Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 5 классе "Благозвучие русской речи".

Урок по русскому языку в 5 классе "Благозвучие русской речи".

Скачать материал

Урок русского языка в 5 классе «Благозвучие русской речи»

 учителя русского языка и литературы

 МБОУ «Эколого-биологический лицей № 35»

 Сергеевой Ирины Николаевныф

 

 

Цель: - научиться видеть, уметь выделять на слух созвучия в поэтических текстах;

- познакомиться с благозвучием русской речи как внутреннего свойства самого         языка.

 

Ход урока:

 

1. Проверка домашнего задания. Чтение 2 -3 получившихся стихотворений. (Сдача тетрадей).

Работа по индивидуальным карточкам:

                            - фонетический разбор,

                            - составление четверостиший по заданной рифме (4 человека).

 

2.  Работа по теме урока:

 

1.      Как вы понимаете слово благозвучие? Словарная работа.

2.      Работа с предложением:

Несу по огороду на утренней заре серебряную воду в серебряном ведре.

- расставьте словесные ударения;

- прочитать предложение по слогам;

- назовите чаще всего повторяющиеся звуки;

- что напоминает вам, звучание этих стихотворных строк?

Вывод: В основе благозвучия и музыкальности русской речи лежит:

            - созвучие гласных и согласных;

            - большинство открытых слогов;

            - подвижность ударения, разнообразность ритмического звучания.

            Все это – внутренние свойства самого языка.

 

3. Упражнения.

Наблюдения за звуковой стороной русской речи.

(раздаточный материал . см. приложение)

В народной речи

Пословицы

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- назовите созвучия?

- как они помогают усилить смысл пословиц?

Скороговорки

- прочитаем, назовем звуковые повторы (созвучия)

Эти звуковые повторы позволяют превратить произнесение скороговорок в веселую игру, которая полезна для развития слуха и речевого аппарата. (быстрое чтение ).

Колыбельные

Точность и глубина мысли, живописность и музыка речи – вот те качества народной речи, которые стали достоянием литературной художественной речи.

В художественной речи

В речи, обработанной мастерами слова, мы находим величайшие образцы использования внутренних ресурсов нашего языка

- сравним строки из произведений А. С. Пушкина (см. приложение)

- Что мы слышим, вслушиваясь в музыку этой речи?

Поэты серебряного века желая создать впечатление особой музыкальности, плавности, создавали стихи так, что каждое из них проникнуто созвучием (К. Бальмонт).

Вывод: на доске заранее.

Бестужев-Марлинский писал: «Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими нашему воображению может весьма часто рисовать или живописать предметы…»

- Предложение с прямой речью (схема на доске)

- обсуждение смысла.

 

4. Закрепление.

 

1.      Прослушайте известные вам строки С.Я. Маршака. Что вы слышите? Благодаря каким созвучиям.

2.      Прослушайте отрывок из повести Н. В. Гоголя . Вслушайтесь в музыку речи.

3.      Подготовьтесь к записи отрывка построчно, как это делается при записи стихотворения.

В стихотворении Маршака «Гром в городе» выделите голосом созвучия.

 

  5. Итоги урока:  упр. 130 (120) чтение текста

 

  6. Домашнее задание: Упр. 327. Записать предложение построчно.

                                 Подготовить выразительно е чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение (раздаточный материал)

 

В народной речи

Скороговорки

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И спешат к нему старушки сушек  Сашиных поесть.

Колыбельная

А баю, баю, баю                               Уж как я тебе, коту,

Спать укладываю                             За работу заплачу:

Приговариваю, -                              Дам кувшин молока

Не ходи ты, коток                            И кусок пирога,

По чужим дворам;                            Ушки позолочу,

Не качай ты, коток,                          Лапки посеребрю.

Малолеточек.                                    Баю, баю, баюшки!

Приходи, котик, ночевать,              Люли, люли, люлюшки!

 Нашу Машу покачать.

В художественной речи

1.        А) Ты, волна моя, волна,                                   Б) Нева вздувалась и ревела,

             Ты гульлива и вольна…                       Котлом клокоча и клубясь.

                                                                                              А. С. Пушкин

 

2.      Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

                              К. Бальмонт

           3.      Кто стучится в дверь ко мне

                  С толстой сумкой на ремне,

                  С цифрой 5 на медной бляшке,

                  В синей форменной фуражке?

                  Это он, это он,

Ленинградский почтальон!

                              С Маршак

4.         Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь – идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.

Н. В. Гоголь

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 5 классе "Благозвучие русской речи"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по русскому языку в 5 классе " Благозвучие русской речи"

 Цель: научиться видеть, уметь выделять на слух созвучия в поэтических текстах; познакомиться с благозвучием русской речи как внутреннего свойства самого языка; развитие устной и письменной речи. 

Упражнения: наблюдения за звуковой стороной русской речи (смотрите раздаточный материал-приложение)  в народной речи   ( скороговорках и колыбельных)художественной речи (на примере произведений А.С.Пушкина,             К. Бальмонта, С.Я.Маршака, Н.В.Гоголя)

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 621 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2467
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 639
    • DOCX 39.5 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Ирина Николаевна
    Сергеева Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6713
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции