Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку.

Учитель Русского языка и Литературы СОШ № 22 - Зинина Юлия Владимировна.

Тема урока: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные".

Класс: 6.

Цели:

1. образовательная - продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; дать понятие о разрядах имён прилагательных; дать понятие о качественных прилагательных; познакомить с признаками качественных прилагательных; выяснить по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные.

2. развивающая - развить навыки определения качественных прилагательных, умение находить их в тексте;

3. воспитательная - воспитание интереса к русскому языку, наблюдательности по отношению к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная таблица, карточки, учебник.

Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ.

Формы работы учащихся: коллективная работа, работа с интерактивной таблицей определения качественных прилагательных, работа с учебником, самостоятельная работа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами снова поработаем в группах.

2. Актуализация прежних знаний.

Учитель: На столе перед вами лежат карточки с предложениями, вам нужно сделать полный синтаксический разбор этих предложений. Как кома

комада будет готова-поднимите руки. (Предложения: 1. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. 2. Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. 3. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.)

Ребята выполняют задания в группах, проверка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь перейдем к повторению по теме "Имя прилагательное". На столе у вас так же лежат карточки с вопросами на внешней стороне и с ответами внутри. Ответы нужны вам для того, чтобы проверить правильность ответа вашего партнера. Данное задание мы выполняем в структуре QUIZ-QUIZ-TRADE (Куиз-Куиз-Трэйд): ребята ходят по классу и опрашивают друг друга, проверяя правильность ответа, меняются карточками.

Учитель: Хорошая работа! Займите свои места. Перейдем к новой теме.

3. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о разрядах имен прилагательных. Всего их три: качественные, относительные и притяжательные. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о качественных именах прилагательных.

Посмотрите на доску, вот вам примеры, продолжите: 
величина: большой,... 
возраст: молодой,... 
вес: легкий,... 
вид: красивый,... 
свойства: умный,... 
оценка: хороший,...

Учитель: Вы спросите, зачем нам надо было это делать? Не спешите. Если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в первую группу, или разряд, качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательное, которое обозначает те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.
Учитель: Образуйте от этих прилагательных степени сравнения и краткие формы, удалось ли это? Итак, качественные прилагательные имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Учитель: Обо всех прилагательных можно сказать, что их свойства могут проявляться больше или меньше? Вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности?

Ученики: Нет.

Учитель: Вот и второй разряд прилагательных – относительные прилагательные. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка. Прилагательные этого разряда не имеют краткую форму и не образуют степени сравнения.

Учитель: Теперь вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?

Ученики: Качественные прилагательные - это прилагательные, которые обозначают те или иные качества, свойства; имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Ученики: Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту или по времени; они не образуют степени сравнения и не имеют краткую форму.

Учитель: Все верно. У нас остался третий разряд имен прилагательных - притяжательные. Притяжательные прилагательные принадлежат кому-то, они чьи-то. Например: лисья нора - нора лисы; мамина шуба - шуба мамы.

Посмотрите на доску, перед вами таблица, запишите ее в свои тетради.

Таблица.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Умный ученик.

1. Образуют краткую форму: ученик умен.

2. Имеют степени сравнения: умный - умнее - умнейший.

3. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. : очень умный ученик.

4. Образуют сложные прилагательные путем их повтора: умный-умный ученик.

5. Употребляются с приставкой не- : неумный ученик.

Деревянная дверь.

1. Не образуют краткую форму.

2. Не имеют степени сравнения.

Лисья нора.

1. Принадлежат кому- то, чьи-то: нора лисы.

Учитель: Перейдем к тренировочным упражнениям: учебник, упражнение 290, 291.

Учитель: Молодцы, сегодня все хорошо поработали. Запишем домашнее задание: упражнение 292: опишите какой-либо уголок природы используя качественные прилагательные.



Урок по русскому языку на тему "Разряды имен прилагательных" (6 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку.

Учитель Русского языка и Литературы СОШ № 22 - Зинина Юлия Владимировна.

Тема урока: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные".

Класс: 6.

Цели:

1. образовательная - продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; дать понятие о разрядах имён прилагательных; дать понятие о качественных прилагательных; познакомить с признаками качественных прилагательных; выяснить по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные.

2. развивающая -  развить навыки определения качественных прилагательных, умение находить их в тексте;

3. воспитательная - воспитание интереса к русскому языку, наблюдательности по отношению к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная таблица, карточки, учебник.

Базовый учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ.

Формы работы учащихся: коллективная работа, работа с интерактивной таблицей определения качественных прилагательных, работа с учебником, самостоятельная работа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами снова поработаем в группах.

2. Актуализация прежних знаний.

Учитель: На столе перед вами лежат карточки с предложениями, вам нужно сделать полный синтаксический разбор этих предложений. Как кома

комада будет готова-поднимите руки. (Предложения: 1. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. 2. Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. 3. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.)

Ребята выполняют задания в группах, проверка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь перейдем к повторению по теме "Имя прилагательное". На столе у вас так же лежат карточки с вопросами на внешней стороне и с ответами внутри. Ответы нужны вам для того, чтобы проверить правильность ответа вашего партнера. Данное задание мы выполняем в структуре QUIZ-QUIZ-TRADE (Куиз-Куиз-Трэйд): ребята ходят по классу и опрашивают друг друга, проверяя правильность ответа, меняются карточками.

Учитель: Хорошая работа! Займите свои места. Перейдем к новой теме.

3. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о разрядах имен прилагательных. Всего их три: качественные, относительные и притяжательные. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о качественных именах прилагательных.

Посмотрите на доску, вот вам примеры, продолжите: 
величина: большой,... 
возраст: молодой,... 
вес: легкий,... 
вид: красивый,... 
свойства: умный,... 
оценка: хороший,...

Учитель: Вы спросите, зачем нам надо было это делать? Не спешите. Если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в первую группу, или разряд, качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательное, которое обозначает те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.
Учитель: Образуйте от этих прилагательных степени сравнения и краткие формы, удалось ли это? Итак, качественные прилагательные имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Учитель: Обо всех прилагательных можно сказать, что их свойства могут проявляться больше или меньше? Вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности?

Ученики: Нет.

Учитель: Вот и второй разряд прилагательных – относительные прилагательные. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка. Прилагательные этого разряда не имеют краткую форму и не образуют степени сравнения.

Учитель: Теперь вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?

Ученики: Качественные прилагательные - это прилагательные, которые обозначают те или иные качества, свойства; имеют краткую форму и образуют степени сравнения.

Ученики: Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту или по времени; они не образуют степени сравнения и не имеют краткую форму.

Учитель: Все верно. У нас остался третий разряд имен прилагательных - притяжательные. Притяжательные прилагательные принадлежат кому-то, они чьи-то. Например: лисья нора - нора лисы; мамина шуба - шуба мамы.

Посмотрите на доску, перед вами таблица, запишите ее в свои тетради.

                                          Таблица. 

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Умный ученик.

1. Образуют краткую форму: ученик умен.

2. Имеют степени сравнения: умный - умнее - умнейший.

3. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. : очень умный ученик.

4. Образуют сложные прилагательные путем их повтора: умный-умный ученик.

5. Употребляются с приставкой не- : неумный ученик.

Деревянная дверь.

1. Не образуют краткую форму.

2. Не имеют степени сравнения.

Лисья нора.

1. Принадлежат кому- то, чьи-то: нора лисы.

Учитель: Перейдем к тренировочным упражнениям: учебник, упражнение 290, 291.

 

Учитель: Молодцы, сегодня все хорошо поработали. Запишем домашнее задание: упражнение 292: опишите какой-либо уголок природы используя качественные прилагательные. 



Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Зинина Юлия Владимировна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3443
Номер материала 53786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓