Разработка урока по русскому языку в 1 классе
На тему: Согласная буква д.
Написание заглавной и строчной буквы д.
Цель урока: знакомство с буквой Д, д
и с ее звуками.
Задачи:
-
сформировать умение выделять звук [ д ] в
словах, определять место звуков в словах, характеризовать звук [ д ] (твердый
- мягкий, глухой – звонкий) ;
-
развивать фонематический слух, речь,
логическое мышление, внимание;
-
развивать коммуникативные навыки с помощью
работы в группах;
-
учить сопоставлять, анализировать, делать
выводы;
-
учить правильно писать букву д, Д;
-
расширять словарный запас детей;
-
воспитывать аккуратность и
любознательность на уроке;
-
воспитывать любовь к близким, доброту,
отзывчивость, умение отвечать за свои поступки.
Ход
урока
1.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Сегодня на
нашем уроке гость! Посмотрите, кто это?
-Правильно, дети это снеговик! Он спешил к
Дедушке Морозу и заблудился! Снеговик сможет попасть в волшебный замок, если вы
ему сегодня дружно поможете своим волшебством, своими знаниями!
2. Актуализация опорных
знаний.
Наш снеговик заскучал и решил почитать
азбуку.
- Откройте азбуку на странице 100.
Наш снеговик хотел прочитать слова, но он
совсем не дружит с буквами и звуками. Давайте ему в этом поможем!
- Проведите звуко-буквенный анализ слов
брат, буквы, кубики, барабан. Для этого разбейтесь на 4 группы. С помощью
цветовых схем на доске проведите анализ. Охарактеризуйте, что вы знаете про
каждый звук.
Б Р А Т БУКВЫ КУБИКИ
БАРАБАН
3. Постановка целей и
определение темы урока.
Дети, а теперь внимательно посмотрите на
снеговика. Он случайно собрал буквы с азбуки. Что же это за буква?
Дети отвечают: это буква д!
- Дети, у нашего снеговика для вас в
волшебной корочке подарок!
Отгадывание загадок с
буквой д
Дятел
на стволе сидит,
Дырку в дереве долбит.
Достает вредителя,
Портить ствол любителя.
Дятел постучал везде,
Превратился в букву... (Д)
***
Барабанит дождь по крыше:
Громче, тише, громче, тише!
Дождик намочил носок
И в песочнице песок,
Намочил дорожку,
Девочку и кошку,
Намочил он всё везде,
А потом стал буквой... (Д)
4.
Работа по теме урока.
4.1
Знакомство с буквой д, Д и со звуками [ д], [д']
Наш
снеговик хочет поиграть с вами и предлагает игру « назови слово»
Класс
делится на 4 группы. Каждой группе раздается таблички с буквами д, т и со
звуками [
д], [д']
Суть
игры заключается в том, что дети каждой группы называют слова с буквой или
звуком, которые соответствует табличке группы. Одна группа называет слова с
буквой д, вторая группа называет в ответ с буквой т. Также продолжают называть
слова группы со звуками.
Группа,
которая активнее всех работала, получает волшебную снежинку от снеговика.
4.2 Работа в прописях.
-Ребята, нашему гостю понравилась буква
д, и он решил научиться ее писать. А вы хотите научиться?
Учитель на доске демонстрирует написание
буквы д, Д
Работа в прописях стр.
Прочитайте пословицы с буквой Д, на стр.
104 учебника.
Давайте нашему снеговику объясним, смысл
наших пословиц.
5. Физкультминутка.
Упражнение-гимнастика для глаз.
СНЕЖИНКИ
Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинку в руку.)Со
снежинкою играли. (Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо,
проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели, (Отвести её влево,
проследить взглядом.) Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на
землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на
пол.)
Глазки закрываем, (Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают. (Дети складывают
снежинки и садятся.
6.Продолжение работы по
теме урока.
Прочитайте с доски слова, сделайте
звуко-буквенный анализ слов.
Дуб-дубы сад-сады, код-кот
7. А теперь послушайте
стихотворении про новую букву:
Этот
домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.
Вот
стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Д –
стоит, и очень твердо!
Голову задрала гордо.
Видны за окнами дома
И дети на дорожках
А вот и буква Д сама
На самоварных ножках.
Буква
Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.
Дело в
том, мои друзья,
Что без Д никак нельзя.
Дима, Даша и друзья,
Построить дом без Д нельзя!
Доблесть,
дружба, доброта,
дятел, дерево, дыра.
Ты заметил без труда
букву Д? Иль не всегда?
Д —
это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Ребята, представляете,
только что снеговик вспомнил что-то про д. Послушайте что он мне рассказал:
Буква Д -
пятая буква русского алфавита. Буква Д обозначает согласный звонкий звук:
твердый [Д] и мягкий [Д'].
Раньше, по-старославянски,
буква называлась "добро", что переводится на русский язык как
"добро".
А кто из
вас делал добрые поступки?
7. Подведение итогов
урока. Рефлексия.
-Расскажите, что вы узнали о новой букве.
-Как вы думаете, вы дружно сегодня
работали? Сможете теперь своей волшебной силой отправить снеговика к Дедушке
Морозу?
-Тогда давайте дружно скажем нашему гостю
: «До свидания!!!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.