Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Правописание -тся и -ться в глаголах.ppt

Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Правописание –тся и –ться в глаголах

    1 слайд

    Правописание –тся и –ться в глаголах

  • Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь вр...

    2 слайд

    Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к станции, наблюдать за чижом.

    Грамматическая зарядка

  • Проблемная ситуация [Три браца пошли купаца]?На каком языке записано предложе...

    3 слайд

    Проблемная ситуация

    [Три браца пошли купаца]
    ?
    На каком языке записано предложение?

  • Два братца пошли купаться,
Два братца купаются, а один на берегу валяется

    4 слайд

    Два братца пошли купаться,
    Два братца купаются, а один на берегу валяется

  • Как же нам быть с этим знаком,Ставить его или нет?Надо, чтобы сами глаголы...

    5 слайд

    Как же нам быть с этим знаком,
    Ставить его или нет?
    Надо, чтобы сами глаголы
    Людям дали ответ
    Э.Успенский

  • Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Люди ссорятся, а воеводы кормят...

    6 слайд

    Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
    Люди ссорятся, а воеводы кормятся.
    Грамоте учиться – вперед пригодится

  • Существительное

болит переносица
чистая водица
белая курица
острая спица...

    7 слайд

    Существительное

    болит переносица
    чистая водица
    белая курица
    острая спица
    Глагол

    собрание переносится
    не стоит с ним водиться
    вулкан курится
    ему не спится

  • Синтаксическая пятиминутка   «Белый снег пушистый в воздухе кружится и не зем...

    8 слайд

    Синтаксическая пятиминутка
    «Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится»

  • Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём...

    9 слайд

    Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?
    Дело мастера …
    Кто любит трудиться, тому без дела не …
    Тот труда не боится, кто умеет …
    С песней и труд …
    Любишь …, люби и саночки возить.
    Друзья … в беде.
    Всё хорошо, что хорошо …

    не сидится
    кататься
    познаются
    боится
    кончается
    трудиться
    ладится  

  • Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу?

 «Если мягкий знак в вопросе,...

    10 слайд

    Итог урока.
    Итак, чему учит вопрос к глаголу?

    «Если мягкий знак в вопросе,
    то его в глагол мы вносим»

  • Домашнее задание:Параграф 84. Теория.
Сочинить небольшой рассказ, заключив ег...

    11 слайд

    Домашнее задание:
    Параграф 84. Теория.
    Сочинить небольшой рассказ, заключив его пословицей.

  • Спасибо за внимание!

    12 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Сценарий.doc

Сценарий занятия по русскому языку в проблемно- эвристическом стиле

 

Автор: Кулеш С.А., учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района Томской области

Курс: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах

Учебно-методическое обеспечение:

  1. В.В.Бабайцева «Русский язык. Теория» (5-9 кл.).
  2. Г.К.Лидман-Орлова «Русский язык. Практика» (6 кл.)

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: Презентация, созданная в среде Power Point (12 слайдов, линейный тип).

 

Цель урока: формировать умение правильного написания -тся и –ться в глаголах.

 

Задачи урока:

            Образовательные: формирование умения правильного написания -тся и –ться в глаголах, увеличение словарного запаса учащихся.

            Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

            Воспитательные: формирование коммуникативных и организаторских умений, воспитание уважения к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

Тип урока:

  • урок усвоения новых знаний.

Форма урока:

  • урок-исследование.

Форма обучения:

  • самостоятельная работа;
  • фронтальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации.

 

Методы:

  • проблемно-эвристические;
  • частично-поисковые;
  • объяснительно-иллюстративные.

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения урока:

Этапы урока

Временная

Реализация

(мин.)

I.  Организационный момент

1

II.  Грамматическая зарядка

III. Погружение в тему урока:

1.      Создание проблемной ситуации.

2.      Работа по теме с элементом исследования.

3.      Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностные восприятия.

4.      Решение грамматических задач по теме.

5.      Лингвофизминутка.

6.      Синтаксическая пятиминутка.

7.       Творческое задание.

5

 

2

3

 

5

13

2

5

7

III. Итог урока. Заключительное слово учителя.

1

IV. Задание на дом.

1

 

Карта занятия (целенаправленная, методически выстроенная последовательность педагогических приемов, методов, технологий для достижения педагогических целей, а также анализ этапов занятия с точки зрения воздействия на определенные качества учащихся).

 

Комментарий хода урока

Время

(мин)

 

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приглашаем к работе, сообщение целей урока

1

1

Внимание, Память, дисциплина

 

Грамматическая зарядка

5

2

 

Аргументированность

Системность

Создание проблемной ситуации.

 

2

3

 

Гибкость, любознательность, рассуждения

Работа по теме с элементом исследования.

 

3

4-6

Внимание, организованность

Исследование

Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностные восприятия

5

 

Культура поведения, внимание, организованность

Мышление, умение слушать и слышать, восприимчивость к новому

 Решение грамматических задач по теме.

13

7

Внимание

Аналитичность, аргументированность,

Лингвофизминутка.

2

 

Внимание, культура поведения

Умение слушать и слышать

Синтаксическая пятиминутка.

5

8

 

Аргументированность

Системность

Творческое задание.

7

9

Культура поведения, организованность

Самостоятельность, глубина рассуждений, культура диалога

Итог урока

1

10

Внимание дисциплина

 

Домашнее задание

1

11, 12

 

 

 

Ход урока:

I.       Орг. момент.

II.    Грамматическая зарядка (по ранее изученным правилам орфографии). Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетради:

«Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к станции, наблюдать за чижом».

III.  Проблемная ситуация: На доске записана затранскрибированная фраза – [три браца пошли купаца].

- На каком языке написана фраза? (на языке транскрипции).

- Запишите её в соответствии с русской орфографией

(Три братца пошли купаться)

- Почему в глаголе купаться есть Ь?

- Начало какой загадки представляет это предложение?

- Кто помнит вторую часть? Давайте опишем.

Два братца купаются, а один на берегу валяется.

- Знаете ли вы ответ? (два ведра и коромысло)

- Почему в этих глаголах Ь нет?

IV. Объявление темы урока.

Как же там быть с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтобы сами глаголы

Людям давали совет. (Э.Успенский)

V.    Работа по теме с элементами исследования:

а) Сравните два вопроса. В какой форме глагола мы их ставим? Запишем: Что делать? Что делает? (1 вопрос – к глаголу в неопределенной форме; 2 вопрос – к глаголу в настоящем времени).

б) Текст для анализа (дети работают у доски и в тетрадях):

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Грамоте учиться – вперед пригодится».

- Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?

- С удвоенной согласной

- Объясните правописание -тся и -ться в глаголах, поставив к ним вопросы.

 

VI. Проблемно-эвристическая беседа:

- Есть ли разница в произношении глаголов на –тся и –ться? (звучат они одинаково)

- Кто-нибудь догадался, по какому опознавательному признаку мы можем найти орфограмму –тся и –ться в глаголах?

- Есть ли в произношении этих слов общая особенность, на которую мы с вами могли обратить внимание? (на конце данных глаголов мы произносим звуки [ца], это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы)

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы - [ца] на конце слова?

Косы светлые венком

Под платком из ситца.

Настя месяц за станком,

А станка боится.

- Давайте запишем эти слова (ситца, боится) на доске. Есть ли в этих словах орфограмма тся и –ться в глаголах? (в слове ситца – нет, хотя слышим сочетание звуков [ца], потому что ситец – это имя существительное)

- Значит, мы не точно назвали опознавательный признак. Как его можно назвать точнее?

- Класс приходит к выводу, что приметой изучаемой орфограммы будет [ца] на конце глаголов.

VII.           Решение грамматических задач:

а) Послушайте отрывки из стихотворений А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы [ца] на конце глаголов. Запишите их в тетрадь.

1)  Вот-вот листва распустится,

      Вот-вот придет тепло,

      Ну, а пока распутица,

      Дороги развезло.

2)  Теперь я ученица,

      Чернилами пишу.

      Боюсь пошевелиться,

      Сижу и не дышы

б) Обратите внимание на происхождение –тся, -ться [ца] в глаголах и не путать это с существительными на ца.

- В какой столбик вы запишете?

Существительное                                              Глагол

болит переносица                                              собрание переносится

чистая водица                                                    не стоит с ним водиться

белая курица                                                      вулкан курится

острая спица                                                      ему не спится

в) Вместо звука напишите нужные буквы:

- Я не люблю лечи[ц]а. Она лечи[ц]а от простуды.

 

VIII.        Лингвофизминутка. Немножко отдохнем. Закроем глазки, представим, что мы в зимнем лесу.

            руки в стороны –пишем Ь                                       хлопок над головой – Ь не пишем

            нужно строиться                                                                  дом строится

            не стоит бояться                                                                   он не боится

            заливаться смехом                                                               красавцы веселятся

            должны разлучиться                                                            надолго разлучаются

 

IX. Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения, составление схемы. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится».

X.    Устная работа

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?

1)     Дело мастера …

2)     Кто любит трудиться, тому без дела не …

3)     Тот труда не боится, кто умеет …

4)     С песней и труд …

5)     Любишь …, люби и саночки возить.

6)     Друзья … в беде.

7)     Всё хорошо, что хорошо …

 

не сидится

кататься

познаются

боится

кончается

трудиться

ладится

 

XI. Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу?

– «Если мягкий знак в вопросе,

то его в глагол мы вносим»

XII.           Домашнее задание: & 84; сочините небольшой рассказ, заключив его пословицей.

 

Список литературы

 

1.      Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -336с.

2.      Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К.: Русский язык. Практика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -272с.

3.      Александрова Г. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. – 656с.

4.      Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.

5.      Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995. – 136с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах" (6 класс)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету, как русский язык, возможен только тогда, когда учитель в своей работе активны применяет нестандартные формы урока. Данный урок поможет сделать уроки русского языка еще более яркими и насыщенными, пробудит активность, творчество и любознательность у учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 610
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 769
    • RAR 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кулеш Светлана Анисимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кулеш Светлана Анисимовна
    Кулеш Светлана Анисимовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48956
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе