Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому на тему: «Виды односоставных предложений» (8 класс)

Урок по русскому на тему: «Виды односоставных предложений» (8 класс)

Скачать материал

Конспект урока на тему: «Виды односоставных предложений»

Цель урока:

·        систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения.

Задачи:

·        научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте;

·        сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений;

·        способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать;

·        прививать любовь к русскому языку;

·        способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, организованности, самостоятельности, взаимопроверки.

Оборудование: опорная таблица «Односоставные предложения», карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Место проведения: кабинет информатики.

Ход урока

1.Организационный момент

 

2. Языковая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Слово учителя.

 

 

 

 

4. Сообщение темы и постановка целей урока.

 

 

 

 

 

5. Повторение теоретического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Практическая работа:

 

а)работа с диском,

 

 

б) работа с доской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) работа по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) самостоятельная работа по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог урока.

 

 

 

 

 

8. Домашнее задание (по выбору)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради и записываем число. Сегодняшний урок начинаем с языковой разминки.(1 слайд)

- Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Бе… умения вид…ть гра(м,мм)аттическую основу (не)возможно стать с…нт…ксически и пунктуац…о(н,нн)о гра(м,мм)отным.

(2слайд) (правильно оформленное предложение Без умения видеть грамматическую основу невозможно, стать синтаксически и пунктуационно грамотным.)

 

- Выразительно прочитайте предложение. Посмотрите внимательно и попробуйте определить, чем для нас интересно данное предложение  по составу?  Попробуйте сформулировать тему урока.

 

- Итак,(3 слайд) тема нашего урока «Виды односоставных предложений» и сегодня мы должны обобщить и систематизировать материал ранее изученный, научиться различать виды односоставных предложений и видеть их в тексте. В конце урока вы должны знать. (слайд 4) А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив тест.

 

- Итак, повторим теорию:

Задание 1:

группа А: рассказать о типах односоставных предложений, используя опорную таблицу «Односоставные предложения» (таблица у каждого учащегося );

группа Б и С: выполнить диктант с помощью компьютера, составленный в программе, по теме «Односоставные предложения» (выполненное задание проверяет учитель).

Группа Б

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, обеспечивающего понимание смысла предложения, называются…

 

Односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени называются…

 

Неопределённо-личные и определённо-личные предложения со значением обобщённого лица называются…

 

Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет, и не может быть подлежащего, называются…

 

Односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее, называется…

Группа С

Односоставные предложения – это предложения…

Неопределённо-личные предложения – это предложения…

Определённо-личные предложения – это предложения…

Обобщённо-личные предложения – это предложения…

Безличные предложения – это предложения…

Назывные предложения – это предложения…

- А сейчас с помощью сигнальных карточек мы будем определять вид односоставных предложений и способы выражения главных членов.

Задание 2 – для всех учащихся (слайд 5-9)

- Вслушайтесь в стихотворения поэтов и определите тип односоставного предложения:

1.Было душно.

К придорожью

Мёдом веяло с гречихой. (безличное) 

                                 (С.Васильев)

2. Вечер. Взморье.

    Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн.

    Близко буря.

    В берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн. (назывное)

                                   (К. Бальмонт)

3.Звени, звени, златая Русь,

   Волнуйся, неуёмный ветер… (определённо-личное)

                                   (С.Есенин)

4.Уходи, зима седая!  (Определённо-личное)

                                  (А.Майков)

5.И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорную…( неопределённо-личное) (М.Лермонтов)

- Сделайте вывод, как определить тип односоставного предложения.

- Мы убедились, что многие поэты  широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции, которые: оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел; помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.

-Итак, мы с вами повторили теоретический материал, а теперь приступаем к практической работе.

- Первое наше задание заключается в следующем: группа С будет работать на компьютере с использованием диска «Русский язык. Репетитор», а группы А и Б будет работать у доски: один ученик у доски, остальные все в тетради.

- Продолжите предложения, записанные на доске, расставьте знаки препинания и определите тип односоставного предложения:

Сам погибай а … (Сам погибай, а товарища выручай. – определённо – личное предложение)

Во глубине сибирских руд…(Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. – определённо – личное)

Прилёг вздремнуть я у лафета… (Прилёг вздремнуть я у лафета, и было слышно до рассвета, как ликовал француз. – двусоставное)

Уж роща отряхает… (Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. – двусоставное)

Нигде не дышится вольней…(Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. - безличное)

- Внимательно посмотрите на записанные  предложения и скажите, какого типа односоставных предложений не хватает? (назывных, обобщённо-личных, неопределённо-личных)

- Давайте вспомним, где могут употребляться односоставные предложения.

- А теперь следующий вид работы на нашем уроке -  работа с карточками.

Группа А: Перед вами пословицы и поговорки о книгах, подчеркните только те пословицы, которые состоят из односоставных предложений.

·        Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

·        Книга книгой, да и своим умом двигай.

·        Книга мала, а ума придала.

·        Книга хороша, да нечетчики плохи.

·        Книги не говорят, а правду сказывают.

·        Книги читай, а дела не забывай.

·        Книги читать – не в ладушки играть.

·        Книга – друг человека.

·        Кто много читает – то много знает.

Группа Б: Перед  вами начало  пословиц и поговорок о книгах, состоящие из односоставных предложений, допишите их.

·        Учёному и книги…(в руки)

·        Читай, книгочей, не жалей …(очей)

·        Всю жизнь живи, всю жизнь…(учись)

·        Ему и книги…(в руки)

·        Много читает, а дела…(не знает)

·        Смотрит в книгу, а видит…(фигу)

Группа С: Вспомните пословицы, в состав которых входят односоставные предложения Запишите их, подчеркните основу предложения и определите тип односоставного предложения.

 - А теперь проверим, что же получилось. Группа С проверит правильность выполненного задания у группы Б, а группа Б- у группы А, у группы С проверяет учитель.

- Следующее наше практическое  задание – самостоятельная работа по учебнику:

- Группа А  выполняет упражнение 218

- Группа Б – упражнение 219

- Группа С составляет рассказ по картине, по возможности используя односоставные предложения (на доске висят картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода», И.И.Левитан «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»)

- Мы повторили с вами все виды односоставных предложений, отрабатывали умения различать способы выражения главного члена, учились находить их в тексте и использовать в своей речи. Я думаю, что сейчас вы готовы к  самому важному этапу урока –  к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал. Я вас очень прошу не торопиться, работайте внимательно, думайте.  (Тестирование проходит в интернете в реальное время (Онлайн). Результаты моментально отображаются после нажатия кнопки «отправить результат». Учащиеся проверяют результаты теста друг у друга по ключу).

1.Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Какое из утверждений является неверным?

Определённо – личное предложение – это...

А. предложения, в которых окончания сказуемых –глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б. односоставные предложения

В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

3. Найдите безличное предложение.

А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

4. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределённо-личное

Б. определённо-личное

В.безличное

5. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

Г. Пугачёв подал знак, меня тотчас развязали и оставили.

Ключ к тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5В.

- Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Все сегодня были молодцы. (объявляю оценки за урок)

- Написать миниатюру на тему «Зимний день», используя односоставные предложения;

 -Упражнение 217;  страница 101 вопросы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому на тему: «Виды односоставных предложений» (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:

сисистематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения.

Задачи:

·         научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте;

·         сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений;

·         способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать;

·         прививать любовь к русскому языку;

·         способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, организованности, самостоятельности, взаимопроверки.

Оборудование: опорная таблица «Односоставные предложения», карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, картины: И.И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Место проведения: кабинет информатики.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 937 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2478
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3177
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 380
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлова Наталья Николаевна
    Козлова Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4156
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 657 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 240 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе