Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку " Вначале было слово..." (6 класс)

Урок по русскому языку " Вначале было слово..." (6 класс)

Скачать материал

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

 

 

 

 

                                                         

                  Урок

 

 

 

 

 

Тема: «В начале было слово… »

            (Обобщение по теме: «Лексика и      

             фразеология»).

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год

                                                

 Тема: «В начале было слово… »

            (Обобщение по теме: «Лексика и фразеология»).

 

Цель урока: Обобщить и повторить материал, изученный в разделе «Лексика и  

                       фразеология».

                       Создать учебно-познавательную среду, способствующую  

                       обобщению и закреплению темы.

                                          Закрепить умение оперировать лексической терминологией,   

                                          применяя в письменной и устной речи, проявляя при этом   

                                          креативность мышления при развитии речи.

                                          Воспитывать любовь к межнациональному языку РК, бережное 

                                          отношение к слову.

        Иметь знания по разделу «Лексика и фразеология».

                           Уметь оперировать лексической терминологией, применяя в письменной и    

                                       устной речи, проявляя при этом креативность мышления при 

                                        развитии речи.

Оборудование: загадки, стихотворение Я.Козловского, тесты, рисунки,  

                            фразеологизмы, эпиграф:

                                Люблю обычные слова,

                                Как неизведанные страны.

                                Они понятны лишь сперва,

                                Потом значенья их туманны.

                                Их протираю, как стекло,

                                И в этом наше ремесло.

                                          Д. Самойлова «Слова»

                                           Ход урока.

 

I. Слово учителя.

         

                                               Люблю обычные слова,

                                               Как неизведанные страны.

                                               Они понятны лишь сперва,

                                               Потом значенья их туманны.

                                                                                              Их протираю, как стекло,

                                               И в этом наше ремесло.

                                                   Д. Самойлова «Слова»

Все начинается со слова. Первое слово, сказанное вами, мама. И с этого первого слова начинается познание окружающего мира. Небо, солнце, дождь, снег... Становясь старше, мы начинаем понимать лексическое значение слов: Родина, Отчизна , Отечество. А сейчас мы находимся в прекрасной поре детства и для нас игра - одно из средств общения. Итак, играем.

II. Повторение и обобщение знаний по теме "Лексика и фразеология".

1. Лексическая разминка.

    Я читаю толкование слов, а учащиеся, выслушав их, отвечают односложным   

    "Да" или "Нет".

     Абажур - это колпак для лампы?

     Западня - это квартира с окнами на запад?

     Гренки - это поджаренные ломтики хлеба?

     Галерея - это музей, помещение для выставки?

     Маховик - это регулировщик на перекрестке?

     Дядя - это брат отца или матери?

     Лукоморье - это морской залив?

 

 2. Составление кластера "Лексика и фразеология".

  А теперь всем коллективом составим кластер по теме "Лексика и фразеология"

 

3. Беседа по теме.

- Что такое лексика?

- Что называется лексикологией?

- Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

 

4. Корт "Загадка".

    Они обычно для шитья,

    И у ежа их видел я,

    Бывают на сосне, на ёлке,

    А называются...

 

    В тетради я бываю

    Косая и прямая,

    В другом своем значении

    Я планка для черчения.

    И, наконец,  порою

    В шеренгу вас построю.

 

     Если мы растем на ели,

     Мы на месте, мы при деле,

     А на лбах у ребятишек

     Никому не нужно...

 

   Объяснить значение многозначных слов - отгадок иголка, линейка, шишка.

 

5. Игра "Кто быстрей, кто правильней".

    Выпишите омонимы из стихотворения Я. Козловского

    Возвращаюсь я под вечер с поля, 

    Потеряла сережку Поля.                 

    Ту сережку нашел Сережка,   

    Прибежал, постучал в окошко:         

   «Отыскалась твоя сережка!»

- Какие слова называются омонимами?

 

6. Корт "Помоги выпускнику".

    А теперь давайте поможем одиннадцатиклассникам. Прошло пробное  

    тестирование. У ребят было задание - найти ряд омонимов.

   А) Косить траву, девичья коса.

   Б) Солнечный свет,  объехать весь свет.

   С) Канцелярская кнопка, кнопка на платье.

   Д) Иглы ежа, опавшие иглы.

   Е)  Кисть винограда, кисть руки.

   Одиннадцатиклассник отмечает вариант А.

   Итак, проблемный вопрос: прав ли одиннадцатиклассник, выбрав вариант А?

- Ребята, многозначные слова имеют прямые и переносные значения.

- Что мы понимаем под прямым значением, а что под переносным?

-  Для чего нужно употреблять слова в переносном значении?

-  Какие вы знаете типы переносных  значений слов? Приведите примеры.

7. Ринг "От прямого к переносному".

    Приведите примеры с этими словами, употребив их в переносном значении.

    Железные гвозди –              (железное здоровье)                                                  

    Стальной стержень -           (стальные нервы)                                                                                   

    Золотое кольцо -                  (золотое сердце)                                                                                              

    Глухой старик -                    (глухой переулок)                                                                                               

    Сердечная мышца -              (сердечный человек)  

    Ледяная глыба -                   (ледяной взгляд)

8.  Тренинг.

     С данными словами составьте словосочетания, объясните разницу в значении   

     слов:

     Описка – отписка                               

     Сытый – сытный                            

     Опечатка – отпечаток                   

     Жесткий – жестокий                    

     Устареть – постареть                     

     Мелкий – мелочный

 

   - Как называется эти слова?

   - Что такое паронимы?

9. Самостоятельная работа.

    Разноуровневые задания:

 

    Задание 1-го уровня – соединить синонимы стрелкой:

    Луна                  Граница               

    Жара                  Холод                    

    Мороз                 Пекло                    

    Рубеж                Месяц                   

    Пурга                Работа                  

    Враг                    Вьюга                    

    Труд                   Клятва                    

    Обещание        Неприятель

               

    Задание 2 – ого уровня:

 

    С какими словами из скобок можно соединить синонимы?

    Густой, дремучий (волос, лес)

    Горячий, знойный (лето, вода)

    Коричневый, карий (платье, глаза)

    Старый, древний (обычай, дом)

   Задание 3-его уровня:

   Замените все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

 

   Разъяренная пурга замела дорожки.

   Сторож спрятался от дождя под крышей.

   Врач назначил пациентке инъекции.

   Шофер вновь стал вглядываться во мрак.

 

 

10. Площадка "Знатоки пословиц".

     Закончите пословицы, выделите антонимы.

     Мир строит, война...

     Герой умирает, а слава...

     Корень учения горек,  а плод его ...

     Ученье свет, а неученье - ...

     Не бойся врага умного, бойся друга...

 

    - Что такое пословицы?

   - Для чего нужны пословицы?

   - А какие еще вы знаете русские пословицы?

   - Назовите казахские пословицы.

   - Что мы называем фразеологизмами?

 

11. Корт "Фразеологизмы в рисунках".

     Объяснить значение фразеологизмов. Показываю рисунки. Ребята называют        

     фразеологизм и объясняют его значение.

     Водить за нос,  сесть в калошу, два сапога пара, бить баклуши, кот наплакал,  

    задирать нос, носить на руках, работать засучив рукава, работать спустя 

    рукава.

 

12. Площадка "Мастерская слова".

      Подобрать к данным словам фразеологизмы.

      Очень быстро - (со всех ног,  сломя голову)

      близко - (рукой подать, в двух шагах)

      исчез - (сквозь землю провалился)

      неожиданно - (как снег на голову)

      далеко - (за тридевять земель, куда Макар телят не гонял)

      удивляться - (делать большие глаза)

 

     - Какие слова мы называем гипонимами, а какие гиперонимами?

 

13. Мини - сочинение "Наступила осень".

      Употребить в  своей работе гипонимы и гиперонимы.

 

III. Итог урока:

 

       1. Обобщающая беседа по кластеру "Лексика и фразеология".

       2. Итоговое тестирование.

 

IV. Домашнее задание: повторить §20 - 26, упражнение 468.          

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку " Вначале было слово..." (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

 

 

 

 

                                                         

                  Урок

 

 

 

 

 

Тема: «В начале было слово… »

            (Обобщение по теме: «Лексика и      

             фразеология»).

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год

                                                

 Тема: «В начале было слово… »

            (Обобщение по теме: «Лексика и фразеология»).

 

Цель урока: Обобщить и повторить материал, изученный в разделе «Лексика и  

                       фразеология».

                       Создать учебно-познавательную среду, способствующую  

                       обобщению и закреплению темы.

                                          Закрепить умение оперировать лексической терминологией,   

                                          применяя в письменной и устной речи, проявляя при этом   

                                          креативность мышления при развитии речи.

                                          Воспитывать любовь к межнациональному языку РК, бережное 

                                          отношение к слову.

        Иметь знания по разделу «Лексика и фразеология».

                           Уметь оперировать лексической терминологией, применяя в письменной и    

                                       устной речи, проявляя при этом креативность мышления при 

                                        развитии речи.

Оборудование: загадки, стихотворение Я.Козловского, тесты, рисунки,  

                            фразеологизмы, эпиграф:

                                Люблю обычные слова,

                                Как неизведанные страны.

                                Они понятны лишь сперва,

                                Потом значенья их туманны.

                                Их протираю, как стекло,

                                И в этом наше ремесло.

                                          Д. Самойлова «Слова»

                                           Ход урока.

 

I. Слово учителя.

         

                                               Люблю обычные слова,

                                               Как неизведанные страны.

                                               Они понятны лишь сперва,

                                               Потом значенья их туманны.

                                                                                              Их протираю, как стекло,

                                               И в этом наше ремесло.

                                                   Д. Самойлова «Слова»

Все начинается со слова. Первое слово, сказанное вами, мама. И с этого первого слова начинается познание окружающего мира. Небо, солнце, дождь, снег... Становясь старше, мы начинаем понимать лексическое значение слов: Родина, Отчизна , Отечество. А сейчас мы находимся в прекрасной поре детства и для нас игра - одно из средств общения. Итак, играем.

II. Повторение и обобщение знаний по теме "Лексика и фразеология".

1. Лексическая разминка.

    Я читаю толкование слов, а учащиеся, выслушав их, отвечают односложным   

    "Да" или "Нет".

     Абажур - это колпак для лампы?

     Западня - это квартира с окнами на запад?

     Гренки - это поджаренные ломтики хлеба?

     Галерея - это музей, помещение для выставки?

     Маховик - это регулировщик на перекрестке?

     Дядя - это брат отца или матери?

     Лукоморье - это морской залив?

 

 2. Составление кластера "Лексика и фразеология".

  А теперь всем коллективом составим кластер по теме "Лексика и фразеология"

 

3. Беседа по теме.

- Что такое лексика?

- Что называется лексикологией?

- Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

 

4. Корт "Загадка".

    Они обычно для шитья,

    И у ежа их видел я,

    Бывают на сосне, на ёлке,

    А называются...

 

    В тетради я бываю

    Косая и прямая,

    В другом своем значении

    Я планка для черчения.

    И, наконец,  порою

    В шеренгу вас построю.

 

     Если мы растем на ели,

     Мы на месте, мы при деле,

     А на лбах у ребятишек

     Никому не нужно...

 

   Объяснить значение многозначных слов - отгадок иголка, линейка, шишка.

 

5. Игра "Кто быстрей, кто правильней".

    Выпишите омонимы из стихотворения Я. Козловского

    Возвращаюсь я под вечер с поля, 

    Потеряла сережку Поля.                 

    Ту сережку нашел Сережка,   

    Прибежал, постучал в окошко:          

   «Отыскалась твоя сережка!»

- Какие слова называются омонимами?

 

6. Корт "Помоги выпускнику".

    А теперь давайте поможем одиннадцатиклассникам. Прошло пробное  

    тестирование. У ребят было задание - найти ряд омонимов.

   А) Косить траву, девичья коса.

   Б) Солнечный свет,  объехать весь свет.

   С) Канцелярская кнопка, кнопка на платье.

   Д) Иглы ежа, опавшие иглы.

   Е)  Кисть винограда, кисть руки.

   Одиннадцатиклассник отмечает вариант А.

   Итак, проблемный вопрос: прав ли одиннадцатиклассник, выбрав вариант А?

- Ребята, многозначные слова имеют прямые и переносные значения.

- Что мы понимаем под прямым значением, а что под переносным?

-  Для чего нужно употреблять слова в переносном значении?

-  Какие вы знаете типы переносных  значений слов? Приведите примеры.

7. Ринг "От прямого к переносному".

    Приведите примеры с этими словами, употребив их в переносном значении.

    Железные гвозди –              (железное здоровье)                                                  

    Стальной стержень -           (стальные нервы)                                                                                   

    Золотое кольцо -                  (золотое сердце)                                                                                               

    Глухой старик -                    (глухой переулок)                                                                                               

    Сердечная мышца -              (сердечный человек)  

    Ледяная глыба -                   (ледяной взгляд)

8.  Тренинг.

     С данными словами составьте словосочетания, объясните разницу в значении   

     слов:

     Описка – отписка                              

     Сытый – сытный                            

     Опечатка – отпечаток                   

     Жесткий – жестокий                    

     Устареть – постареть                     

     Мелкий – мелочный

 

   - Как называется эти слова?

   - Что такое паронимы?

9. Самостоятельная работа.

    Разноуровневые задания:

 

    Задание 1-го уровня – соединить синонимы стрелкой:

    Луна                  Граница               

    Жара                  Холод                   

    Мороз                 Пекло                    

    Рубеж                Месяц                    

    Пурга                Работа                  

    Враг                    Вьюга                    

    Труд                   Клятва                    

    Обещание        Неприятель

               

    Задание 2 – ого уровня:

 

    С какими словами из скобок можно соединить синонимы?

    Густой, дремучий (волос, лес)

    Горячий, знойный (лето, вода)

    Коричневый, карий (платье, глаза)

    Старый, древний (обычай, дом)

   Задание 3-его уровня:

   Замените все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

 

   Разъяренная пурга замела дорожки.

   Сторож спрятался от дождя под крышей.

   Врач назначил пациентке инъекции.

   Шофер вновь стал вглядываться во мрак.

 

 

10. Площадка "Знатоки пословиц".

     Закончите пословицы, выделите антонимы.

     Мир строит, война...

     Герой умирает, а слава...

     Корень учения горек,  а плод его ...

     Ученье свет, а неученье - ...

     Не бойся врага умного, бойся друга...

 

    - Что такое пословицы?

   - Для чего нужны пословицы?

   - А какие еще вы знаете русские пословицы?

   - Назовите казахские пословицы.

   - Что мы называем фразеологизмами?

 

11. Корт "Фразеологизмы в рисунках".

     Объяснить значение фразеологизмов. Показываю рисунки. Ребята называют        

     фразеологизм и объясняют его значение.

     Водить за нос,  сесть в калошу, два сапога пара, бить баклуши, кот наплакал,  

    задирать нос, носить на руках, работать засучив рукава, работать спустя 

    рукава.

 

12. Площадка "Мастерская слова".

      Подобрать к данным словам фразеологизмы.

      Очень быстро - (со всех ног,  сломя голову)

      близко - (рукой подать, в двух шагах)

      исчез - (сквозь землю провалился)

      неожиданно - (как снег на голову)

      далеко - (за тридевять земель, куда Макар телят не гонял)

      удивляться - (делать большие глаза)

 

     - Какие слова мы называем гипонимами, а какие гиперонимами?

 

13. Мини - сочинение "Наступила осень".

      Употребить в  своей работе гипонимы и гиперонимы.

 

III. Итог урока:

 

       1. Обобщающая беседа по кластеру "Лексика и фразеология".

       2. Итоговое тестирование.

 

 

IV. Домашнее задание: повторить §20 - 26, упражнение 468.           

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 489
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 375
    • DOCX 180.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Битюцкая Любовь Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Битюцкая Любовь Дмитриевна
    Битюцкая Любовь Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62778
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе