Дидактическая тема урока: Учимся строить
речевое высказывание с опорой на текст учебника.
Тема урока (для детей): «Заглянем за
бугорок» и расширим свой кругозор по теме «Состав слова».
I.
Организационный момент. Строим речевое
высказывание с опорой на текст учебника
1. Свободное
высказывание с опорой на материал учебника.
- Откройте с.165 учебника. Рассказывайте
всё что можете об этом уроке.
(Урок номер 72 из раздела «Как
устроен наш язык», значит на этом уроке мы будем открывать законы языка. Тема
урока «Основа слова», урок непростой, трудный.)
II.
Работа с материалом урока.
1. Свободное
высказывание с опорой на вопросы слайда.
- Определите начало-конец урока. Что вы
можете сказать о нашей работе по данной теме? Расскажите с помощью вопросов на
слайде.
1. Знакома ли вам эта тема?
2. Сколько упражнений в этом уроке?
3. Какие виды работ предлагают авторы?
(Тема «Основа слова» нам не знакома, в
этом уроке 5 упражнений, авторы нам предлагают: раскрыть тайну языку,
воспользоваться подсказкой, работу в паре, работу самостоятельную, работу в
группе).
III.
Изучаем тайны языка.
1. Чтение
и озаглавливание текста, данного на слайде.
а)
Подготовка к чтению вслух.
-
Прочитайте текст про себя.
Отечество – это родная
страна. Слово «отечество» происходит от слова «отец», то есть отечество – это
страна отцов, земля предков. У каждого русского человека есть отчество.
- Сколько в нём
предложений? Раз, два, три – на пальцах покажи.
б) Чтение вслух по
предложению.
- Прочитайте 1
предложение мальчики.
- О чём говорится в этом предложении?
(В 1 предложении говорится об отечестве)
- Что узнали об отечестве?
(Отечество – это родная страна.)
- Прочитайте 2
предложение девочки.
- О чём говорится в этом
предложении? (В предложении говорится об отечестве)
- Что нового узнали об отечестве
из этого предложения? (Слово «отечество» происходит от слова «отец», то
есть отечество – это страна отцов, земля предков)
- Прочитаем 3 предложение
хором.
- О чём говорится в 3
предложении? (В 3 предложении говорится об отчестве)
- Что узнали об отчестве?
(У каждого русского человека есть отчество)
в) Выбор заголовка
словами текста.
- Найдите в тексте слова,
группу слов, которые могут стать заголовком. (Наше отечество)
- Что такое отечество?
Найдите ответ в тексте.
2. Чтение материалов
учебника, слайда.
- В этом тексте есть
однокоренные слова. Вспомним, какие слова называются однокоренными, откроем
с.81 учебника.
Читаем хором правило.
3. Списывание со слайда
однокоренных, родственных слов.
- Спишите однокоренные
слова, укажите в них корень. Вспомним, как это сделать, откроем с.92 учебника.
4. Проверка.
- Проверьте себя.
Отец, отечество, отчество
– в ловах выделен корень (отец-отеч-отч)
IV.
Изучение новой темы
1. Чтение
со слайда
Детям предлагается слайд с
записью слов отец, отечество, отчество, в которых выделено окончание и
основа.
- Что вы можете сказать об этой (показать
на окончание) части слова? (знакома)
- Нам сегодня предстоит узнать (чтение со
слайда хором):
1. Как называется часть слова без
окончания?
2. Как её найти в слове?
3. Какую работу в языке она выполняет?
V. Узнаём новую часть
слова.
- Где можно найти ответ на 1 вопрос, т.е.
раскрыть эту «тайну» языка? (В учебнике, с.165)
- Прочитаем все вместе 1 предложение.
- О чём узнали из 1 предложения?
- О чём узнали из 2 предложения?
- Какая основа в слове отец? Отечество,
отчество? (Дети отвечают, глядя на слайд)
VI. Домашнее задание.
Упр.4 с.166. Прочитайте задание. (Спиши
текст. В выделенных словах обозначь основу). Что вы умеете делать? (Мы умеем
списывать текст.) А что может вызвать трудность? (Мы не знаем как выделить
основу)
V.
Узнаём новую часть слова (продолжение)
1.
Чтение со слайда.
- Для этого мы с вами должны решить 2
задачу урока. Прочитаем хором.
2. Свободное
высказывание с последующей проверкой по учебнику.
- Как её (основу) найти в слове? Выскажите
ваше мнение.
- Проверим себя по подсказке в учебнике.
3. Чтение текста
со слайда.
- У нас осталась 3 задача, прочитаем её
хором: какую работу в языке она выполняет?
- Обратимся ко 2 тексту на слайде, он
также есть у вас на парте. Прочитайте самостоятельно.
Родина – это место, где человек родился и
рос. Это его город или село, дом и двор, улица или переулок.
4. Лингвистическое осмысление.
- Сколько в нём предложений? Раз, два, три
– на пальцах покажи.
Чтение вслух по предложению.
- Прочитайте 1 предложение мальчики.
- О чём говорится в этом предложении? (В 1
предложении говорится о Родине)
- Что сказано о Родине? (Это место, где
человек родился и рос.)
- Прочитайте 2 предложение девочки.
- О чём говорится в этом предложении? (Во
2 предложении говорится о Родине)
- Что сказано о Родине? (Это его город или
село, дом и двор, улица или переулок).
5. Практическая
работа – списывание текста.
- Запишем этот текст.
6. Работа в паре. Выборочное
чтение со слайда – поиск однокоренных, родственных слов.
- Какие слова в этом тексте вы считаете
однокоренными, родственными? Докажите. Выпишите их.
На слайде слова: улица, переулок – выделен
корень –ул-.
7. Свободное
высказывание с опорой на алгоритм.
- Можно ли по данному корню определить
смысл слова? Нет.
- Попробуем выделить основу. Как это
сделать?
- Посмотрите на алгоритм. (На слайде дан алгоритм
нахождения основы слова)
1 шаг – изменить слово (один – много, нет,
вижу,…)
2 шаг – указать изменяемую часть слова.
3 шаг – обозначить основу.
- Теперь нам понятно значение слова?
- Какую работу в языке выполняет основа
слова? (Основа помогает уточнить значение слова)
VI.
Закрепление.
1. Чтение со
слайда.
- Детям
предлагается слайд со схемами.
1 схема – корень,
суффикс, окончание. (Коровушка, лётчик)
2 схема –
приставка, корень, суффикс, окончание. (Негромкий, пришкольный, подсвечник)
- Какие части
слова входят в основу? Назовите.
2. Практическая
работа по учебнику в паре.
- Выполним упр.2
с.166.
- Как будем
работать?
- Подберите по
одному слову к каждой схеме, данной на доске.
VII.
Подведение итогов.
- Какие задачи мы
ставили перед собой сегодня?
- Ответили на эти вопросы?
VIII.
Рефлексия.
- Кому понравился
наш урок – поднимите зелёную карточку.
- Что понравилось
на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.