Тема: Обучение построению вопросительных предложений и
точному ответу на них.
Цель:
Расширение и накопление речевого опыта младших школьников.
Задачи: Обучающие: способствовать формированию умений наблюдать за
интонацией вопросительных предложений, выделять специальные вопросительные
слова, строить точные ответы с учетом этих слов.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления,
эмоционально-волевой, потребностно - мотивационной сфер, умения анализировать
информацию, делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи,
коммуникативных навыков.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать свои эмоции, понимать эмоции
других людей, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей, умело пользоваться русским языком.
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность
действий на уроке, учиться высказывать своё предположение, оценивать свои
достижения.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в учебнике,
строить несложные рассуждения, делать выводы.
Коммуникативые УУД:
Уметь работать в паре; задавать
вопросы, отвечать на вопросы других, договариваться с одноклассниками о
правилах поведения и общения.
Предметные УУД:
Различать виды предложений по
цели и интонации. Строить разные по цели и интонации предложения для решения
определенных речевых задач: для ответа на заданный вопрос, для выражения своего
отношения к чему-либо, для передачи своих мыслей и чувств.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.
ход урока.
1 Организационный момент.
2. минутка чистописания.
Р – начинаем писать с середины рабочей строки,
спускаемся вниз до середины следующей рабочей строки, поднимаемся вверх по
прямой, не доходя до середины строки пишем маленькую прямую с закруглением
вверху и внизу.
2.Определение
темы, цели урока
Перед
вами карточки с буквами. Определим тему урока, выполнив задания в карточке:
й
|
п
|
р
|
о
|
е
|
д
|
щ
|
л
|
о
|
я
|
ж
|
е
|
а
|
н
|
к
|
и
|
я
|
г
|
1.-Зачеркните
букву, обозначающую звонкий, всегда мягкий согласный
-Зачеркните
гласную букву, которая обозначает твёрдость согласных
2р.-Зачеркните
букву, которая обозначает глухой, всегда мягкий согласный
-Зачеркните
букву, являющуюся последней в алфавите
3р.-Зачеркните
буквы парных согласных
-Зачеркните
букву, стоящую первой в алфавите
Соедините
буквы в строчках, начиная с верхней строки, прочитайте, что получилось?
Какая
тема урока?(Предложения….)
Как
вы думаете: а мы уже всё знаем о предложении?
Какую
цель поставим перед собой сегодня? Что будем узнавать?
Сегодня
мы продолжим работать над предложением. Прочитайте тему урока. Чему еще мы
будем научиться?
Задача урока:
научиться правильно задавать вопросы и отвечать на них. Слайд 7
Работа в парах. Слайд
8
упр.216
1. Ты читал эту книжку?
2. Ты читал эту книжку?
-Какие ответы можно получить на первый вопрос? На второй
вопрос?
- Как вы думаете, почему в этих предложениях выделены
синим цветом слова?
- Почему же так происходит – вопрос один, а ответы –
разные?
(Мы выделяем голосом разные слова, поэтому и отвечаем
по-разному).
-Прочитаем сообщение, которое нам предлагают авторы
учебника.
- Вы согласны с выводом в учебнике? Он совпадает с вашим
мнением?
Задайте
вопросы друг другу, выделяя голосом указанные слова, и получите ответ.
-
Почему же вопрос один, а ответы разные?
Вывод: в устной речи мы в предложении
выделяем какое-то слово больше других. Это слово обычно особенно важно по
смыслу. Если оно выделено в вопросе, то часто и подсказывает ответ.
Фронтальная
работа. Слайд 9
упр.217 -Теперь я предлагаю вам понаблюдать за такими
выделенными словами. Прочитайте задание к упражнению
- Кто хочет попробовать прочитать вопросительные предложения?
(Учащиеся читают предложения. Необходимо следить за правильностью
выделения голосом нужных слов. Понятие «логическое ударение» пока детям не
даётся).
-Дайте короткие устные ответы на эти вопросы.
- Запишите их в тетрадь отдельными словами.
- Какие ответы вы записали?
(Коллективная проверка).
- Назовите все орфограммы, которые вам встретились в данных словах.
Прочитайте
выразительно вопросы и дайте на них короткие ответы.
1.
Кто автор «Мойдодыра?»
2.
Откуда дядя Фёдор
писал письма родителям?
3.
У кого из животных
костяной панцирь?
4.
Когда опадают листья?
5.
После какого дня
недели идёт понедельник?
6.
Что кладут в щи?
Запись в тетради:
1.
К.И.Чуковский.
2.
Из Простоквашино.
3.
У черепахи.
4.
Осенью.
5.
После воскресенья.
6.
Капусту.
На вопросы
4 и 6 дайте полные ответы. Запишите их.
- Как будете
действовать при написании предложений?
Обозначьте
остальные орфограммы.
- Какие
слова помогли вам ответить на вопросы? Это специальные вопросительные слова.
Они подсказывают, какие слова в ответе будут главными и чаще всего
располагаются в начале вопроса. А где располагаются главные слова ответа?
- Кто
теперь сделает вывод?
Вывод: известная
из вопроса информация выносится в начало предложения, а главные слова ответа
обычно ставят в конец предложения. А то, каким словам стать главными нам
помогают вопросительные слова.
- Ребята, в этом сообщении говорится ещё и о
вопросительных словах. Вы можете сказать, какие это слова?
- Как они работают?
(Они подсказывают, о чём говорить в ответе).
-Некоторые из вопросительных слов я записала на доске.
Прочитайте их, пожалуйста.
Кто? Чего? Зачем?
Что? Какой?
Почему?
Кого? Как? Где?
-Какие из них нам сегодня помогали отвечать на вопросы в
упражнении 217?
- Какое слово я не записала?
(Откуда?)
-Молодцы, вы очень внимательны.
-Скажите, пожалуйста, теперь вы можете объяснить почему
тема нашего урока звучит так: «Как спросишь – так и отвечу»?
( Объяснения детей).
7.
Первичное закрепление изученного.
Викторина.
– Вы
знаете, что такое викторина? Прочитайте вопросы упр.219
У кого
родятся детёныши в листопад?
- Какие
слова вы выделяете голосом? Кто знает ответ на первый вопрос?
Попробуем
переставить слова и выбрать самый лучший вариант.
В листопад родятся детёныши у зайца.
В листопад детёныши родятся у зайца.
Куда на зиму прячутся бабочки и комары?
Бабочки и комары на зиму прячутся
5.
Рефлексия. Что интересного узнали на уроке? Оцените свое
настроение на уроке смайликами.
– Как строятся вопросительные предложения? (Какие слова
используются?)
– Какие вопросительные слова вы знаете? Что они
подсказывают?
4.
Домашнее задание.
Дома вы
попробуете составить вопросы для викторины, можно 1 вопрос, а можно 2.
Напишете вопрос, обдумаете и запишете полный ответ.
Кому будет
трудно составить вопрос самостоятельно, найдите в его в книгах-энциклопедиях.
- Ребята, мы учились на уроке строить вопросительные предложения и
правильно отвечать на них. Что вызвало у вас затруднения? Что было непонятно?
- Попробуйте оценить свою работу на уроке и поставить себе оценку на
полях в тетради.
- Я благодарю вас за урок и прошу дома придумать вопросы для викторины.
Если вам будет сложно, воспользуйтесь упражнением 220 стр.112.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.