3.
Проблемный вопрос.
-
Составьте из первых букв новое слово (мухоловка).
- Кто
это? (Птица)
Слайд 5
-
Выделите орфограммы в этом слове.
Что для
этого надо сделать? (Поставить ударение, выделить корень)
– Я
увидела в тетрадях учеников следующее:
Слайд 6
Проблема!
– Какой
вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)
4. Решение проблемы.
– Почему
птицу так назвали? (Она ловит мух.)
Слайд 7
мухоловка
– ловит мух.
– Какой
корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой
корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть
ли корни -мух-
и
-лов-
в
слове мухоловка?
– Так
сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)
Выделение
орфограммы (буквы парного согласного).
- А
какова же роль буквы о между корнями? (Она соединяет два корня.)
Это тоже
орфограмма, она называется соединительная гласная. Подчеркнем ее.
- Как же
образовалось это слово? (С помощью сложения двух корней.)
- Кто
встречался в нашей речи с такими словами?
Предположите,
как они называются? (Сложные)
5. Формулирование
темы и цели урока.
- Какова
же будет тема нашего урока?
Слайд 8
Сравнение
с темой в учебнике (с. 104)
-
Запишите тему урока.
- Чему
же мы будем учиться сегодня на уроке? (Правильно писать сложные слова, отличать
их от других слов, понимать их значение.)
- А еще
на уроке мы попытаемся выяснить, нужны ли в речи сложные слова, определим их
роль.
6.
Планирование деятельности.
7.
Открытие нового знания.
а)
Знакомство с определением (с.106)
-
Прочитайте определение и сравните с нашей формулировкой. Приведите свои
примеры сложных слов.
б) Упр.
123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных (работа в парах).
Слайд 9
Разделить
слова на группы: водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка.
Ученики
выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но
отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя
объяснить через одно и то же слово, например вода. В
третьей группе слова с корнем –пад-.
– В
какой группе оказалось слово водопад? (Мнения
могут разделиться.)
–
Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды,
который падает с высоты.)
– В чём
особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)
– Выделите
корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно
может оказаться? (В обеих: с корнем -вод- и с
корнем -пад-.)
8.
Физминутка.
Дети
поднимают над головой руки, полусогнутые, как два корня, если слышат сложное
слово.
Слова:
летает, вертолет, водопад, водный, вход, выход, вездеход, добрый,
добродушный, сладкий, сладенький, сладкоежка, лежит, лежебока.
9.
Проблемная ситуация.
Слайд 10
а) Упр.
125 – развивается умение находить букву соединительного гласного, объяснять
характер звука для выбора нужной буквы.
водопад мореход
долгоносик камнепад
глазомер пешеход
– Почему
слова записаны в два столбика?
– Сделай
предположение, почему в 1-м столбике – буква гласного о, а во
2-м – буква гласного е. (Подсказка:
определи характер предшествующего согласного.)
10.
Решение проблемы.
– Как
можно назвать букву между двумя корнями, которая их соединяет?
– Сделайте
вывод, как соединяются корни сложных слов и от чего зависит выбор
соединительной буквы.
11.
Открытие нового знания.
б) Работа
над определением.
Слайд 11
- Чтение
определения в учебнике (с. 106).
- Ответ
на вопрос после определения.
- Сравнение
с выводом, который звучал ранее на уроке: подтвердились ли предположения?
– Что
нового вы узнали из определения?
– Как
обозначается орфограмма?
Вывод: в
сложных словах есть соединительные гласные, чаще всего о или е.
Гласная о пишется после твердых согласных, е – после мягких
согласных. После букв ж и ш пишется е.
- Какое
умение мы сейчас формировали? (Умение работать с информацией.)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.