Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Повторение имени прилагательного" (5 класс)

Урок по русскому языку на тему "Повторение имени прилагательного" (5 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Урок по русскому языку 5 класс

Тема: «Повторение имени прилагательного».


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя:


- Сегодня на уроке мы заканчиваем путешествие по удивительному городу Имя Прилагательное (Слайды 1-2). Долгое время мы знакомились с его достопримечательностями: разнообразными интересными качествами и свойствами. Это очень крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительного и Глагола).

Так что же это за город такой Имя Прилагательное?

Давайте перейдём к научному языку. Я начинаю фразу, а вы продолжаете (Слайды 3-6):


Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….


- Давайте попробуем разобрать предложение и вспомним морфологический разбор имени прилагательного (Слайд 7). Запись на доске и в тетрадях:

Вода в горной3 речке холодна4.


3. К нам в гости пришли герои из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (Слайды 8-9). Митрофанушка покажет нам свои знания. Послушайте его внимательно. Согласны ли вы с его утверждениями?

Сценка.

Учитель: …Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Учитель: дверь, например, какое имя существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Учитель: Котора дверь? Вот эта!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.

Учитель: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.


- Итак, прилагательное (Слайды 10-11). Почему у него такое странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?


4. Как имена прилагательные согласуются с существительными?

Запишите словосочетания, определите род, число и падеж прилагательных:

Мягким снегом, от ласковых лучей, прекрасная погода, хорошему другу, в большой корзине.


5. Какими по форме бывают имена прилагательные?

На слайде стихотворение (слайды 12-13), найдите в нём краткие прилагательные.

-Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь.

- Как изменяются краткие прилагательные?

- Как пишутся прилагательные с основой на шипящую?

- Что вы можете сказать об особенностях постановки знаков препинания в этом стихотворении?


6. А теперь поиграем. Я называю вам полные прилагательные, образуйте их краткие формы:

Близкий, узкий, красивый, могучий, колючий, белый, свежий, горячий, богатый.


7. Оказывается, прилагательные очень часто используются в одном из видов устного народного творчества – загадках. Сейчас «загадочная пауза» (Слайды 14-17).

1. Бежит свинка,

Железная спинка,

Льняной хвостик.

(Иголка с ниткой)

2.Сам алый,

Сахарный.

Кафтан зелёный,

Бархатный.

(Арбуз)

  1. Земля беленькая,

А птички на ней

Чёрненькие.

(Книга)

8. А сейчас посмотрите на записанный на доске и слайде (Слайд 18) эпиграф. Какая часть речи подразумевается в этом стихотворении?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (В.В. Волина)

- Верно, имя прилагательное. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу (Слайды 19-21) и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие дороги, а как радует глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёная трава, высокие деревья, голубое небо, красные ягоды земляники…

Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. А как часто мы используем прилагательные сейчас, когда наступает весна и просыпается после зимнего сна природа. Каждый день мы замечаем в ней какие-то новые краски (Слайды 22-23).


9. А поскольку так незаметно мы с вами заговорили о весне, то сейчас я вас попрошу написать сочинение-миниатюру по данному началу (Слайд 24).


Сочинение-миниатюра.

Первое дыхание весны.

Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы увидите…


А вот то, что вы можете увидеть весной, вам нужно написать в своём сочинении, используя самые разнообразные имена прилагательные.


10. Итак, сегодня на уроке мы с вами закончили изучение темы «Имя прилагательное». Давайте ещё раз вспомним, что это за часть речи?


11.(Слайд 25) Домашнее задание: упражнение № 584 (устно). Подготовиться к словарному диктанту. Найти и записать в тетради пословицы и поговорки о весне.


  • Русский язык и литература
Описание:

Уважаемые коллеги! Данный урок Вы можете использовать при повторении изученного материала по теме "Имя прилагательное" в 5 классе.

В доступной и увлекательной форме учащиеся вспомнят различные виды разбора, орфограммы и морфологические особенности имени прилагательного, отгадают загадки. Предлагаю также поставить сценку из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", после просмотра которой ребята ответят на вопрос: "Согласны ли они с мнением Митрофанушки?"

В конце урока можно написать сочинение-миниатюру по предложенному началу: "Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы увидите...".

Автор Сорокина Елена Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 890
Номер материала 32818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»