Урок
русского языка в 5 классе «Благозвучие русской речи»
учителя
русского языка и литературы
МБОУ
«Эколого-биологический лицей № 35»
Сергеевой
Ирины Николаевныф
Цель: - научиться
видеть, уметь выделять на слух созвучия в поэтических текстах;
- познакомиться с благозвучием русской
речи как внутреннего свойства самого языка.
Ход
урока:
1. Проверка
домашнего задания. Чтение 2 -3 получившихся
стихотворений. (Сдача тетрадей).
Работа по
индивидуальным карточкам:
- фонетический разбор,
- составление четверостиший по заданной рифме (4 человека).
2. Работа по теме
урока:
1. Как
вы понимаете слово благозвучие? Словарная работа.
2. Работа
с предложением:
Несу по огороду на утренней заре
серебряную воду в серебряном ведре.
- расставьте словесные ударения;
- прочитать предложение по слогам;
- назовите чаще всего повторяющиеся звуки;
- что напоминает вам, звучание этих
стихотворных строк?
Вывод: В основе благозвучия и
музыкальности русской речи лежит:
- созвучие гласных и
согласных;
- большинство открытых слогов;
- подвижность ударения,
разнообразность ритмического звучания.
Все это – внутренние свойства
самого языка.
3. Упражнения.
Наблюдения за
звуковой стороной русской речи.
(раздаточный
материал . см. приложение)
В народной речи
Пословицы
Терпение и труд все
перетрут.
Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда.
- назовите созвучия?
- как они помогают
усилить смысл пословиц?
Скороговорки
- прочитаем, назовем
звуковые повторы (созвучия)
Эти звуковые повторы
позволяют превратить произнесение скороговорок в веселую игру, которая полезна
для развития слуха и речевого аппарата. (быстрое чтение ).
Колыбельные
Точность и глубина мысли,
живописность и музыка речи – вот те качества народной речи, которые стали достоянием
литературной художественной речи.
В художественной речи
В речи, обработанной
мастерами слова, мы находим величайшие образцы использования внутренних
ресурсов нашего языка
- сравним строки из
произведений А. С. Пушкина (см. приложение)
- Что мы слышим,
вслушиваясь в музыку этой речи?
Поэты серебряного века
желая создать впечатление особой музыкальности, плавности, создавали стихи так,
что каждое из них проникнуто созвучием (К. Бальмонт).
Вывод: на доске заранее.
Бестужев-Марлинский
писал: «Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими нашему воображению может
весьма часто рисовать или живописать предметы…»
- Предложение с прямой
речью (схема на доске)
- обсуждение смысла.
4.
Закрепление.
1. Прослушайте
известные вам строки С.Я. Маршака. Что вы слышите? Благодаря каким созвучиям.
2. Прослушайте
отрывок из повести Н. В. Гоголя . Вслушайтесь в музыку речи.
3. Подготовьтесь
к записи отрывка построчно, как это делается при записи стихотворения.
В стихотворении Маршака
«Гром в городе» выделите голосом созвучия.
5. Итоги урока: упр. 130 (120) чтение текста
6. Домашнее
задание: Упр. 327. Записать предложение построчно.
Подготовить выразительно е чтение.
Приложение
(раздаточный материал)
В
народной речи
Скороговорки
Вез корабль
карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
Саша шустро сушит
сушки. Саша высушил штук шесть. И спешат к нему старушки сушек Сашиных поесть.
Колыбельная
А баю, баю, баю Уж
как я тебе, коту,
Спать укладываю За
работу заплачу:
Приговариваю, - Дам
кувшин молока
Не ходи ты, коток И
кусок пирога,
По чужим дворам; Ушки
позолочу,
Не качай ты,
коток, Лапки посеребрю.
Малолеточек. Баю,
баю, баюшки!
Приходи, котик,
ночевать, Люли, люли, люлюшки!
Нашу Машу
покачать.
В
художественной речи
1.
А) Ты, волна моя, волна, Б)
Нева вздувалась и ревела,
Ты
гульлива и вольна… Котлом клокоча и клубясь.
А.
С. Пушкин
2.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
К. Бальмонт
3.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это
он, это он,
Ленинградский почтальон!
С Маршак
4.
Чуден Днепр при тихой погоде, когда
вольно и плавно мчит сквозь леса и горы воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит.
Глядишь и не знаешь – идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто
весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину,
без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.
Н. В. Гоголь
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.