Риторика 4 класс
Тема:
Этикетные диалоги
Цель:
- обобщение этикетного репертуара и тем этикетных диалогов
- тренировка в узнавании и употреблении этикетных реплик
- воспитание хороших привычек, манер, культуры речевого
поведения, общей культурой.
Тип урока: комбинированный
Технология: коллективный способ обучения
Ход урока
1.
Орг. момент
2.
Повторение
этикетных жанров
- Назвать формулы речевого этикета
1) запрет
2) приветствие
3) поздравление
4) просьба
5) благодарность
6) отказ
7) извинения
8) утешение
9) прощение
10) согласие
11) похвала, одобрение
3. Беседа учителя. Следить за тоном. Интонация может снять
категоричность, жесткость отказа и т.д.
ЗАПОМНИ!
НО НИГДЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ!
- об интонации;
- об обращении;
- о словах благодарности:
- за желание выполнить просьбу;
- за поздравление;
- за одобрение, за похвалу;
- за утешение (хотя и не
всегда);
- об ответных словах типа:
- пожалуйста
- не за что
- не стоит:
- при благодарности
- при извинении.
4. Игровые ситуации
5. Работа над новой темой
Тренировка в узнавании и употреблении этикетных
реплик.
Назвать несловесные этикетные средства: кивок, улыбка,
взгляд и т.д. В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнить такими
несловесными этикетными средствами
НЕ ЗАБУДЬ: в этикетных диалогах часто употребляются
обращения.
6. Задание. Составить этикетные диалоги с обращением.
Дополнительный вопрос: Когда ответной репликой могут быть слова
«пожалуйста», «не за что», «не стоит».
7. При употреблении этикетных реплик людям помогают или мешают речевые
привычки (см. с.181)
Цель риторики: изучение риторики помогает овладеть
хорошими привычками, манерами, культурой речевого поведения.
8. Работа в тетрадях
- Подобрать и записать слова-антонимы, характеризующие
речевые манеры говорящих.
Хорошие – плохие привычки
Некрасивые – красивые манеры
Манеры воспитанного – невоспитанного человека
9. Подумай над высказыванием Д.С.Лихачева:
«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о
том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо»
(см.с.182)
10. Речевые разминки.
С.182 зад. 260
С.183 зад. 263
11. Составление памятки
Памятки
Невежливо
неучтиво
с.183 зад.263
12. Понятия внешняя и внутренняя вежливость
Если ты только по привычке приглашаешь к себе товарища
в дом, а у тебя нет времени – это внешняя вежливость. И от такой вежливости
никому приятно не будет.
Чтение рассказа Моллы Насреддина «Беда от языка» с.184
зад.264
Вывод: Смущенный мулла понимает, что его подвел язык,
усвоенные им внешние формы выражения вежливости.
13. Обобщение
О каких правилах речевого поведения говорят эти
пословицы? (записать на доске)
1. Говорит с уха на ухо, а слышно с угла на угол.
2. Поклонишься – голова не отломится
3. Глядит вбок, говорит в сторону.
4. За худые слова слетит голова.
5. Язык болтуна не доведет до добра.
Задание 265 объяснение с.91 (лит.пособие)
Итог урока
Домашнее задание. Вспомни литературных героев и
персонажей мультфильмов, которых можно назвать вежливыми, с хорошими манерами;
невежливыми, с плохими речевыми привычками.
Министерство науки и образования Республики
Казахстан
Средняя школа имени Базылбека Ахметова
Урок риторики
«Этикетные диалоги»
Учитель Плындина Н.Ю.
2007-2008 учебный год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.