Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 20 имени Н. З. Бирюкова
городской
округ Орехово-Зуево
Московская
область
Третье
склонение имен существительных.
Правописание
мягкого знака на конце имен существительных женского рода.
открытый
урок русского языка в 4 классе «В»
в
рамках методической недели начальных классов
Веселая
Ирина Михайловна
учителя
начальных классов
3
декабря 2013 год
Третье
склонение имен существительных. Правописание мягкого знака на конце имен
существительных женского рода.
Цели урока: 1.
Формировать понятие о том, что правописание падежных окончаний существительных
не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. 2.
Привлечь внимание учащихся к совпадению ударных и безударных окончаний
существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. 3. Развивать мышление
воображение. 4. Воспитывать любовь к русскому языку.
I.
Орг.момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись
II. Актуализация
полученных знаний
- Сообщение
темы урока
В школе у нас есть чердак
Царит там настоящий кавардак
Вещей там интересных и не счесть.
И сундук там старинный есть.
А в сундуке на дне лежал листок.
- Смотрите ребята, что это? (Карта
прилепляется к доске)
- Давайте совершим путешествие по стране
склонений. И поможет нам в этом эта карта.
- Минутка
чистописания
- Но для начала запишем окончания
склонений ая, ое
- Назовите буквы, которые обозначают
шипящие звуки: ж, ш, щ, ч.
Жч шщ
- Словарная
работа.
Вот и наша школа
Помашем ей рукой.
Тропинка нас ведёт вперёд.
А вот и лес.
Немного странный он…
Деревья необычные кругом…
- «Соберите» с деревьев словарные слова.
Газета,
костёр, земляника, карандаш, календарь, берёза.
- Какой частью речи являются эти слова.
Расскажите всё, что вы знаете об ИС? Обозначьте род ИС.
Составьте предложение с одним из словарных
слов. Разобрать по членам предложения. Определить падежи ИС.
В
лесу созрела вкусная земляника.
III. Введение в тему
урока.
- Горы
существительных.
Мы миновали лес
А впереди нас ждут
Высокие вершины
Подняться может в горы тот.
Кто в спутники себе возьмёт
Слова с шипящим звуком на конце.
- Вы должны выписать имена существительные с шипящим
звуком на конце слова в 2 столбика: в первый – слова женского рода, во второй –
слова мужского рода.
- Какие звуки мы называем шипящими?
В августе ночь длинна, вода холодна.
Молод – в холод, стар – на печь.
Слово – ключ, которым открываются сердца.
Он речь сквозь зубы цедит.
Шутить шути, а рожь
купи.
Слуга барину не товарищ.
Тощий как хвощ.
Это ёж, его
руками не возьмёшь.
Грозит мышь
кошке, да издалека.
Здоровому врач
не нужен.
- К какому
склонению относятся имена сущ. первого столбика? Второго столбика?
Как
вы догадались, тема нашего урока: «Третье склонение имен существительных.
Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода».
IV
. Работа по теме урока.
1.
- Посмотрите на выписанные в два столбика слова. Что общего у всех слов? (Заканчиваются
на согласный шипящий звук)
-
А в чем основное отличие? ( Относятся к разным родам, и имена
существительные женского рода имеют на конце после шипящего при написании мягкий
знак)
Понаблюдаем
за склонением имен существительных женского рода 3 склонения.
1 вариант
– рожь, мышь
(существительные с твердой основой).
2 вариант
– любовь, соль. (существительные с мягкой основой)
Сравните написание
окончаний: 1) одушевленных и неодушевленных существительных 3 склонения в
одинаковых падежах; 2) существительных с твердой и мягкой основами. Различаются
ли они?
Сделаем вывод!
Учебник с. 102.
2. Физминутка.
Пора немного
отдохнуть,
Ведь мы вступили
на «Тропу здоровья»
Чтобы продолжить
наш нелёгкий путь,
Потребуются силы и
здоровье.
- Я
зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны
присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд,
руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.
1. Кто ни в
жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2. Кто на
ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3. В поле
лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4.
Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5. Ящик на
коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6. Никого
не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7. Много
рук, а нога одна.
(Дерево)
8. Колюч,
да не ёж.
(Ёрш)
9. Шесть
ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)
10. По
земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11.
Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12.Над
домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
2. Озеро
склонений.
Вот новые испытание
Для смелых
ребят
Будьте
внимательны!
-
Сколько типов склонения в русском языке?
-
Как определить, что это существительное 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.
Тренажер
Даны слова.
Образуйте от данного слово, три однокоренных существительных 1, 2, 3
склонения. Разберите их по составу.
СТАРЫЙ
ХИТРЫЙ БЕДНЫЙ ПЕЧНОЙ
Старушка
хитринка бедняжка печка
Старик
хитрец бедняк печник
Старость
хитрость бедность печь
V.
Подведение итогов.
-
Вот
и закончилось наше путешествие по сказочной стране склонений.
- Что нового
узнали на уроке?
- Какие задания
понравилось выполнять?
- Выполнение каких
заданий вызвало затруднение?
Домашняя
работа
с. 104
упр. 71
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.