Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по русскому языку на тему " Фразеология" ( 5 класс)

Урок по русскому языку на тему " Фразеология" ( 5 класс)

Скачать материал

Урок русского языка в 5  классе

по теме «Фразеологизмы.»

Цели урока

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

УУД: - предметные: совершенствовать приемы распознавания фразеологизмов. Выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;

 -метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с  предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать  умение  анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) ;умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;

  -воспитательные:  воспитывать способность к самоорганизации

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Постановка темы и цели урока

3. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы вспомним с вами  материал из темы « Лексика». Что изучает « Лексика»?

  Давайте вспомним, что такое прямое значение и переносное значение  слов(ответы учащихся).

-Ребята, посмотрите на доску. На доске написаны слова: золотой, седая, волчий, железный.

Задание: составьте словосочетания с этими словами, чтобы у вас слова золотой, седая, волчий, железный были в прямом и переносном значении.

-Давайте проверим, что у нас получилось (ребята с места называют словосочетания, несколько словосочетаний записываем на доске и объясняем их значение).

-Скажите, а для чего мы в своей речи используем переносное значение?

4. Объяснение нового материала.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Ну а теперь посмотрите кто пришел к нам сегодня на урок.

В роли «словаря» заранее подготовленный ученик

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

- Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа. В фразеологических оборотах запечатлен исторический опыт народа. Большая часть фразеологизмов была создана в непринужденных разговорах, а затем, повторяясь, фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые фразеологизмы пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без сучка, без задоринки, довести до белого каления. Некоторые фразеологизмы пришли из Библии и церковных книг: глас вопиющего в пустыни, на сон грядущий. Другие вошли в язык из переводов древнегреческих мифов: ахиллесова пята, сизифов труд. Фразеологизмов очень много и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно. Только я могу знать все значения фразеологических оборотов.

Фразеологический словарь рассказывает о происхождении следующих фразеологизмов:

• зубы заговаривать ( стр.100)

• из-под земли достать (стр.105)

• назубок знать (стр.149)

5. Этап усвоения новых знаний.

 

- Что такое фразеология?

 

      Ребята, так что же такое фразеологизм?  (.Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов)

  А как называется раздел  науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (Фразеология)  Записываем в тетрадь для орфограмм.

         Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?  Что мы узнаем ? Для чего нам это нужно в повседневной жизни? ( На уроке мы обобщим и систематизируем материал по данной теме. Изучение фразеологизмов поможет обогатить вашу речь.)   

Хорошо, мы повторили теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части.     

- Сегодня мы работаем в группах, выберите, пожалуйста, ответственного.

        - Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в группах.

 

«Правила работы в группах» .

        Правила для учащихся, работающих в группах.

         1. Критикуй идеи, но не человека.

        2. Поощряй участие каждого в обсуждении

        3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

        4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

        5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.

         6. Ищи рациональное в высказываниях других. 

 

 

 Задание 1.

         1 группа.  Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами.  Распределите в два столбика.

        1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

 

        2 группа. Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

        Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

        Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

        

3 группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

        (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).       

   

        - Итак, закончили работу. Проверим. (…) Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание?

                (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний)        

         - Чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

(Ответ учеников)

 

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое слово можно заменить другими словами.

1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

    

 

  Задание для всех групп. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

         лед тронулся, проглотить язык, перегибать палку.

 

Задание 2

И снова в путь. Для  того чтобы мы научились и овладели навыками рифмовки, нам необходимо  подобрать нужные слова и добавить их в загадки.


Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
 Водой не разольёшь.

 

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.

 

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь медвежью услугу.

 

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.

 

Ну а сейчас самое интересное. Вы должны нарисовать рисунки подсказки  по данным фразеологизмам. С помощью рисунков – подсказок другая группа должна  отгадать фразеологизм.

 

( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши,

 язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)

 

 

Задание 3.

 

 

Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

 

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 ( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

Задание 4.

 

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

 

О том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Ответы:
У него семь пятниц на неделе.
Фома неверующий.
Мухи не обидит.
Китайские церемонии.
У него язык без костей.
Между двух огней.

 

 

 

Напишите  мини- сочинение  по одному из фразеологизмов.

 

Фразеологизмов сегодня было названо много- проинсценируйте один  из фразеологизмов.

Другая команда должна угадать ваш фразеологизм.

 

 

6. Рефлексия

Задания мы все выполнили. Ответственные каждой группы, охарактеризуйте работу своих товарищей, выставите им за активность оценки.

        - Итак, вспомните,  какова была цель нашего урока. (…)

        -Достигли ли мы этой цели?

                (Да, мы систематизировали наши знания по теме «Фразеологизмы, их роль в речи».  Урок прошел интересно).

7.  Домашнее задание

Творческое задание. Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему " Фразеология" ( 5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 5  классе

по теме «Фразеологизмы.»

Цели урока

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

УУД: - предметные: совершенствовать приемы распознавания фразеологизмов. Выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;

 -метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с  предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать  умение  анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) ;умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;

  -воспитательные:  воспитывать способность к самоорганизации

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложное предложение" (4 Класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 133. Сложное предложение
  • 05.10.2020
  • 998
  • 30
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.02.2015 394
    • DOCX 21.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Державина Ирина Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19560
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 240 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 223 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 168 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Самопознание и личностный рост

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе