Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова". 2 класс

Урок по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова". 2 класс

Скачать материал

Тема: Однокоренные (родственные) слова. Корень слова

 

Цель урока: 

      образовательная: знакомство с родственными словами; формирование умения определять родственные слова в текстах, образовывать по данному образцу от конкретных слов родственные слова, выделять в родственных словах общую часть; обогащение словарного запаса учащихся родственными словами;   

     развивающая: развитие представления о слове как системе языковых значений разных морфем; развитие абстрактного мышления и речи учащихся;

     воспитательная: воспитание культуры речевого общения, понимание значимости овладения гнездом родственных слов для успешного овладения русским языком как средством общения.

 

Тип урока: урок получения новых знаний (урок – исследование)

 

К концу урока учащиеся будут знать:

·         признаки однокоренных(родственных) слов;

·         понятие  «корень слова».

 

К концу урока учащиеся будут уметь:

·            находить в тексте родственные слова;

·         отличать родственные слова от слов, близких по значению;

·         определять общую часть родственных слов (корень).

 

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 часть, М. Б. Антиповой и др., Минск,2006; мультимедийная презентация; карточки для рефлексии.

 

Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный этап

 Эмоциональный настрой

- Сегодня на уроке у нас много гостей.

 

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

 

- Будем надеяться, что настроение  у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

- Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте удачи. Есть ли  у вас особые пожелания?

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в  вас и знаю - у вас всё получится!

 

II. Проверка домашнего задания

Повторение знаний о  частях речи

- Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к героям мультфильма «Лунтик». Вам нравится этот мультфильм?

 

Слайд 2

-Тётя Мотя задаёт вам вопросы.

1.Что такое имя существительное?

2. Что такое имя прилагательное?

3.Что такое глагол?

4. Что такое предлог?

 

Слайд 3.

Повторение знаний о роли предлогов в предложении

-Мила просит вас назвать нужные предлоги.

 

III. Сообщение темы и целей урока     Слайд 4

На слайде записаны слова: лес, лесной, лесник, лестница, перелесок.

-Помогите Лунтику и его друзьям найти родственные слова. Обсудите в парах.

(Лишнее слово «лестница». Все остальные слова родственные)

- Кузя спрашивает: что значит родственные?  Слайд 5 (близкие по смыслу, имеют общую часть).

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?  Слайд 6

Сообщение темы и цели урока.

IV.Разминка для пальцев. Чистописание

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко в кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать.  (напряжение-расслабление пальцев)

 

- А сейчас откройте тетради и запишите: 

                                                                           14 марта

Классная работа

- Минутка чистописания.  Слайд 7

- Лунтик напомнит вам как правильно писать.

- Назовите слова, близкие по значению.

- Как мы называем такие слова?

- Давайте себя сверим с правилом в учебнике, стр. 65 – вверху.

- Так какие слова называются родственными? Расскажите друг другу.

V. Работа по теме урока

- Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование.
-  Что значит исследовать?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря) Слайд 8
                     Исследовать - значит подвергнуть научному изучению, выяснению.

- Мы все сегодня научные сотрудники.

- За работу, узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.            

 Кроссворд (устно)

 Слайд 9

1. Если б не было его, не  сказал бы ничего.

2.  В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.

3.  Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

     а в один из тёплых дней май серёжки дарит ей .                                   

4. То я в клетку, то в линейку.  Написать по ним сумей-ка.

    Можешь и нарисовать. Что такое?  Я-…( тетрадь )

 5. Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нём

     задачник, букварь и …  ( пенал ).                                                                                      

 6. Ребёнок мужского пола.

 

- Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Верно! Эту тему мы и будем исследовать.

- Внимание на экран
Что такое корень? Какие бывают корни?  (слайд 10)

-Ваше мнение? Слово корень - многозначное. (Корни бывают у растений, у зуба есть корень, корень слова)
       - Как вы думаете, что интересует нас на исследовании? (КОРЕНЬ СЛОВА)
       - Что такое корень слова? (корень слова - главная, основная часть слова).

VI. Двигательная физминутка

       - Потанцуем – отдохнём.

 

Работа по теме урока
       - Действительно, корень является сердцевиной слова. От него растут слова. Я вам расскажу одну историю.

Много - много лет назад появилось слово  – САД.  Слайд 11
Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?». Посадили люди слово САД, стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий,  много появилось ростков от слова САД. Все они похожи на него, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.   (слайд  10  с деревом и словами)
      

- Что общего у всех слов? (общий корень)  Щелчок

- Можно ли эти слова считать родственными?

 - Правильно. А ещё как называются эти слова? (однокоренные.)

- Обратимся к информации учебника на стр. 67 – внизу.

- Что запомнили? Слайд 12

- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова от слова САД, выделите корень.

- Вы у меня просто молодцы, сами вывели это правило. Настоящие учёные!
А теперь нам нужно отдохнуть.

Физминутка для глаз (слайд 13)

VII.Закрепление изученного материала

Дидактическая игра. Слайд 14

- Подул сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, помогите Миле. На каком дереве росли упавшие листья?

          - Запишите слова с деревьев в два столбика и выделите корень.

 

- Дорогие мои исследователи, я прошу у вас помощи. Подскажите, чтобы выделить корень слова, что для этого нужно сделать? (Предположения детей)

- Обратимся к информации учебника на стр. 68.

- Итак, алгоритм нахождения корня в словах… Первое…Слайд  15



VII. Контрольно-диагностический этап

Работа в группах.  Игра «Гнёзда?  Слайд 16

 

Игра «Родственники?  Слайд 17

 

VIII. Итог урока. Рефлексия

Игровое задание «Кто прав?» Слайд 18

- Подведём итог нашего исследования. Найдите правильное определение корня?

 

Слайд 19 - Наш урок подходит к концу. Лунтик хочет узнать, что нового вы узнали, что поняли, что ещё хотели бы узнать?  - Закончите фразу: «Чем больше мы знаем, тем …»

-Давайте оценим наш урок и нашу работу.
- Если вы считаете, что урок прошёл интересно, вы себя проявили, хорошо работали и всё поняли – отправьте своего героя мультфильма на зелёную поляну.
- Если не всё удалось, что-то ещё не получается - на жёлтую.
- Если вам было сложно на уроке, есть трудности -  на синюю.

XI. Домашнее задание

- Всем большое спасибо за урок.  Домашнее задание упр 107.  Слайд 20

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова". 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: 

      образовательная: знакомство с родственными словами; формирование умения определять родственные слова в текстах, образовывать по данному образцу от конкретных слов родственные слова, выделять в родственных словах общую часть; обогащение словарного запаса учащихся родственными словами;   

     развивающая: развитие представления о слове как системе языковых значений разных морфем; развитие абстрактного мышления и речи учащихся;

     воспитательная: воспитание культуры речевого общения, понимание значимости овладения гнездом родственных слов для успешного овладения русским языком как средством общения.

 

 

Тип урока: урок получения новых знаний (урок – исследование)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 552
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моньор Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моньор Лариса Ивановна
    Моньор Лариса Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3498
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек