Разработка
урока по русскому языку на тему: «Действительные и страдательные причастия»
Цель: познакомить
учащихся со значением действительных и страдательных причастий;
Задачи:
·
научиться различать действительные и
страдательные причастия;
·
способствовать расширению кругозора
учащихся;
·
прививать любовь к русскому языку.
Оборудование:
листочки с кроссвордом.
Ход урока
1.Организационный
момент.
-
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради. Записываем число, классная
работа. Сегодняшний урок начинаем с проверки домашнего задания.
2.
Проверка домашнего задания.
-
Что такое литературный портрет?
-
Что такое деловое описание внешности человека?
-
Какое описание вы дали в домашнем упражнении?
-
Какими причастиями воспользовались?
3.
Синтаксический разбор предложения.
-
Записываем предложение (один ученик у доски)
Калиныч
отворил нам
избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.
-
Выполняем синтаксический разбор данного предложения. (простое,
невосклицательное, распространённое, осложнено причастным оборотом)
(оценка)
-
А теперь выпишите из предложения словосочетание «определяемое слово +
причастие» (увешанную избушку)
-
Замените его сочетанием со словом который (избушку, которую увешал…)
-
Кто увешал её сухими травами? (Калиныч)
-
Составьте словосочетание, где Калиныч выполняет роль определяемого слова
(Калиныч увешавший)
-
В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который
действовал сам? (Калиныч увешавший). Это действительное причастие. В каком –
признак того предмета, который испытывает на себе действие, с которым что-то
делают (сделали)? (избушку, которую увешал) Это страдательное причастие.
4.
Запись темы урока.
-
Запишем тему сегодняшнего урока: «Действительные и страдательные причастия».
5.
Работа по учебнику.
-
Откроем учебник на странице 38.
-Давайте
рассмотрим рисунок и прочитаем существительные вместе с причастными оборотами:
Девочка,
одевающая куклу
Кукла,
одеваемая девочкой
-
Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия
самого предмета, носителя признака? (одевающая) Это действительное причастие.
-
А какое причастие обозначает признак, который создаётся действиями,
направленными на предмет извне? (одеваемая) Это страдательное причастие.
-
Итак, прочитаем правило и познакомимся с порядком рассуждения. (сначала читает
учитель, затем ребята читают самостоятельно)
6.
Тренировочные упражнения.
-
А теперь посмотрим, как вы усвоили данный материал.
-
Итак, первое задание. Запишите в столбик словосочетания. Один ученик у доски
остальные все в тетради.
Сделавший
работу мастер, написавший картину художник, выполняющий задание ученик,
решающий задачу пятиклассник, прочитавший книгу друг, ребёнок,
открывший дверь.
-
Определите действительные здесь причастия или страдательные (действительные).
-
Как вы рассуждали?
-
Обозначьте определяемые и зависимые слова
-
А теперь я предлагаю вам перестроить сочетания слов, заменив действительное
причастие страдательным. Зависимое слово становится определяемым, а определяемое
– зависимым.
Работа,
сделанная мастером, картина, написанная художником, задание, выполняемое
учеником, задача, решаемая пятиклассником, книга, прочитанная другом, дверь,
открытая ребёнком.
-
Молодцы! Справились с заданием (оценка)
7.
Самостоятельная работа
-
А сейчас поработаем самостоятельно.
-
Итак, упражнение 83, прочитаем задание к нему (читает ученик).
-
Будем работать по вариантам (1 вариант выписывает предложения с
действительными причастиями, 2 вариант – со страдательными).
-
А теперь, проверим: 1 вариант проверяет у 2, 2 вариант – у 1.
-
Много ли ошибок допустили? (Если есть ошибки, то анализируем их)
8.
Устная работа.
-
Следующее наше задание. Выполняем его устно . Определите, какие причастия
действительные (один хлопок), какие – страдательные(два хлопка).
Провожающие
– провожаемые, отправляющие – отправляемые, отправившие – отправленные,
засеявшие – засеянные, разрисовавшие – разрисованные, уважающие – уважаемые.
9.
Работа по группам
-
А сейчас, мы с вами будем выполнять интересное задание - разгадаем
кроссворд. (Работа проходит по группам А и Б). (Приложение 2). (Оценки)
10.
Подведение итогов урока:
-
Что сегодня нового узнали на уроке?
-
Что обозначают действительные причастия?
-
А страдательные?
-
Было ли вам трудно?
(объявляю
оценки за урок)
11.Домашнее
задание
-
Открываем дневники, записываем домашнее задание: группа А – страница 38
правило, упражнение 85 (по заданию), группа Б – страница 38 правило, упражнение
85 (по заданию и обозначьте причастный оборот как член предложения).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.