-
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради и записываем число.
Сегодняшний урок начинаем с языковой разминки.(1 слайд)
-
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Бе…
умения вид…ть гра(м,мм)аттическую основу (не)возможно стать с…нт…ксически и
пунктуац…о(н,нн)о гра(м,мм)отным.
(2слайд)
(правильно оформленное предложение Без умения видеть грамматическую основу
невозможно, стать синтаксически и пунктуационно грамотным.)
-
Выразительно прочитайте предложение. Посмотрите внимательно и попробуйте
определить, чем для нас интересно данное предложение по составу? Попробуйте
сформулировать тему урока.
-
Итак,(3 слайд) тема нашего урока «Виды односоставных предложений» и сегодня
мы должны обобщить и систематизировать материал ранее изученный, научиться
различать виды односоставных предложений и видеть их в тексте. В конце урока
вы должны знать. (слайд 4) А получиться это у нас или нет, мы узнаем,
выполнив тест.
- Итак,
повторим теорию:
Задание
1:
группа А: рассказать
о типах односоставных предложений, используя опорную таблицу «Односоставные
предложения» (таблица у каждого учащегося );
группа Б
и С: выполнить диктант с помощью компьютера, составленный в программе, по
теме «Односоставные предложения» (выполненное задание проверяет учитель).
Группа Б
Предложения,
в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена,
обеспечивающего понимание смысла предложения, называются…
Односоставные
предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го лица множественного числа в
настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем
времени называются…
Неопределённо-личные
и определённо-личные предложения со значением обобщённого лица называются…
Односоставные
предложения со сказуемым, при котором нет, и не может быть подлежащего,
называются…
Односоставные
предложения, которые имеют один главный член – подлежащее, называется…
Группа С
Односоставные
предложения – это предложения…
Неопределённо-личные
предложения – это предложения…
Определённо-личные
предложения – это предложения…
Обобщённо-личные
предложения – это предложения…
Безличные
предложения – это предложения…
Назывные
предложения – это предложения…
- А
сейчас с помощью сигнальных карточек мы будем определять вид односоставных
предложений и способы выражения главных членов.
Задание
2
– для всех учащихся (слайд 5-9)
-
Вслушайтесь в стихотворения поэтов и определите тип односоставного
предложения:
1.Было
душно.
К
придорожью
Мёдом
веяло с гречихой. (безличное)
(С.Васильев)
2. Вечер.
Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
В
берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн. (назывное)
(К. Бальмонт)
3.Звени,
звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер… (определённо-личное)
(С.Есенин)
4.Уходи,
зима седая! (Определённо-личное)
(А.Майков)
5.И
казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорную…(
неопределённо-личное) (М.Лермонтов)
-
Сделайте вывод, как определить тип односоставного предложения.
- Мы убедились, что многие поэты
широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические
конструкции, которые: оказываются более выразительными, чем их синонимичные
варианты; живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел;
помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.
-Итак,
мы с вами повторили теоретический материал, а теперь приступаем к
практической работе.
- Первое
наше задание заключается в следующем: группа С будет работать на компьютере с
использованием диска «Русский язык. Репетитор», а группы А и Б будет работать
у доски: один ученик у доски, остальные все в тетради.
-
Продолжите предложения, записанные на доске, расставьте знаки препинания и
определите тип односоставного предложения:
Сам
погибай а … (Сам погибай, а товарища выручай. – определённо – личное предложение)
Во
глубине сибирских руд…(Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. –
определённо – личное)
Прилёг
вздремнуть я у лафета… (Прилёг вздремнуть я у лафета, и было слышно до
рассвета, как ликовал француз. – двусоставное)
Уж роща
отряхает… (Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. –
двусоставное)
Нигде не
дышится вольней…(Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. -
безличное)
-
Внимательно посмотрите на записанные предложения и скажите, какого типа
односоставных предложений не хватает? (назывных, обобщённо-личных,
неопределённо-личных)
-
Давайте вспомним, где могут употребляться односоставные предложения.
- А
теперь следующий вид работы на нашем уроке - работа с карточками.
Группа А: Перед
вами пословицы и поговорки о книгах, подчеркните только те пословицы, которые
состоят из односоставных предложений.
·
Книга
в счастье украшает, а в несчастье утешает.
·
Книга
книгой, да и своим умом двигай.
·
Книга
мала, а ума придала.
·
Книга
хороша, да нечетчики плохи.
·
Книги
не говорят, а правду сказывают.
·
Книги
читай, а дела не забывай.
·
Книги
читать – не в ладушки играть.
·
Книга
– друг человека.
·
Кто
много читает – то много знает.
Группа Б: Перед
вами начало пословиц и поговорок о книгах, состоящие из односоставных
предложений, допишите их.
·
Учёному
и книги…(в руки)
·
Читай,
книгочей, не жалей …(очей)
·
Всю
жизнь живи, всю жизнь…(учись)
·
Ему
и книги…(в руки)
·
Много
читает, а дела…(не знает)
·
Смотрит
в книгу, а видит…(фигу)
Группа
С: Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения
Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного
предложения.
- А
теперь проверим, что же получилось. Группа С проверит правильность
выполненного задания у группы Б, а группа Б- у группы А, у группы С проверяет
учитель.
- Следующее
наше практическое задание – самостоятельная работа по учебнику:
- Группа
А выполняет упражнение 218
- Группа
Б – упражнение 219
- Группа
С составляет рассказ по картине, по возможности используя односоставные
предложения (на доске висят картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода»,
И.И.Левитан «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»)
- Мы
повторили с вами все виды односоставных предложений, отрабатывали умения
различать способы выражения главного члена, учились находить их в тексте и
использовать в своей речи. Я думаю, что сейчас вы готовы к самому важному
этапу урока – к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили
материал. Я вас очень прошу не торопиться, работайте внимательно, думайте. (Тестирование
проходит в интернете в реальное время (Онлайн). Результаты моментально
отображаются после нажатия кнопки «отправить результат». Учащиеся проверяют
результаты теста друг у друга по ключу).
1.Найдите
среди данных предложений односоставное.
А. Не
плачь попусту.
Б. Часам
к двум пополудни началась гроза.
В. Уж не
будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
Г.
Тротуары заливают асфальтом.
2. Какое
из утверждений является неверным?
Определённо
– личное предложение – это...
А.
предложения, в которых окончания сказуемых –глаголов определенно указывают на
лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б.
односоставные предложения
В.
предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
3.
Найдите безличное предложение.
А. Ещё
не успевшая остыть земля излучала тепло.
Б.
Хорошо в зимнем лесу!
В. В
воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г.
Газеты приносят утром.
4.
Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и
грустно в этот час.
А.
неопределённо-личное
Б.
определённо-личное
В.безличное
5.
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А.
Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под
берёзами.
Б. Уже
смеркалось, и в комнате стало темно.
В.
Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
Г.
Пугачёв подал знак, меня тотчас развязали и оставили.
Ключ к
тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5В.
- Итак,
что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?
Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было
ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Все сегодня были молодцы. (объявляю оценки
за урок)
- Написать миниатюру на тему «Зимний день», используя
односоставные предложения;
-Упражнение 217; страница 101 вопросы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.