Урок
русского языка в 8 классе
Тема: Словосочетание,
его структура и виды.
Цель: научить
распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и
зависимое слово в словосочетании; развить умение правильно строить и
употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид
словосочетания; развивать умение самостоятельно работать с учебником;
воспитывать у учащихся интерес к языку.
Наглядные
материалы и оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки.
Тип урока:
комбинированный.
Ход
урока
I.
Организационный
момент (приветствие, проверка присутствующих. Проверка готовности учащихся к
уроку)
-
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики
любопытства. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам
пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение
всего урока. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
II.
Актуализация
опорных знаний.
·
Орфографическая
разминка.
-Вставьте
пропущенные буквы. Выделите орфограммы. Какие орфограммы вы повторили?
Ра…ст…ла…т
полович…к, ра…ст…л…т полович..к; о…б…рает крыж…вник, о…б…рёт крыж…вник;
о…т…рает плеч…м, о…т…реть плеч…м; ра…секает меч…м, ра…сеч… меч…м; ра…сказать
пред…сторию, без…мянная реч…нка, из…сканный щ…голь, без…скусный рас…каз.
·
Словообразовательная
работа.
От данных глаголов, стоящих в неопределённой форме, образуйте форму глагола
прошедшего времени, действительные причастия прошедшего времени, деепричастия
совершенного вида.
Образец:
залаять – залаял, залаявший, залаяв; оттаять; почуять; взлелеять; затеять;
опостылеть; заплесневеть; выздороветь; обескроветь; увидеть; возненавидеть;
обидеть.
·
Работа
в группах. Каждая
группа получает карточку с вопросом.
1 группа. Что изучается в разделе
«Синтаксис. Пунктуация»?
2 группа. Что называется предложением?
3 группа. Что вам известно о
словосочетании? Приведите примеры словосочетаний.
4 группа. Можно ли считать сочетание
подлежащего и сказуемого словосочетанием?
III.
Мотивация
учебной деятельности.
- Сравните
записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:
мальчик
вежливый мальчик
корзина
старая корзина
спустился
спустился на парашюте
луч
солнечный луч
экскурсия
экскурсия в музей
- Как
называются сочетания слов во втором столбике?
IV.
Сообщение
темы и цели урока. (дети сами определяют)
-
Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.
V.
Работа
над темой урока.
·
Работа
с учебником. Работа в группах.
-
Прочитайте теоретический материал, составьте свою схему или таблицу, которая,
по вашему мнению, поможет быстрее понять тему урока. Каждая группа рисует на
листе А-4.
Обсуждение
таблиц (схем), выбор лучшей.
·
Лингвистическое
конструирование. Работа в парах.
- Составьте
и запишите словосочетания. Отметьте в каждом из них главное слово, укажите над
главным словом часть речи и вид словосочетания.
Готовлюсь,
к, поездка; по, горячий, песок; внимательный, к, люди; работать, на, шахта;
одеться, по, зимний.
Каждый ученик
выполняет задание, затем для проверки правильности выполнения ученики меняются
тетрадями: осуществляют взаимопроверку.
(Затем один ученик
зачитывает вслух полученные словосочетания.)
·
Синтаксическая
минутка.
- Из
данного предложения выписать все возможные словосочетания, отметьте в каждом из
них главное слово, укажите над главным словом часть речи и вид словосочетания.
Человек,
не знающий дороги, и друга с пути собьёт.
(Проверка
- у доски.)
VI.
Физкультминутка.
Исходное
положение – стоя в проходе между партами, желательно в шахматном порядке, чтобы
не мешать друг другу,
1
упражнение: поднять руки вверх и чуть в стороны со сжатыми
кулаками, активно потянуться, напрягая при этом мышцы спины и рук;
расслабить
все мышцы и как бы бросить руки вниз (повторить 3-4 раза).
2
упражнение: руки тянуть в разные стороны по горизонтали по
команде учителя «натянуть верёвочки»;
руки
расслабить и «бросить» вниз – «верёвочки оборвались» (повторить 3-4 раза).
3
упражнение: вытянуть руки вперёд перед собой ладонями вниз, руки
держать параллельно; выполнить скрещивающиеся движения вытянутыми руками:
сначала правая над левой, затем левая над правой, руки при этом разводят шире,
чем в исходном положении; каждая смена положения рук сопровождается счётом: раз
– два – три –
четыре –
пять, на счёт пять руки возвращаются в исходное положение;
4
упражнение: руки свободно опущены вдоль туловища; двигать плечами
и лопатками (имитировать «движение колёс») вперёд 5-7 раз, назад 5-7 раз.
VII.
Закрепление
изученного. Тренировочные упражнения.
·
Работа
в парах.
Вставьте пропущенные
буквы, отметьте главное слово, укажите над главным словом часть речи и вид
словосочетания.
Г…релый
пирож…к, пол…жили в ящик, осеннее р…стение, радостно бл…стели, разб…рали у
стола, синие водор…сли, подп…рает забор, слегка к…снуться.
Взаимопроверка.
·
Выполнение
учащимися разноуровневых заданий.
Задание
первого уровня
Допишите
словосочетания, вместо точек подставив слова.
←какие
× × как→ × -откуда→ × -чему→
×-когда→ × -что→ × о чём→
…
сороки; … грустно; слова из …; учиться …; приду …; пишу …; говорю …;
←какое
× × где→ ←как ×
…
деревце; родник …; … интересно.
Задание
второго уровня
1) Подберите
к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с предлогами или без
них. Определите вид словосочетаний.
Надеяться
…; опасаться…; выйти …; подойти …; лишиться …; болеть …; удостоен …; достоин …;
тосковать …; дойти … .
2) К данным
словам подберите зависимые в соответствии с приведёнными в скобках вопросами.
Характерен (для кого?);
убеждён (в чём?); полон (чего?); поражён (чем?); удивляюсь (чему?); упрекает
(вчём?); одеть (кого?); надеть (что?); награждён (чем?); выйти (откуда?).
Задание
третьего уровня
1) Замените
выделенные выражения одним прилагательным и запишите полученные словосочетания.
Определите вид словосочетаний.
Человек,
твёрдо стоящий на своих позициях; вершина, которую нельзя взять; самый
лучший сверхзвуковой самолёт; зверёк, имеющий неказистый вид; человек,
который не заболел, общаясь с больными.
Слова для
замены: непреклонный, неприступный, непревзойдённый, непривлекательный,
невосприимчивый.
2) К
прилагательным подберите подходящие существительные; запишите словосочетания.
Подлое …,
беспощадное …(обличие, обличье); жестокий …, бесправный … (крепостной,
крепостник); грозящая …, обоснованное … (опасение, опасность); досадное …,
полное … (недоразумение, недоумение).
3) С данными
словами составьте словосочетания.
Эскалатор,
экскаватор; дворянин, дворовый; решимость, решительность; выполнил, исполнил;
осудить, обсудить; абонент, абонемент; дипломант, дипломат.
4) Замените
сочетания фразеологическими оборотами.
Решительный
отказ; во избежание неприятности; не быть самим собой; действовать
неосмотрительно; глухая провинция; перестать обращать внимание; временно, на
незаконных основаниях; наделать непоправимых ошибок; обманывать; очень дружно.
Для
справок: водить за нос; на птичьих правах; от ворот поворот; наломать дров;
от греха подальше; махнуть рукой; играть роль; медвежий угол; шутить с огнём;
водой не разольёшь.
VIII. Обратная
связь.
·
Игра
«Найди лишнее».
Яркий
костёр, слишком острый, идти в гору, знамя победы.
Намажьте
на хлеб, мы с ребятами, шутить с огнём, оставляя на утро.
Совершенно
секретно, очень приятно, весьма важно, первый в очереди.
IX. Домашнее задание.
Выучить
теорию на стр. 36; упр.50 (1 уровень); придумать или выписать из художественных
произведений 5 предложений, выписать из них все словосочетания, определить вид
словосочетаний по главному слову (2 уровень).
X. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Беседа.
-
Что такое словосочетание?
-
Из чего состоит словосочетание?
-
Какие словосочетания называются именными, глагольными, наречными,
местоименными?
Выберите предложение и
продолжите его.
·
Мне
было интересно …
·
Мне
было трудно …
·
Мне
было легко …
·
Я
поделюсь …
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.