           

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

              УУД

1)      Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2 мин.

 

Слайд  1 - 2.

Учитель приветствует ребят.

 

1.Все уроки как люди

и похожи, и разны,

если к ним приглядеться

с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Учитель организует беседу

- Когда уроки являются мучительным сном, а когда праздником?

 

2. Давайте проверим, какое у вас настроение. (красная полоска –хорошее, зеленая- нормальное, синяя –плохое).

Просит записать в тетради число, классная работа.

 

 

Взаимодействуют с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают с полосками.

 

 

 

Записывают число

 Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей.

 Личностные:

- смыслообразование (развитие познавательных интересов)

 Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 943
    • RAR 3.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлова Светлана Сергеевна
    Орлова Светлана Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6680
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе