Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по русскому языку " Глаголы прошедшего времени " ( 3 класс )

Урок по русскому языку " Глаголы прошедшего времени " ( 3 класс )

Скачать материал

Урок: Глаголы прошедшего времени.

3 класс

Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна

 

Тип урока: открытие нового материала

Цель: формирование представления учащихся о глаголах прошедшего времени.

Задачи:

Обучающая:

- научить находить в тексте глаголы по вопросу, упражняться в правильной постановке вопроса,

- познакомить с суффиксом глаголов прошедшего времени.

Развивающая:

- продолжить развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

-воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку,

- способствовать  обогощению словарного запаса.

Оснащение урока: таблица “ Изменение  глаголов прошедшего времени ”, карточки со всеми возможными вопросами глаголов прошедшего времени, карточки с заданиями на каждого ученика.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

 

2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Актуализация знаний.

1) Словарная работа. Игра “ Составь слово ”.

На доске слова: Самолёт, гладкий, улететь, белизна.

1-я буква слова находится в сложном слове, является соединительной гласной ( о ).

2-я буква находится в существительном женского рода, она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук ( б ).

3-я буква является проверяемой безударной гласной в корне у глагола ( е ).

4-я – сомнительная согласная в корне у прилагательного ( д ).

Новое словарное слово ОБЕД

Задания:

1) Записать в транскрипции, определить количество букв, звуков, слогов, поставить ударение, определить, где произношение  расходится с написанием, какую орфограмму можно проверить, какую нужно запомнить. ( Ученик у доски, остальные самостоятельно, проверка ).

2)  Лексическое значение слова (толковый словарь ).

3) Записать предложение под диктовку. ( Один ученик у доски, остальные самостоятельно ).

Дорога ложка к обеду. ( Выделить  и объяснить орфограммы, объяснить смысл сказанного ).

4) (к)обеду – разобрать, как часть речи ( ученик у доски комментирует ).

5) образовать однокоренной глагол: Обедать – выделить корень. Правило.

2) Повторение о глаголах настоящего времени.

Доска: У ю ишь ешь ит ет ем им ите ете ат ят

- Что за буквенные сочетания?

- Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

- Как изменяются глаголы настоящего времени?

- От какой формы глагола не образуется настоящего времени?

Устно. Произнесите глагол обедать в форме настоящего времени: 1-го лица, ед.числа, 2-го лица ед. числа ( особенность написания ) и т.д.

Самоопределение к деятельности.

1) Доска: Зеленеет, светит, говорил, поют, кричали, летишь, засвистела, осветило.

Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

2) Записать глаголы прошедшего времени ( взаимопроверка ).

3) Какая теме урока? О чём будем говорить?

 

3. Изучение нового материала.

1) Поставить вопросы к глаголам. ( Таблицы с вопросами ).

2) Разобрать по составу.

3) Какую особенность заметили? ( суффикс л ).

 

1) Учебник с.66. Сообщение профессора Ивана Ивановича.

Как вы думаете, достаточно ли одного суффикса Л, чтобы определить глагол прошедшего времени? А что нужно сделать?

1. Определить часть речи.

2. Поставить вопрос – во всех вопросах есть суффикс Л.

2) Карточка. Задание 1. Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

 

Автор? ( Называют дети и подписывают, орфограмма? )

А) Прочитать. Что прочитали? Литературный жанр? Кто автор?

Б) Работа в паре – подчеркнуть глаголы, определить время, выделить суффикс Л.

В) Проверяем по цепочке, предварительно поставив вопрос. Везде есть суффикс Л.

3) Игра “ Не ошибись ” Карточка.

Щегол, устал, пришёл, крокодил, возил, осёл, присел, весло, тело, пила, верила, дружила, качели, копали, думали.

- Прочитайте. Я говорю: “ Во всех словах есть –л-. Могу ли я утверждать, что это все глаголы прошедшего времени? Вы со мной согласны?

- Тогда на какие группы можно разделить? ( работа в парах ).

- Что поможет определить? Тогда вперёд сыщики, подчеркните глаголы прошедшего времени. Проверка.

- Какие слова попали в две группы?

- Составить устно предложение со словом “пила “ : 1 вариант с существительным, 2вариант с глаголом.

 

Физкультминутка.

 

Продолжение работы по теме.

Рабочая тетрадь стр. 67-68.

1) Прочитать. Автор: В.Жуковский “ Жаворонок ” – лирическое стихотворение – гимн весне. В каких строчках это особенно видно?

2) Работа со словами:  Зардел – назвать синонимы. Лазурь?

3) Найди глаголы прошедшего времени.

- Что помогло найти?

- В каком времени употреблены другие глаголы?

- Найдите сложное предложение. Докажите.

4) Вычленим из сложного простое предложение по схеме: ( схема на доске ).

- Подготовимся написать его по памяти.

- Выделить орфограммы, объяснить, запомнить текст. Записать. Проверка по  эталону.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

- Подчеркнуть основу. Установить связь слов в предложении, назвать и подчеркнуть второстепенные члены предложения. Указать части речи. Определить падежи у имен существительных, указать время глагола. ( Коллективная проверка ).

5) ( Доска ) Подпрыгнул, прикрикнул, намокнуть, задернуть, потухнуть.

- Прочитать. Образовать глаголы прошедшего времени ( устно ).

- У каких глаголов форма прошедшего времени образуется не так как у остальных? Намок, потух, … ваши примеры. Чего нет у этих глаголов? Как быть? ( Ставить вопрос ).

 

4. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Глаголы  какого времени учились находить и образовывать?

- Что значит прошедшее время?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

- Большинство из них, какую имеют особенность?

Рефлексия.

- Карточка. – Белый зайчик прыгает по темному полю, следы оставляет. Дети их читают, а потом стирают.

- Прочитать. Определить время глагола.

- Записать в тетрадь, заменив глаголы настоящего времени, глаголами прошедшего времени.

- Оцените свою работу на шкале успеха.

 

Домашнее задание: Составить 5 предложений на тему “ Весна пришла ”, употребив глаголы в прошедшем времени.

 

Список использованной литературы:

1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс/ Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. – М.: ВАКО. – 2013.

2. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть./ Л.ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.: “”росвещение . – 2012.

3. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс: учебник, 2 часть./ Л.Ф.Климанова – М.: “ Просвещение ”. – 2012.

4. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, курсу “ Окружающий мир ”/ Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО. – 2009.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку " Глаголы прошедшего времени " ( 3 класс )"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок: Глаголы прошедшего времени. 3 класс Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна Тип урока: открытие нового материала Цель: формирование представления учащихся о глаголах прошедшего времени. Задачи: Обучающая: - научить находить в тексте глаголы по вопросу, упражняться в правильной постановке вопроса, - познакомить с суффиксом глаголов прошедшего времени. Развивающая: - продолжить развивать орфографическую зоркость. Воспитывающие: -воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку, - способствовать обогощению словарного запаса. Оснащение урока: таблица “ Изменение глаголов прошедшего времени ”, карточки со всеми возможными вопросами глаголов прошедшего времени, карточки с заданиями на каждого ученика. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний. Актуализация знаний. 1) Словарная работа. Игра “ Составь слово ”. На доске слова: Самолёт, гладкий, улететь, белизна. 1-я буква слова находится в сложном слове, является соединительной гласной ( о ). 2-я буква находится в существительном женского рода, она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук ( б ). 3-я буква является проверяемой безударной гласной в корне у глагола ( е ). 4-я – сомнительная согласная в корне у прилагательного ( д ). Новое словарное слово ОБЕД Задания: 1) Записать в транскрипции, определить количество букв, звуков, слогов, поставить ударение, определить, где произношение расходится с написанием, какую орфограмму можно проверить, какую нужно запомнить. ( Ученик у доски, остальные самостоятельно, проверка ). 2) Лексическое значение слова (толковый словарь ). 3) Записать предложение под диктовку. ( Один ученик у доски, остальные самостоятельно ). Дорога ложка к обеду. ( Выделить и объяснить орфограммы, объяснить смысл сказанного ). 4) (к)обеду – разобрать, как часть речи ( ученик у доски комментирует ). 5) образовать однокоренной глагол: Обедать – выделить корень. Правило. 2) Повторение о глаголах настоящего времени. Доска: У ю ишь ешь ит ет ем им ите ете ат ят - Что за буквенные сочетания? - Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? - Как изменяются глаголы настоящего времени? - От какой формы глагола не образуется настоящего времени? Устно. Произнесите глагол обедать в форме настоящего времени: 1-го лица, ед.числа, 2-го лица ед. числа ( особенность написания ) и т.д. Самоопределение к деятельности. 1) Доска: Зеленеет, светит, говорил, поют, кричали, летишь, засвистела, осветило. Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова? 2) Записать глаголы прошедшего времени ( взаимопроверка ). 3) Какая теме урока? О чём будем говорить? 3. Изучение нового материала. 1) Поставить вопросы к глаголам. ( Таблицы с вопросами ). 2) Разобрать по составу. 3) Какую особенность заметили? ( суффикс л ). 1) Учебник с.66. Сообщение профессора Ивана Ивановича. Как вы думаете, достаточно ли одного суффикса Л, чтобы определить глагол прошедшего времени? А что нужно сделать? 1. Определить часть речи. 2. Поставить вопрос – во всех вопросах есть суффикс Л. 2) Карточка. Задание 1. Где обедал, воробей? - Где обедал, воробей? - В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у нoсорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубатый крокодил Чуть меня не проглотил. Автор? ( Называют дети и подписывают, орфограмма? ) А) Прочитать. Что прочитали? Литературный жанр? Кто автор? Б) Работа в паре – подчеркнуть глаголы, определить время, выделить суффикс Л. В) Проверяем по цепочке, предварительно поставив вопрос. Везде есть суффикс Л. 3) Игра “ Не ошибись ” Карточка. Щегол, устал, пришёл, крокодил, возил, осёл, присел, весло, тело, пила, верила, дружила, качели, копали, думали. - Прочитайте. Я говорю: “ Во всех словах есть –л-. Могу ли я утверждать, что это все глаголы прошедшего времени? Вы со мной согласны? - Тогда на какие группы можно разделить? ( работа в парах ). - Что поможет определить? Тогда вперёд сыщики, подчеркните глаголы прошедшего времени. Проверка. - Какие слова попали в две группы? - Составить устно предложение со словом “пила “ : 1 вариант с существительным, 2вариант с глаголом. Физкультминутка. Продолжение работы по теме. Рабочая тетрадь стр. 67-68. 1) Прочитать. Автор: В.Жуковский “ Жаворонок ” – лирическое стихотворение – гимн весне. В каких строчках это особенно видно? 2) Работа со словами: Зардел – назвать синонимы. Лазурь? 3) Найди глаголы прошедшего времени. - Что помогло найти? - В каком времени употреблены другие глаголы? - Найдите сложное предложение. Докажите. 4) Вычленим из сложного простое предложение по схеме: ( схема на доске ). - Подготовимся написать его по памяти. - Выделить орфограммы, объяснить, запомнить текст. Записать. Проверка по эталону. И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. - Подчеркнуть основу. Установить связь слов в предложении, назвать и подчеркнуть второстепенные члены предложения. Указать части речи. Определить падежи у имен существительных, указать время глагола. ( Коллективная проверка ). 5) ( Доска ) Подпрыгнул, прикрикнул, намокнуть, задернуть, потухнуть. - Прочитать. Образовать глаголы прошедшего времени ( устно ). - У каких глаголов форма прошедшего времени образуется не так как у остальных? Намок, потух, … ваши примеры. Чего нет у этих глаголов? Как быть? ( Ставить вопрос ). 4. Подведение итогов. Домашнее задание. - Глаголы какого времени учились находить и образовывать? - Что значит прошедшее время? - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? - Большинство из них, какую имеют особенность? Рефлексия. - Карточка. – Белый зайчик прыгает по темному полю, следы оставляет. Дети их читают, а потом стирают. - Прочитать. Определить время глагола. - Записать в тетрадь, заменив глаголы настоящего времени, глаголами прошедшего времени. - Оцените свою работу на шкале успеха. Домашнее задание: Составить 5 предложений на тему “ Весна пришла ”, употребив глаголы в прошедшем времени. Список использованной литературы: 1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс/ Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. – М.: ВАКО. – 2013. 2. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть./ Л.ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.: “”росвещение . – 2012. 3. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс: учебник, 2 часть./ Л.Ф.Климанова – М.: “ Просвещение ”. – 2012. 4. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, курсу “ Окружающий мир ”/ Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО. – 2009.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.09.2020 743
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рябцева Анна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рябцева Анна Игоревна
    Рябцева Анна Игоревна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72678
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции