КГУ ОШ №29
Конспект
открытого урока по русскому языку
в 3 «Б» классе
по теме:
«Творительный падеж»
Подготовила:
учитель начальных классов
Метченко Н. О.
г.
Алматы
2013
г.
Цель урока:
T Познакомить учащихся с основным значением
творительного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление
в речи существительных в творительном падеже;
T Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к
природе
и произведениям словесного
и изобразительного искусства;
T Расширять словарный запас младших школьников;
учить их использовать выразительные
средства родного языка
для описания красоты зимней природы.
Оборудование:
интерактивная доска,
компьютер, иллюстрации, наглядный
материал.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у
нас необычный урок. К нам пришли гости,
они хотят посмотреть, как вы
работаете на уроке, чему вы научились за
прошедшее время на уроках
русского языка.
Наш сегодняшний урок посвящен самому удивительному, самому
прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети.
Ее воспевают
художники в своих картинах, о ней сочиняют музыку и слагают стихи. А всё это потому,
что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая
чистотой и свежестью. Зима – это не только очень красивое время года, а ещё и
волшебное.
А сколько
забав и радости приносит она!
-Итак, начнём наш зимний урок!
( слайд №2 )
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
-Какое сегодня число?
Дети записывают число, классная работа ( слайд
№3 )
- А какой зимний месяц начинает новый год? (
январь )
-Что вы знаете о январе? Какой он, этот
месяц?
Январь начинает новый год. Зима в январе
в самом разгаре.
Январь - самый зимний месяц, богат на
праздники.
2. Минутка чистописания
-
Пропишите одну строчку слога – Ян и одну строчку словарное слово –
январь ( слайд №4 )
3. Проверка домашнего задания
Упр.287
Ещё я просила вас найти пословицы и
поговорки о январе, послушаем их.
Я тоже нашла пословицу об этом месяце, давайте
прочитаем.
( слайд №5 )
Вьюги да метели под январь налетели.
( чтение, запись в тетради )
-Написание каких слов вы хотели бы объяснить?
Подчеркните орфограммы.
Проверка ( слайд №6 )
-Определите склонение слов – вьюга, январь, метель.
Проверка ( слайд №7 )
-А как ласково можно назвать зиму? (зимушка)
- Какие ещё однокоренные слова можно подобрать
к слову зима?
( слайд №8 )
Зимушка,
зимовье, зимовать, зима, зимний ( слайд №9 )
Запишите слова, выделив корень.
Определите склонение имён существительных (
слайд №10 )
-Давайте вспомним, какие падежи вы уже
изучили? На какие вопросы
они отвечают?
4.Сообщение
темы урока. Постановка учебной задачи.
Сегодня
мы познакомимся с творительным падежом. Узнаем, какие окончания пишутся и с
какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже.
Природа
подарила нам прекрасное время года - зиму. Подул ветер и закружились снежинки в
веселом хороводе, а снежинки -то волшебные, они взяли и закрыли некоторые
гласные буквы.
(Слайд
№11)
Дорожка
домой
Мне
мила с детских лет.
Дорожки
знакомой
Красивее
нет!
И
если б зашёл я
Не
знаю куда,
Дорожку
домой
Отыскал
бы всегда.
На
этой дорожке
И
в трудные дни
Я
пел бы без устали
Песни
свои.
На
доске написано это же стихотворение, гласные буквы закрыты
снежинками.
Один ученик выходит к доске и вписывает правильные
окончания.
-
Выпишите слово «дорожка» и определите падеж.
Проверка ( слайд №12 )
-Каких
падежей не хватает в этом стихотворении? (слайд №13)
5.Физминутка.
6. Работа по теме урока.
Упр. 295 ( слайд №14 )
Поставь вопрос творительного падежа к выделенным существительным.
1)
Наблюдение за окончаниями существительных в творительном падеже. (Упр. №296-устно)
-Составьте
из слов 1 и 2 столбика предложения. Какие существительные
отвечают
на вопросы творительного падежа? Назовите окончания.
-Какой
же можно сделать вывод? На какие вопросы отвечают существительные в
творительном падеже? С какими предлогами употребляются? Какие окончания имеют? (Слайд№15)
2) Работа с правилом.
(Стр. 134)
Стихотворение о
творительном падеже ( слайд №16 )
3) Коллективная работа .
По
картинке составьте и запишите предложения с существительными в творительном падеже,
выделите окончания существительных.
(
слайд №17 )
7.
Закрепление изученного материала.
1)
Индивидуальная работа. Тест.
1
вариант
1.
Отметьте имя существительное первого склонения:
а)
зяблик; б) бабочка; в) трость.
2.
Отметьте вопросы творительного падежа:
а)
кем? чем? б) кому? чему? в) о ком? о чём?
3.
Отметьте словосочетание в творительном падеже:
а)
любоваться закатом; б) лежать на песке; в) сажать дерево.
2
вариант
1.
Отметьте имя существительное первого склонения:
а)
девочка; б) мышь; в) солнце.
2.
Отметьте вопросы творительного падежа:
а)
кому? чему? б) кем? чем? в) кто? что?
3.Отметьте
словосочетания в творительном падеже:
а)
бегать по траве; б) мечтать о лете; в) дорожить дружбой.
8.
Словарно-орфографическая работа.
-
Скоро наступит большой праздник – Новый Год.
На
Новый Год принято наряжать ёлку.
Давайте
нарядим ёлку для нашего класса.
На
обратной стороне игрушки написано словарное слово.
Запишите
его в творительном падеже.
(
Аптекой, дорогой, картиной, осиной, пшеницей, тарелкой, зайцем )
9.Итог
урока:
-Вот
и подошла к концу наша зимняя прогулка. Что нового вы на ней узнали?
10.Рефлексия:
-Какое
было у вас настроение во время нашего урока?
-Для класса ёлочку мы нарядили, а давайте – ка теперь нарядим
ёлочку для дома. Если урок вам понравился, повесьте на ёлку
красную игрушку, если не понравился – сиреневую.
11.Домашнее
задание:
Упр. №297;
выучить правило стр. 134.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.