Сценарий занятия по русскому языку в проблемно-
эвристическом стиле
Автор: Кулеш
С.А., учитель русского языка и литературы
Образовательное
учреждение:
МОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района Томской области
Курс:
Русский язык
Класс:
6
Тема
урока:
Правописание –тся и –ться в глаголах
Учебно-методическое
обеспечение:
- В.В.Бабайцева
«Русский язык. Теория» (5-9 кл.).
- Г.К.Лидман-Орлова
«Русский язык. Практика» (6 кл.)
Время
реализации занятия: 45 минут
Авторский
медиапродукт:
Презентация, созданная в среде Power Point (12 слайдов, линейный тип).
Цель
урока:
формировать умение правильного написания -тся и –ться в глаголах.
Задачи
урока:
Образовательные:
формирование умения правильного написания -тся и –ться в глаголах, увеличение
словарного запаса учащихся.
Развивающие:
развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности,
умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
формирование коммуникативных и организаторских умений, воспитание уважения к
живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Тип
урока:
- урок
усвоения новых знаний.
Форма
урока:
Форма
обучения:
- самостоятельная
работа;
- фронтальная
работа.
Оборудование: ПК,
проектор, экран для демонстрации презентации.
Методы:
- проблемно-эвристические;
- частично-поисковые;
- объяснительно-иллюстративные.
План
проведения урока:
Этапы урока
|
Временная
Реализация
(мин.)
|
I. Организационный момент
|
1
|
II. Грамматическая зарядка
III. Погружение в тему урока:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Работа по теме с элементом исследования.
3. Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и
личностные восприятия.
4. Решение грамматических задач по теме.
5. Лингвофизминутка.
6. Синтаксическая пятиминутка.
7. Творческое задание.
|
5
2
3
5
13
2
5
7
|
III. Итог урока. Заключительное слово
учителя.
|
1
|
IV. Задание на дом.
|
1
|
Карта
занятия (целенаправленная,
методически выстроенная последовательность педагогических приемов, методов,
технологий для достижения педагогических целей, а также анализ этапов занятия с
точки зрения воздействия на определенные качества учащихся).
Комментарий
хода урока
|
Время
(мин)
|
№
слайдов
|
Развитие
личностных качеств и психических процессов
|
Репродуктивные
формы деятельности
|
Продуктивные
формы деятельности
|
Организационный
момент. Приглашаем к работе, сообщение целей урока
|
1
|
1
|
Внимание,
Память, дисциплина
|
|
Грамматическая зарядка
|
5
|
2
|
|
Аргументированность
Системность
|
Создание проблемной ситуации.
|
2
|
3
|
|
Гибкость,
любознательность, рассуждения
|
Работа по теме с элементом исследования.
|
3
|
4-6
|
Внимание,
организованность
|
Исследование
|
Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и
личностные восприятия
|
5
|
|
Культура
поведения, внимание, организованность
|
Мышление,
умение слушать и слышать, восприимчивость к новому
|
Решение грамматических задач по теме.
|
13
|
7
|
Внимание
|
Аналитичность,
аргументированность,
|
Лингвофизминутка.
|
2
|
|
Внимание,
культура поведения
|
Умение слушать и
слышать
|
Синтаксическая пятиминутка.
|
5
|
8
|
|
Аргументированность
Системность
|
Творческое задание.
|
7
|
9
|
Культура
поведения, организованность
|
Самостоятельность,
глубина рассуждений, культура диалога
|
Итог
урока
|
1
|
10
|
Внимание
дисциплина
|
|
Домашнее
задание
|
1
|
11, 12
|
|
|
Ход урока:
I. Орг.
момент.
II.
Грамматическая
зарядка (по ранее изученным правилам орфографии). Двое учащихся работают у
доски, остальные – в тетради:
«Сбегать
за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь
время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к
станции, наблюдать за чижом».
III.
Проблемная
ситуация: На доске записана затранскрибированная фраза – [три браца пошли
купаца].
- На каком
языке написана фраза? (на языке транскрипции).
- Запишите
её в соответствии с русской орфографией
(Три
братца пошли купаться)
- Почему в
глаголе купаться есть Ь?
- Начало
какой загадки представляет это предложение?
- Кто
помнит вторую часть? Давайте опишем.
Два братца
купаются, а один на берегу валяется.
- Знаете
ли вы ответ? (два ведра и коромысло)
- Почему в
этих глаголах Ь нет?
IV. Объявление темы
урока.
Как же там
быть с этим знаком,
Ставить
его или нет?
Надо,
чтобы сами глаголы
Людям
давали совет. (Э.Успенский)
V. Работа по
теме с элементами исследования:
а) Сравните
два вопроса. В какой форме глагола мы их ставим? Запишем: Что делать? Что
делает? (1 вопрос – к глаголу в неопределенной форме; 2 вопрос – к глаголу в
настоящем времени).
б) Текст
для анализа (дети работают у доски и в тетрадях):
«Друг
за дружку держаться – ничего не бояться.
Люди
ссорятся, а воеводы кормятся.
Грамоте
учиться – вперед пригодится».
-
Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?
-
С удвоенной согласной
-
Объясните правописание -тся и -ться в глаголах, поставив к ним вопросы.
VI. Проблемно-эвристическая
беседа:
-
Есть ли разница в произношении глаголов на –тся и –ться? (звучат они одинаково)
-
Кто-нибудь догадался, по какому опознавательному признаку мы можем найти
орфограмму –тся и –ться в глаголах?
-
Есть ли в произношении этих слов общая особенность, на которую мы с вами могли
обратить внимание? (на конце данных глаголов мы произносим звуки [ца], это
сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы)
-
Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали
опознавательный признак орфограммы - [ца] на конце слова?
Косы
светлые венком
Под платком из ситца.
Настя
месяц за станком,
А станка боится.
-
Давайте запишем эти слова (ситца, боится) на доске. Есть ли в этих словах
орфограмма тся и –ться в глаголах? (в слове ситца – нет, хотя слышим сочетание
звуков [ца], потому что ситец – это имя существительное)
-
Значит, мы не точно назвали опознавательный признак. Как его можно назвать
точнее?
-
Класс приходит к выводу, что приметой изучаемой орфограммы будет [ца] на конце
глаголов.
VII.
Решение
грамматических задач:
а) Послушайте
отрывки из стихотворений А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный
признак орфограммы [ца] на конце глаголов. Запишите их в тетрадь.
1) Вот-вот
листва распустится,
Вот-вот
придет тепло,
Ну,
а пока распутица,
Дороги
развезло.
2) Теперь я
ученица,
Чернилами
пишу.
Боюсь
пошевелиться,
Сижу
и не дышы
б) Обратите
внимание на происхождение –тся, -ться [ца] в глаголах и не путать это с
существительными на ца.
- В какой
столбик вы запишете?
Существительное
Глагол
болит
переносица собрание переносится
чистая
водица не стоит с ним
водиться
белая
курица вулкан курится
острая
спица ему не спится
в) Вместо
звука напишите нужные буквы:
- Я не
люблю лечи[ц]а. Она лечи[ц]а от простуды.
VIII.
Лингвофизминутка.
Немножко отдохнем. Закроем глазки, представим, что мы в зимнем лесу.
руки
в стороны –пишем Ь хлопок над головой – Ь
не пишем
нужно
строиться дом
строится
не
стоит бояться он
не боится
заливаться
смехом красавцы
веселятся
должны
разлучиться надолго
разлучаются
IX. Синтаксическая
пятиминутка. Разбор предложения, составление схемы. «Белый снег пушистый в
воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится».
X. Устная
работа
Вставьте в
пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?
1)
Дело
мастера …
2)
Кто
любит трудиться, тому без дела не …
3)
Тот
труда не боится, кто умеет …
4)
С
песней и труд …
5)
Любишь
…, люби и саночки возить.
6)
Друзья
… в беде.
7)
Всё
хорошо, что хорошо …
|
не
сидится
кататься
познаются
боится
кончается
трудиться
ладится
|
XI. Итог урока. Итак,
чему учит вопрос к глаголу?
– «Если
мягкий знак в вопросе,
то
его в глагол мы вносим»
XII.
Домашнее
задание: & 84; сочините небольшой рассказ, заключив его пословицей.
Список
литературы
1. Бабайцева
В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.
– М.: Дрофа, 2008. -336с.
2. Купалова
А.Ю., Лидман-Орлова Г.К.: Русский язык. Практика. 6 класс. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -272с.
3. Александрова
Г. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. – 656с.
4. Волина
В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
5. Рик Т.Г.
Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995. – 136с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.