ПАСПОРТ
УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Учитель:
Квашина Валентина Анатольевна
Категория:
Первая
Педстаж:
17 лет
Предмет:
Начальные классы
Класс: 3
Количество учащихся -25:
девочек - 14, мальчиков - 11
Тема урока: Существительные
1-ого склонения
Задачи урока:
1.
Образовательная: уметь
находить существительные 1-ого склонения; изменять существительные 1-ого
склонения по вопросам падежей, выделять окончания; работать с предложением,
текстом.
2.
Развивающая:
развивать речевую деятельность; память, мышление, внимание; культуру
звукопроизношения; развивать орфографическую зоркость.
3.
Воспитательная: воспитывать
уважительное отношение к слову; к окружающим, уметь слушать высказывания
других, анализировать свои ответы.
Тип урока:
1. По
основной дидактической цели: урок применения знаний и умений.
2. По
основным этапам учебного процесса: урок применения знаний на практике.
Форма проведения урока:
традиционная
Методы
обучения: фронтальная беседа, устный опрос, метод
устных упражнений, самостоятельная работа, ИКТ.
Форма
организации работы учащихся: фронтальная,
самостоятельная, групповая
Формы
и приёмы контроля: пошаговый, фронтальный, самооценка
Литература:
Чуракова Н.А. «Русский язык» 3 класс, 1 и 2 части. Издательство Москва,
«Академкнига/учебник», 2009 г.
Оборудование:
карточки с заданием, ноутбук, экран, презентация
Ход урока:
I. Организационный
момент.
-Покажите
свою готовность к работе. У нас с вами всё получится!
II.
Актуализация опорных знаний.
-Сейчас вы будете
работать в паре. Вам необходимо выбрать правильные ответы на вопросы (дети
получают листочки с тестами). На эту работу у вас одна минута.
1. Что
такое имя существительное?
а)
часть речи; б) часть слова
2.
На какие вопросы отвечает имя существительное?
а) какой? какая? какое? какие? чей?
б) кто? что?
в) что делает? что сделал? ……
3.
Изменяется по:
а) числам; б) по родам; в) по падежам
4.
Количество слогов в слове определяем:
а) по гласным; б) по согласным
|
-Проверяем.
III.
Чистописание.
(Слова записаны на доске)
Б…рёза, ст…лица, л…пата, ф...милия, р…бота, м…шина.
-Покажите
веером пропущенную орфограмму.
(Учитель последовательно
записывает орфограммы в словах)
-Что
объединяет эти слова? (Существительные, женского рода, единственного числа,
нарицательные, неодушевлённые, 1-ого склонения)
-Найдите
четырёхсложное слово. (Фамилия)
-Пропишите
это слово всю строку, соблюдая правила написания элементов и соединения букв.
IV.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы с вами
будем продолжать работать с существительными 1-ого склонения.
V.
Работа по теме урока.
1.
-А какие существительные относятся к 1-му скл.?
-У каждого из вас таблица. Заполним первую её часть. Она нам поможет в ходе
урока.
1 скл.
|
2 скл.
|
3 скл.
|
род
|
окончание
|
род
|
окончание
|
род
|
окончание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Проверка дополнительного домашнего
задания.
-Дома вы, по желанию, готовили одну загадку, отгадкой которой будет
существительное 1-ого склонения.
(дети читают свои
загадки)
-Запишем отгадки через запятую. (На доске пишет тот, кто отгадал)
3.
Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр. 121, найдите упражнение 113.
-Прочитайте задание. Какой словарь нам
понадобится? (Словарь «Пиши правильно»)
(Учитель вывешивает на доске)
-Какие слова записаны в этом словаре? (Словарные)
-Какие вы знаете словарные слова? (Устно дети называют словарные слова)
-Выполните списывание слов самостоятельно. (VII вид 5 слов)
-Проверяем: аптека, библиотека, дорога, земляника, лестница, малина, осина,
победа, погода, пшеница, ракета, солома, экскурсия.
-Найдите
слово, в котором вы сможете объяснить написание. (Солома, -оло-; дорога, -оро-)
-Сейчас мы просклоняем существительное «солома». Объясните понятие
«просклонять». (Изменить слово по вопросам падежей)
-Что необходимо для себя определить? (Существительное неодушевлённое)
-Какая часть слова будет изменяться при склонении? (Окончание)
-Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в
предложении)
-А связано ли окончание с нашей темой урока? Если «да», то как? (К 1-ому
склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –а,
-я)
-Работать на доске будет……… (дополнительная доска)
-Проверяем.
(Физминутка на слайде №1)
4.
Работа с текстом.
-Какое сейчас время года? (Осень)
-Внимание на экран. Слайды 2- 8.
-Задание: найдите предметы, которые мы можем обозначить существительными
первого склонения. Запишите эти существительные и выделите окончание. (Например:
Скамейка, лавка, дорога, гора, река, лодка, берёза, рябина, ягода, ветка,
капля, паутина, лужа, ворота, аллея, трава, листва, кора, …)
-Составьте
с одним из слов предложение. Запишем и выполним синтаксический разбор. (1
ученик объясняет вслух)
-Какое
время года вот-вот вступит в свои права? (Зима)
-Назовите
зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
-Сейчас вы будете работать в группе. После, к доске по представителю от группы.
-Внимание на экран. Слайд 9.
-Проверяем. (Землю, пеленою)
-Докажите. (Ставим в начальную форму: земля, пелена. Существительные ж.р.,
окончания –а, -я)
VI.
Закрепление.
-В тексте подчеркните существительные 1-ого склонения
и определите их падеж. (Каждому ученику выдаётся
листок с текстом)
Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода.
Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются
упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на
увядающую природу.
VII.
Итог урока.
-Назовите мне те положительные эмоции, которые
возникли у вас в ходе урока, но….это должны быть существительные 1-ого склонения.
-Кто готов дать оценку своей работе на уроке?
-Спасибо вам, ребята, за урок!
VII.
Домашнее задание: Т.1 упр. 84.
1 скл.
|
2 скл.
|
3 скл.
|
род
|
окончание
|
род
|
окончание
|
род
|
окончание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________
Холодный
осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем
по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва.
Тяжело смотреть на увядающую природу.
|
1.
Что такое имя существительное?
а)
часть речи; б) часть слова
2.
На какие вопросы отвечает имя существительное?
а) какой? какая? какое? какие? чей?
б) кто? что? кого? чего? о ком? о чём?
в) что делает? что сделал? ……
3.
Изменяется по:
а) числам; б) родам; в) падежам
4.
Количество слогов в слове определяем:
а)
по гласным; б) по согласным
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.