Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

Урок по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

Скачать материал

Тема урока:    Правописание безударных гласных в корне слова (обучение применению 

                           правила).

Цель:  Сформировать общий приём умственных действий при написании безударных        гласных в корне слова.

Ход урока:

1.     Самоопределение к деятельности.

- Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Дорогие мои. Сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках.         

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на экран и скажите, о чем презентация? ( о весне).

- Верно, это признаки весны. Одним из признаков мы увидели таяние снега, половодье.

- Найдите лишнее слово:

В[а]дичка, в[а]дитель, в[о]дный, подв[о]дный, в[а]да.

Обоснуйте выбор.

(в[а]дитель – лишнее, т.к. отличается значением.)

- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.  

3. Постановка учебной задачи.

-Выделите корень в словах и поставьте ударение.  

- Раздели слова на группы.


в[о]дный, подв[о]дный                                        в[а]дичка, в[а]да  

-Подчеркните безударные гласные. В каких частях слова находятся безударные гласные?

- Почему в однокоренных словах в корне слышится разная гласная? Какую букву надо писать?  Читаем правило на стр. 140 (сверяем свои выводы)

-Какова цель нашего урока? (Научиться  писать слова с безударными гласными в корне слова.)

4. Поиск решения проблемы.   

- Обозначьте корень, поставьте ударение.

Теплый, тепленький, т.пло                                 и

Травный, травушка, тр.ва              я

Горный, пригорок, г.ра                                                    е

Лисы, лисий, л.са                                    о

Ряд, междурядный, р.док                                       а

Почему именно эту букву вы вставили в слова?

- Потому что гласный звук  под ударением в сильной позиции, его хорошо слышно. Значит, при выборе буквы надо ориентироваться на гласный звук под ударением.

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

- Сформулируем правило проверки безударных гласных в корне слова.

Чтобы правильно написать безударную гласную а о и е я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и ударной гласной.    

Безударных гласных пять

 Тех, что надо проверять

 Вы запомните, друзья,

 Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

 А, О, Е, И, Я!

 

5. Первичное закрепление

Работа интерактивному приложению «Установи соответствие» (2кл., 2 вариант, 3 задание) 

Кладовка-

Парник -

Рядовой -

Рябой –

Короб -

Голод -

Скрипеть -

Кричать -

Поредел -

Седло -

Светить –

 

Физминутка

6. Самостоятельная работа.

- Вставь пропущенные буквы:
1 б…льшой *
2 гр…чи *
3 р…ка *
4 п…тнистый *
5 з…ма *
6 зв…рек *
7 пл…сать *
8 см…треть *
9 в…рить *
10 л…сток *
О, А, Е, Я, И, Е, Я, О, А, И.   ( проверка в паре)

ТЕСТ.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте  в кружочки.

1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.

а)  норы, реки, воды

б)  нора, река, вода

 

2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.

В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.

 

а) е, о

б) и, а

 

3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].

 

а) сова

б) софа

 

4. Какой корень в слове лесник?

 

а) лесн

б) лес

 

5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?

 

а) второй слог

б) первый слог

 

 

 

 

 

 

 


7. Восстанови стихотворение.  (работа в группах)

___________   ____________    __________ ,

___________   ____________ ,

Заметней и   ____________

На пашне   ___________ ,

И детские   ___________

Над лугом   __________ .

                                     (А. Блок)

Слова: л…са, вд…ли, н…беса, в…днее, с…нее, ч…рнее, п…лоса, зв…чее, г…лоса.

(Дети записывают стихотворение и доказывают выбор букв. Проверяют по шаблону на слайде.)  Блок А.А. - На лугу

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...

8. Рефлексия, итог.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Ударение на гласной
Может сделать букву ясной. 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок развития умений по теме "Безударная гласная в корне", третий урок в разделе. В процессе урока учащиеся отрабатывают умение постановки и решения орфографической задачи, обосновывают условия выбора орфограммы, проверяют уровень собственной компетенции в рамках изучаемого вопроса. На уроке создаются условия для самостоятельной индивидуальной и дифференцированной работы. В завершении работы по теме урока учащиеся получат возможность оценить свои знания по теме урока, выполнив тест, творческую работу в группах.

Урок составлен по учебнику русского языка Бунеевых. (2 класс)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 271 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 279
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Степанова Наталья Борисовна
    Степанова Наталья Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8032
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2668 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 466 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе