Урок
русского языка в 5 классе
по
теме «Фразеологизмы.»
Цели урока
Образовательная –
углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать
речь учащихся.
Развивающая –
развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим,
развивать устойчивый интерес к русскому языку.
Воспитательная –
воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной
работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
УУД:
- предметные:
совершенствовать приемы распознавания фразеологизмов. Выявить их эмоциональные,
выразительные достоинства;
-метапредметные: (регулятивные)
формировать умение планировать последовательность действий при работе с
предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные)
совершенствовать умение анализировать текст с фразеологическими
оборотами; (коммуникативные)
;умение строить устное и письменное высказывание ;
самостоятельно работать с различными источниками информации;
-воспитательные: воспитывать
способность к самоорганизации
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Постановка темы и
цели урока
3. Актуализация
знаний.
Вступительное слово
учителя
Сегодня на уроке мы
вспомним с вами материал из темы « Лексика». Что изучает « Лексика»?
Давайте вспомним,
что такое прямое значение и переносное значение слов(ответы учащихся).
-Ребята, посмотрите
на доску. На доске написаны слова: золотой, седая, волчий, железный.
Задание: составьте
словосочетания с этими словами, чтобы у вас слова золотой, седая, волчий,
железный были в прямом и переносном значении.
-Давайте проверим,
что у нас получилось (ребята с места называют словосочетания, несколько
словосочетаний записываем на доске и объясняем их значение).
-Скажите, а для чего
мы в своей речи используем переносное значение?
4. Объяснение нового
материала.
-Молодцы, ребята, вы
хорошо поработали. Ну а теперь посмотрите кто пришел к нам сегодня на урок.
В роли «словаря» заранее
подготовленный ученик
Вступительное слово
«Фразеологического словаря»
- Здравствуйте,
ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование
различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон,
заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов
очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа. В
фразеологических оборотах запечатлен исторический опыт народа. Большая часть
фразеологизмов была создана в непринужденных разговорах, а затем, повторяясь,
фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые
фразеологизмы пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без
сучка, без задоринки, довести до белого каления. Некоторые фразеологизмы пришли
из Библии и церковных книг: глас вопиющего в пустыни, на сон грядущий. Другие
вошли в язык из переводов древнегреческих мифов: ахиллесова пята, сизифов труд.
Фразеологизмов очень много и помнить значение каждого фразеологического оборота
невозможно. Только я могу знать все значения фразеологических оборотов.
Фразеологический
словарь рассказывает о происхождении следующих фразеологизмов:
• зубы заговаривать (
стр.100)
• из-под земли
достать (стр.105)
• назубок знать (стр.149)
5.
Этап усвоения новых знаний.
- Что такое фразеология?
Ребята, так что же такое
фразеологизм? (.Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые
сочетания слов)
А как называется раздел науки о языке, в котором
изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (Фразеология) Записываем
в тетрадь для орфограмм.
Так о
чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Что мы узнаем ? Для чего нам это
нужно в повседневной жизни? ( На уроке мы обобщим и систематизируем материал по
данной теме. Изучение фразеологизмов поможет обогатить вашу речь.)
Хорошо, мы повторили теоретические знания о
фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части.
- Сегодня мы работаем в группах, выберите, пожалуйста,
ответственного.
-
Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в
группах.
«Правила работы в группах» .
Правила
для учащихся, работающих в группах.
1. Критикуй идеи, но
не человека.
2.
Поощряй участие каждого в обсуждении
3.
Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
4.
Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
5.
Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.
6. Ищи рациональное
в высказываниях других.
Задание 1.
1
группа. Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами.
Распределите в два столбика.
1.
Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует
ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою
дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За
то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на
глаз. На глаз больного наложили повязку.
2
группа. Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Работали
все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на
улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.
Для
справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал
палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.
3 группа. Выберите из слов, данных в скобках, те,
которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.
(Заяц,
кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает
(кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку,
Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки,
припарки, горчичники).
-
Итак, закончили работу. Проверим. (…) Какие знания надо было применить, чтобы
выполнить задание?
(Знать
признаки фразеологизмов и свободных
словосочетаний)
-
Чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?
(Ответ учеников)
Признаки свободных словосочетаний
|
Признаки фразеологизмов
|
1. Любое слово можно заменить другими
словами.
|
1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова
по своему желанию.
|
2. Слова сохраняют свою смысловую
самостоятельность.
|
2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.
|
3. Создаются в процессе речи, не требуют
запоминания.
|
3. Не создаются в процессе речи, а, как и
слова, используются готовыми, требуют запоминания.
|
Задание для всех групп. Фразеологизмы
часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями,
существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных
словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как
фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.
лед
тронулся, проглотить язык, перегибать палку.
Задание 2
И снова в путь. Для того чтобы мы
научились и овладели навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные
слова и добавить их в загадки.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой не разольёшь.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.
Ну а сейчас самое интересное. Вы должны
нарисовать рисунки подсказки по данным фразеологизмам. С помощью рисунков
– подсказок другая группа должна отгадать фразеологизм.
( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в
воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать
лапшу на уши,
язык длинный, грязный как свинья, кот
наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)
Задание 3.
Я вам прочитаю сказку, а вы должны
найти и выписать 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, -
сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как
об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё.
Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и
унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток
унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком
сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь.
Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами
пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу
маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть
кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё
время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком
сказано, воду в ступе толочь.)
Задание 4.
Подберите подходящий по смыслу
фразеологизм.
О том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём –
нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Ответы:
У него семь пятниц на неделе.
Фома неверующий.
Мухи не обидит.
Китайские церемонии.
У него язык без костей.
Между двух огней.
Напишите мини- сочинение по одному из
фразеологизмов.
Фразеологизмов сегодня было названо много-
проинсценируйте один из фразеологизмов.
Другая команда должна угадать ваш
фразеологизм.
6. Рефлексия
Задания мы все выполнили. Ответственные каждой группы,
охарактеризуйте работу своих товарищей, выставите им за активность оценки.
-
Итак, вспомните, какова была цель нашего урока. (…)
-Достигли
ли мы этой цели?
(Да,
мы систематизировали наши знания по теме «Фразеологизмы, их роль в речи». Урок прошел интересно).
7. Домашнее задание
Творческое задание. Попробуйте с помощью рисунков передать
шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем
лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.