Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по рассказам Натальи Моловцевой

Урок по рассказам Натальи Моловцевой

Скачать материал

Тема: Рассказы Натальи Моловцевой

Цель:  а) познакомить учащихся с  творчеством Натальи Моловцевой;

              б) выяснить воспитательное значение рассказов автора.

Оборудование: а) мультимедийный проектор;

                           б) видеофильм о презентации книг Новохопёрских авторов;

                           в) книжная выставка с произведениями Натальи Моловцевой;

                           г) интерактивная доска.

Ход урока:

1.       Вступительное слово учителя о Н. Н. Моловцевой с показами слайдов.

(Приложение №1)

Наталья Николаевна Моловцева родилась 11 мая 1950 года в Мордовии, в селе Константиновка Ромодановского района. Закончила среднюю школу, затем – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики. Работала в районных газетах  Магаданской области и Якутской АССР, областной газете на Сахалине. Сейчас живёт в нашем родном городе Новохопёрске Воронежской области, работает обозревателем районной газеты «Вести».

Участница областных, зонального (Липецк, 1986г.) и 9-го Всесоюзного совещаний молодых литераторов (1989), где произошло её знакомство с писателем Юрием Поляковым.

Публиковалась в газете «Литературная Россия», в журналах  «Молодая гвардия» (Г. Москва), «Подъёме», «Кольцовский сквер» (оба г. Воронеж), «Странник» (г. Саранск), «Ковчег» (Ростов- на- Дону), сборниках женской прозы «Женская логика»9издательство «Современник», 1989) и «Чистенькая жизнь» (издательство «Молодая гвардия», 1990), В 2008 году в московском издательстве «Звонница – МГ»вышла книга «Меня окликни», вступительную статью  написал Юрий Поляков. В этом же году принята в Союз писателей России.

На одной из встреч, проходивших в нашей школе, на вопрос: «Как Вам удалось опубликовать книгу в Москве и заручиться поддержкой Полякова?», Наталья Николаевна ответила так, выход книги  проспонсировала администрация Новохопёрского района, а вступительную статью надо было написать, какому-то  известному литератору, и я вспомнила, что когда-то на съезде молодых литераторов познакомилась с Юрием Поляковым (ныне главным редактором «Литературной газеты»), обратилась к нему, но никакой надежды не было, может он не помнит меня уже, но оказалось, что всё помнит, что он в тот раз меня взял на заметку. Так вот и состоялся выход моей книги.

На вопрос: «Как долго вы пишите свои произведения и где берете сюжеты для них?» На что, вы помните, она ответила, что  вынашивает написание долго, проносит всё это через сердце. Наверное, это так и есть, когда читаешь произведения,  то чувствуешь присутствие самого себя в действии рассказов, вместе проживаешь жизнь героев, иногда упадёт слеза.

2.       Анализирование рассказов Н. Моловцевой.

Ребята, вам на дом было задано прочитать по группам  рассказы писательницы, опубликованные в журнале «Подъём» в 2009 и 2010 годах:

А) «Павел – сын Павлины, сын Марии.

Б) «Белы снеги выпадали».

В) «Тонкий серпик Луны».

Г) «День накануне Победы»

А) Работа с рассказом «Павел – сын Павлины, сын Марии», опубликованный в № 12, 2009 года.

В.: Скажите, в чём странность рассказа?

( Странность рассказа в том, что название необычно: у героя две матери – Павлина и Мария.)

Зачитаем из текста об этом: «У отца с матерью – как в той сказке: жили-были старик со старухой, и не было у них детей. Только в сказке старики снегурку себе слепили, а они…. Пригласили к себе девку Машу. Ровно на год, пока ребёночка не родит… Девка Маша  и была дочкой господского мельника; после революции  мельник  из села бесследно исчез, а дочка его скиталась по людям, жила то в одном, то в другом доме, где работа была. Пока не попала вот в этот дом на взгорке…»

В.: Что мы узнаём о жизни главного героя рассказа – Павле?

Характер героя и его жизнь показаны на протяжении всего рассказа, короткими воспоминаниями самого героя: « Дом Павла стоит на взгорке. Каждое утро. выходя из-под крыши  на свет Божий, видит он ленту реки и луг, который лежит аккурат  между речкой и взгорком».

По дороге к снохе Ольге он вспоминает свою жизнь, проходя мимо тех мест, которые навевают его воспоминания. Он, Павел, родом с двадцать седьмого года. Это даже не довоенное, а, скорее, послереволюционное, время.

- Скажите, когда Павел узнал о своей настоящей матери? Как вы думаете, зачем ему рассказали об этом? Зачитайте из текста.

«…Когда он вошёл в понятливый возраст, мама Паша ему сказала:

- Я тебе мама Паша. А просто мама – Маруся Кривякина. Та самая, что на выселках живёт.

Сначала Павел ничего не понял. У всех его погодков – по одному отцу, одной матери, - почему у него  две? Но ведь сказала же  почему-то мама Паша эти непонятные слова; значит, надо их разгадать, подумать…

Через какое-то время она сказала:

-Хочешь,  сходи к ней.

Мама Паща («а ведь я всегда звал её так – мамой Пашей» -= сама так приучила,- мелькнуло в голове) не произнесла имени, но он понял о ком речь. И пошёл. По дороге вспомнил:  когда они с тётей Марусей встречались на улице села, она всегда замедляла шаги, словно вот-вот остановится. Но не остановилась ни разу Сейчас Павел припомнил ещё и глаза тёти Маруси: была в них виноватость, какая-то давняя, со временем не скудеющая, печаль.

…Дома была она одна – ни мужа, ни детей. Увидев Пашку, не удивилась, а только замерла на секунду, потом торопливо смахнула с табуретки пыль («как взрослому», - отметил про себя Пашка), сказала:

- Садись…..

С тех пор он стал бывать у тёти Маруси. Ничего особенного они друг другу не говорили, но оба чувствовали: оба ЗНАЮТ. Она – что он её сын, он – что она его мать».

«Про то, что мама Маша  жила в их доме, он узнал перед самой войной – «добрые» люди шепнули. «Жила, жила – пока ты на свет не появился. А сразу после этого Фёдор Кузьмич купил сироте  дом на выселках»…

Конечно, Павел мучительно переживал о том, как такое могло произойти именно с ним.

- Какие думы настигали его?

(Ему шёл тогда четырнадцатый год. На девчонок стал поглядывать. И стала его мучить мысль: как же так? Если мама Маша  - настоящая его мать, то, как же… каким образом… все они уживались, пока Мария жила у них?

Отец что - совсем не любил мать? А как она это терпела?!

Стал к ним приглядываться. Наблюдать… Да только что у деревенских супругов увидишь? Встали, поели – и на работу. Вели между собой только им понятный разговор).

- Скажите, как проходила жизнь семьи во время войны?

(Отца Пашкина на войну не взяли по возрасту, поставили председателем колхоза: «Отец вернулся с военкомата, куда его вызвали повесткой, и мама Паша встретила его молча. Только глазами ела. Отец не стал темнить:

- Радуйся, мать, староватым признали для войны. А из бригадиров перевели в председатели.

Кто же думал тогда, что это ничуть не слаще? Радовались, что из дома не уйдёт, дома будет…

Зимой сорок второго, когда все запасы уже подъели, из колхозных сусеков всё выгребли, на ферму пришли военные. Самый главный – худой, нервный дядька в капитанской фуражке, решительно объявил:

-Скотину для фронта забираем.

-Как для фронта?- запротестовал отец. – А у меня здесь что – не фронт? Чем я баб и ребятишек  да стариков кормить буду?

У капитана аж глаза из орбит полезли.

- Ты, контра, да я тебя…

Схватились драться, как на ватаге молодые ребята, только отцу-то ведь уже давно за пятьдесят перевалило, капитан стал его одолевать. А под конец ещё и прикладом припечатал.

Два месяца провалялся отец. А в марте, в конце второй военной зимы, они с мамой Пашей его похоронили…»

- Ребята, можно ли сказать, о том, что жизнь Павла сравнима с жизнью праведника на селе?  (Конечно можно, ведь жизнь Павла похожа на роман, с которого можно брать пример, всем нам).

- В чём заключается «праведность» Павла? (Оставшись в конце жизни один в доме, пытается просмотреть свою жизнь,  считает, что не зря её прожил. Сам с собой спорит о том, как бы он поступил на месте нынешнего председателя с МТС, за всё он болеет душой, переживает, но сам он по сути ничего не может сделать).

- Ребята, в тексте произведения есть такие слова, которые впадают в сознание человека: «Жизнь – она вообще учитель хороший. Только  не скоро – ох, как не скоро её уроки он научится понимать». Как вы понимаете эти слова? Можно ли их взять себе за основу?

В этом произведении автор много внимания обращает деталям. Каким именно, как вы думаете? (Много раз говорит о вкусной деревенской еде – щах.) Посмотрим в толковом словаре значение этого слова: «Жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля, шпината. Свежие щи (из свежей капусты). Кислые щи (из квашеной капусты). Зелёные щи (из щавеля, шпината)» (Можно вывести на интерактивной доске). Скажите, а почему писатель заостряет наше внимание именно на этой детали?

- Ребята,  с какой фразы начинается рассказ? Давайте зачитаем из текста начало произведения. («Лето надломилось в начале августа… И вдруг в начале августа запахло сентябрём…»). Как вы думаете, почему именно так начинается рассказ?

(Может быть, в содержании произведения подводится итог жизни героя, ведь он её заново всю пересматривает. Не случайно осенью всегда подводится итог прошедшего года, так и в рассказе чувствуется конец жизни).

Б) Рассказ «Белы снеги выпадали»,  опубликованный в № 12, 2009 года.

Многие писатели в своих произведениях обращаются к своей биографии, вот так случилось и с рассказом Натальи Моловцевой «Белы снеги выпадали», в котором она рассказывает свои биографические данные. Когда я прочитал рассказ, то что-то знакомое показалось мне, и я позвонил автору и спросил, этот рассказ является автобиографическим, на что Наталья Николаевна ответила: «Совершенно верно – автобиографическим, здесь я показала свою семью, и даже имя главной героини оставила неизменным». А теперь давайте рассмотрим данное произведение.

- О чём этот рассказ? ( Этот рассказ о жизни непростого человека» - фронтовика, душевного человека, хоть на протяжении всего произведения мы так и не узнаем имени героя, и его семьи. Жизнь эта была непростая, со своими заморочками, многое пришлось пережить ему и его детям)

- Расскажите о жизни главного героя.(Был – пахарем, сеятелем, убирал на комбайне колхозный урожай. Поменял множество специальностей: был плотником, истопником. Кем только не был, какой только работы не переделал за свою долгую жизнь? Но и он не был без изъяна: много пил, жена неоднократно от него уходила с детьми, а потом всё равно возвращалась (тяжело было без него).

Но не смотря на это, он был любим своими детьми, а их у него было трое (две дочери и сын), которые с горечью о нём вспоминают после смерти. Автор  начинает свой рассказ с фразы: «Ты куда ушёл, отец?» И тут сразу же начинаются воспоминания автора об отце: какой он был, каким останется в их жизни. Даже и своё произведение писательница назвала строчкой из песни, которую постоянно пел отец: «Тары-бары, растабары, Белы снеги выпадали». Хотя мама на отцово пение всегда говорила с пренебрежением? «Раз пел – значит, пьяный был. Всю жизнь, считай, пропил».

Автор с горечью об этом говорит, с неохотой говорит об этом, лучше поговорим о сказках. «Помню папкины сказки до сих пор. Сказки и голос, каким он их рассказывал. А как не помнить, если рассказывалась она сначала мне, вслед за мной – сестре, а следом за ней – брату. Вот эти, рассказываемые брату, помню особенно явственно. Слово «сказка» он ещё не выговаривал и поэтому просил так: «Казу! Казу!» И начиналась «каза»…

Жила – была коза. И было у неё семеро козлят. Уходила коза в лес за молоком, а козляткам наказывала: никого не пускайте! Только уйдёт коза, а волк тут как тут….»

Эта сказка, конечно, вам всем известна с детских лет, когда ваши родители рассказывали сказки, или не рассказывали? Какие же сказки вам рассказывали в детстве? Помните их?

- Как вы думаете, почему автор заостряет наше внимание именно на белых снегах, а не на каких-нибудь ещё? Вообще, как вы понимаете слово «белый»? С чем оно у вас ассоциируется? (Дети высказывают своё мнение: чистота, нежность, снег, лёд, начать жизнь с чистого листа и т.д.) А теперь посмотрим значение этого слова в Толковом словаре. «Белый – многозначное слово: 1. Цвета мела или снега 2. Светлый, в противоположность чему-нибудь, более тёмному, именуемому чёрным. 3.  Во время гражданской войны относящийся  к вооруженной борьбе за восстановление законной власти в России.

Вот  какое значение этого слова автор положила за основу своего рассказа, мы и должны ответить, рассмотрев тщательно произведение..

- Ребята, а скажите, о каком случае автор сожалеет? (В рассказе автор пишет нам о том, что в детстве ещё она уже написала о своём отце в газету «Пионерская правда» (такая газета существует и по сей день, только назначение её сейчас другое). Она считала, что поступила правильно, но когда приехали с разбирательствами из газеты, ей стало не по себе). Давайте зачитаем этот отрывок из текста.

«Наш папка был «гоняющим». Руку на мамку не поднимал, но матерился так, что по нашим спинам пробегал холодный ужас, и пошвыривал так, что сердце разбивалось о стенку вместе с ней. Однажды собрал всю нашу одежду и бросил в печь: «Всё пожгу! Сам заработал – Сам пожгу!»

Долго выдерживать всё это не хватало сил, и мы, дети, бежали из дома, скрывались или у бабушки, или у папкиной сестры; один раз ночевали в правлении колхоза – на столах, потому что стояла лютая зима, и на полу было холодно-прехолодно.

Только однажды папка поднял руку на маму, да и то «опосредованно» - тяжёлая, какими-то бумагами набитая папка, полетела в мамин живот, в котором уже давно жила и просилась наружу наша новая сестрёнка. Скоро она и родилась, и каждый день жизни был для неё мукой: Мариночка (так мы её назвали) ни с того ни с сего вдруг синела и начинала задыхаться, откидывая голову назад. Когда он через несколько недель умерла, я услышала от маминой сестры слова, показавшиеся мне тогда страшными и странными: «Слава Богу, отмучилась!»

Вот тогда-то я и написала письмо в «Пионерскую правду» (думаю, училась я в классе пятом-шестом): «Помогите, наш отец издевается над нами, как палач».

Через какое-то время в дом зашёл городского вида мужчина – в костюме, при галстуке:

 - Вы писали письмо в газету?

Я гладила бельё: от страха, от застенчивости перед незнакомцем, от взрослого «вы», так и не прекратив своего занятия, тихо прошептала:

- Писала.

-Да перестаньте вы гладить. Расскажите подробнее. Он что - всегда только пьёт?

Тут я растерялась ещё больше: конечно, ходит на работу Только это разве оправдание… И как об этом можно рассказать подробнее? Об этом  вообще невозможно рассказать; об этом можно только написать, да и то – от себя украдкой.

Ничего от меня не добившись, незнакомец ушёл. А чуть позже меня вызвали в правление колхоза. Говорил со мной (опять - как со взрослой, только уже без наводящего страх «вы») сам председатель колхоза, Владимир Алексеевич Наумов. Его авторитет не только в селе, но и в районе, и во всей нашей республике был таким, что школьники в сочинениях писали о будущей профессии: «Хочу быть Наумовым». От такого умного, проницательного, всеми уважаемого человека я ждала понимания. А услышала:

- Ты уверена, что права? Ты уверена, что поступила правильно?

Сердцу от таких слов стало холодно. Где-то внутри встрепенулось: «Как  же не права, если написала чистую правду?»

Владимир Алексеевич между тем продолжал:

- Ты ещё маленькая. Ты многого ещё не можешь понять. Поверь мне на слово: когда вырастешь, на многое станешь смотреть по-другому…».

Автор  в своём рассказе много задает вопросов сама себе и на них же отвечает. Вот один из них: «Когда, в какое время, в каком возрасте стало зарождаться и крепнуть чувство, что не так всё  просто, как я написала в своём письме?

И тут же даёт ответ (А может, это чувство жило во мне всегда, только я ему не доверяла?)

- Ребята, скажите, а вы когда-нибудь задавали себе такие вопросы?

- В рассказе есть ещё один эпизодический герой – учитель истории Лукавый. Что вы можете о нём сказать? Найдите в тексте его описание и зачитайте. ( Лукавый – такое прозвище было у учителя истории нашей школы. Почему? Бог весть… Лукавить он  как раз – то и не умел, всегда говорил то, что думал. Подозревать его в черноте внутренней, душевной, тоже не было оснований – никому никогда Лукавый не сделал зла. Трезвый Лукавый – ума палата, - любую беду руками разведёт. Да и не матерился трезвый он, по - трезвому редко, если только в сердцах, срывалось с его губ матерное слово. Заходил в гости он всегда чисто одетый, в наглаженной рубашке. Велись за чаркой различные разговоры (О Сталине, о членах Политбюро, о подвигах, совершённых на войне молодыми людьми, сравнивая современную молодёжь: сможет ли она совершить такое? и другие), упивались вусмерть.

- Ребята, скажите, как читатель узнаёт о том, что Рыжов Николай Еремеевич прошёл большой и славный путь воина-освободителя? (Из заметки, присланной автору рассказа, в ней говорилось, что её отец прошёл большой и славный путь в годы Великой Отечественной войны. За мужество и героизм, проявленные в боях, отмечен Правительственными наградами: орденом и медалями).

И тут автор говорит, что никогда они, дети, не видели в доме ничего подобного. На просьбу детей, рассказать о войне, отец неохотно это вспоминал.

- Что же рассказывал герой о войне своим детям? (Отец не распространялся о героическом, а только говорил о ярких моментах фронтовой жизни (эпизод о Кёнигсберге). Давайте его прочитаем.

Герой рассказа умер в ноябре, когда на дворе стояла слякоть. Люди вереницей шли проститься с ним. А хоронили его  по белому снегу. Вот и возвращаемся мы к тому, что имела ввиду автор, называя так своё произведение?

Зачитайте мысли автора по этому поводу. « И мы несли его по белому снегу. Я смотрела на дорогое мне лицо и думала о том, что передо мной лежит не просто мой отец, а человек, всю жизнь себя отдававший. Его руками родное государство делало историю: побеждало врага, выполняло семилетки и пятилетки. Создавал всё, что только и есть вокруг…» Белый цвет очищает от всех дурных мыслей, и особенно снег, который обновляет жизнь, а здесь в рассказе, он имеет символическое значение – очищение души.

В) Рассказ «Тонкий серпик Луны», опубликованный в №10, 2010 года.

Как-то у нас проходила в школе встреча с местными писателями, на которой присутствовала Наталья Николаевна Моловцева и на вопрос: «Какое Ваше самое любимое произведение?» Она ответила: «Это новый рассказ, который она никому ещё не показывала – «Тонкий серпик Луны». Вот сейчас мы и поработаем с ним.

 - Ребята, а вот знаете, кто является прототипом данного рассказа?

(Прототипом является бывший выпускник нашей школы - Олег Николаевич Кожин). Давайте послушаем небольшой доклад об этом человеке. (Приложение №2)

- Кто является главным героем рассказа? (Главным героем рассказа является Алексей Николаевич Лапин).

- Что вы можете о нём рассказать? (Он родился в небольшом красивом провинциальном городке, много в жизни познал, стал профессором. « Большой город его не запомнил…

   А он за долгую жизнь успел его полюбить. Эта любовь началась еще в студенчестве, когда он, никакой еще не профессор – просто студент, мальчишка, приехавший из далекого и маленького воронежского городка, убегал с лекций для того, чтобы бродить по улицам, музеям и выставочным залам большого города; в какое-то мгновение этих похождений стало понятно, что – влюбился, что в родном его городке нет и тысячной доли того, что можно увидеть, узнать и почувствовать здесь, и что надо приложить все силы к тому, чтобы остаться в большом  городе навсегда».  Такими словами начинается это рассказ.

Студенты его очень любили, уважали и с ним постоянно говорили о своём жизненном.

- Давайте зачитаем  сцену, которая произошла с одной студенткой на экзамене.   «Да, вот они-то, студенты, и помнили его дольше всего. Особенно – Анечка, которой он однажды – вопреки всем своим убеждениям и правилам (его любовь к «своим ребятишкам», как и к большому городу, была бесконечной, но и требовательной тоже –  он всегда ставил в зачетку ту оценку, какой заслуживал ответ), но Анечке… Анечке он поставил пятерку тогда, когда она и на три ответить не смогла. Протянула дрожащей рукой билет и…  заревела.

   - Анечка, что с тобой? – спросил он. И она призналась в том, о чем не сказала еще ни матери, ни отцу:

   - Алексей Николаевич, я… беременна.

   Только одну минуту он молчал, глядя на нее так, как умел только он - серьезно и ласково (вот за это они его, наверное, и любили: серьезно умел смотреть всякий преподаватель, а вот ласково… это не всякий родитель умеет); посмотрел и сказал:

   - Давай зачетку.

   И в нужной графе, на нужной строчке вывел твердое «отл». И размашисто расписался. И потом еще сказал:

   - Умница. Просто умница!»

А вот в личной жизни не сложилось. Что именно с ним было?

У него было две жены: с первой он расстался, прожив много лет.   Бывшая жена профессоршей была классической, умевшей одеваться, держать и подавать себя как дама из высшего общества. Собственно, этим она его, вчерашнего провинциала, и покорила. Его она тоже  научила одеваться и держать себя, а вот подавать… нет, к этой науке он остался глух, не смотря на все ее старания. Лера тоже работала на кафедре  (занималась бумажными делами), весь профессорский и преподавательский состав знала вдоль и поперек; нередко она ему говорила: «Что – Н. умнее тебя? Или М. образованнее? Да ты умнее и образованнее их всех, вместе взятых! Но цену себе не знаешь». На что профессор постоянно отвечал: « Мне этого не надо, для него  самый лучший отдых на малой родине.

«Он и впрямь много знал, если послушать его приходили студенты даже с других, не только экономических, факультетов, и дело было, может быть, даже не только и не столько в знаниях, сколько в том, как он их преподносил: цифры и факты в его лекциях обрастали такими подробностями и деталями, что создавалось впечатление – он жил и в средневековой Европе, и в Америке, когда там шла война между Севером и Югом, а уж в России… в России он жил всегда, пережив вместе с ней все ее взлеты, падения, опять взлеты….»

   Вот уж кто совсем не был похож на профессорскую жену, так это другая Анечка, Анна Ивановна Свешникова, вторая его жена, ставшая профессоршей на закате своей жизни. А на ее рассвете она была просто бухгалтером.

Анечка любила быть незаметной. Одевалась она так, что подруги всерьез беспокоились: «Ты не боишься, что твой механик уйдет к другой?».  Она беспечно махала рукой: а-а, не в том они возрасте, чтобы друг от друга бегать. У них уже дочь взрослая…

   Анечка любила не говорить, а слушать. В окошечко кассы, через которую она выдавала зарплату ученым людям, нередко попадали обрывки таких интересных высказываний!

  Давайте проинсценируем небольшой отрывок из произведения, который, на мой взгляд, играет большую роль в жизни героя рассказа.

  « На его родину они стали ездить каждое лето. И каждый их приезд неизменно начинался с ремонта родительского дома. Причем чаще всего все приходилось делать (подкрашивать, подмазывать,  подклеивать) ей одной, потому что профессор с утра обычно «ушивался», как говорил он сам, в «обход». За долгую жизнь в большом городе он не забыл никого из своих школьных друзей, как и они не забыли его; вот почему, уйдя из дома после завтрака, он мог вернуться только к ужину. Она не обижалась, - как можно обижаться на ребенка, пусть и большого? По вечерам, после «обхода», а потом после ужина, профессор садился в грушевое кресло  (кресло из грушевого дерева) и начинал:

   - Представляешь, Анечка, в этом кресле сидел когда-то мой дед, потом - отец, теперь вот…

   - Вижу – ты.

   Она отставляла вязание, чтобы минутку полюбоваться его мечтательным лицом и потом сказать:

   - Ты мне уже рассказывал о них, но я опять не прочь послушать.

   - Я тебе рассказывал, что дед был директором одной из школ в нашем маленьком городке. Потом он уступил место своему сыну – моему отцу. А вот что касается прадеда…

   - Ты знаешь и о нем?

   - Отец мне рассказывал тихонечко…

   - Тихонечко – почему?

   - Ну, ты тоже про своего отца дочери громко не говорила. Хотя он до ареста был нормальным советским служащим… А мой прадед, Аким Сергеевич Лапин, в свои молодые годы служил власти царской, исполняя обязанности надворного советника при тамбовском губернаторе. Но всю жизнь сначала дед, а потом отец, заполняя анкеты, в графе «происхождение» писали: «пролетарское». Рисковали, конечно. Но как-то пронесло… Самое интересное то, что они почти не врали!

   - Как же не врали, если…

   - Дело в том, что еще до всех революций – и семнадцатого, и пятого года – мой странный прадед добровольно бросил все нажитое и… ушел странствовать по Руси.

   - Как это – странствовать?

   - Представь себе, что это занятие в те времена почему-то нравилось многим! Во всяком случае, в одной из пекарен соседнего, такого же маленького городка, мой прадед работал некоторое время с таким же бродягой - Алешей Пешковым.

   - Который потом стал Горьким?

   - Ты у меня просто умница, настоящая профессорская жена. Когда-то я думал, что профессорши должны быть другими, но теперь знаю точно – только такими, как ты!

   Настоящая профессорша опять бралась за спицы, размышляя о том, что вот с первым своим мужем она всю жизнь прожила, а ни о чем, кроме хозяйственных забот, они не говорили.   Почему она чувствует себя счастливой, когда он рассказывает ей о чем-то своем? О том, что уже прошло, и не имело к ней никакого отношения, а ей интересно, словно она читает захватывающий роман, где каждая страница таит в себе новую тайну…

   Единственное, чего не может понять она, всю жизнь прожившая в большом городе -  как можно любить эти неказистые домишки, кривые улочки, засыпанные мусором овраги…

   А он, между тем, однажды сказал:

   - Ты знаешь, Аня: большому городу я отдал всю свою жизнь, все свои силы. Но сердце мое, оказывается, всегда было здесь».

    И опять автор заостряет внимание читателя на определённых деталях – кресле, сделанном из грушевого дерева. Как вы думаете, почему?

- Почему рассказ так называется? (Тонкий серпик Луны отчётливо можно увидеть только на ясном небе, которое только отчётливо видно в тишине, где поют птицы, жужжат комары и мошки, насекомые летают. И серпик Луны будет разделять ушедших в иной мир от настоящего).  В названии рассказа проявляется средства выразительности: какие именно? (тонкий серпик – эпитет, и метафора – серпик луны).

Г) Работа с рассказом « День накануне Победы», опубликованный в № 10, 2010 года.

- Кто является главным героем произведения? ( Героиней является Раиса, вдова участника Великой Отечественной войны).

- Что вы можете рассказать о её жизни? (Накануне Победы ей из сельсовета принесли деньги в конверте – пять тысяч: и она начала вспоминать свою жизнь, какой она была. Вспомнила своих братьев, которые сгинули во время войны, отца своего и главное – мужа Михаила, с которым ей жилось не очень хорошо. Когда Михаил умер, то дочери по нему сильно горевали, старшая обвиняла мать в том, что та не любила отца, что надо было с ним помягче поступать, может быть и он переменился бы. Раиса обижалась за это на дочерей).

А потом она пересмотрела свою жизнь.  Что же она поняла? ( Алеша – брат героини по-прежнему был красив, когда приходил на побывку, только глаза какие-то не такие. Появилась чужинка, будто обожгло горючим пламенем: всё своё, родное, ласковое то пламя выжгло, а чудинка – тут как тут, будто только этого и ждала…  А ведь Михаил тоже  на войне воевал. Тем же пламенем его обжигало. Может, не зря её девки всю жизнь корят за то, что мало его любила. Может, и вправду, будь она помягче и поласковей…)

Ночью после этих мыслей ей приснился сон. Какой?

 Давайте зачитаем этот эпизод: «А ночью он ей приснился. Да чудно так: будто идёт – по их, по родному, огороду – в одной галоше, а она ему говорит: «Ты что в одной-то? Давай и другую наденем». И помогла надеть. Всю жизнь точила, пилила, уязвляла, а тут -  вдруг помогла…. А он ей будто бы говорит: «Ты ко мне не спеши. И себя не одиночь. Думаешь, дочерям не нужна? Ещё как нужна. Да они об тебе больше, чем обо мне , жалеть будут. Какой я был, сама знаешь. А ты пироги им пекла. Обновки из Москвы привозила.  А что диктовать любила? Так это только по молодости не по нраву, а потом человек даже рад, когда ему дорожку показывают».

- Ребята, как вы понимаете концовку рассказа? (Человек только, когда всё пройдёт, осмыслит, тогда понимает, что раньше он так не поступал, почему так происходит с нами в жизни? А вот вернуть бы всё назад – может по-другому бы прожил жизнь!)

3.Информация о книге «Меня окликни».

 И ещё бы мне хотелось немного остановиться на сборнике автора под названием «Меня окликни», выход которого произвёл сенсацию в районе да и в области. Посмотрим небольшой отрывок из презентации книг Новохопёрских авторов. (Приложение № 3).

Сообщение ученика об этой книге. (Приложение № 4)

4.А теперь сделаем вывод по всему творчеству писательницы.

Наталья Моловцева пишет своеобразно: вроде рассказы небольшие по объёму, но в них показана вся жизнь человека, а если приглядеться по лучше, то произведения писательницы можно объединить единой темой -  темой жизнь человека на земле.

- Чему всё-таки учат книги Моловцевой? И нужно ли их изучать в школе?

(Произведения Моловцевой учат нас добру, милосердию, сопереживанию, чуткости к горестям других людей. Рассказы эти обязательно надо изучать в школе.)

5. На дом: написать отзыв-рецензию на любой рассказ Моловцевой, опубликованных в журнале «Подъём»

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по рассказам Натальи Моловцевой"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Приложение № 4.

 

«От широкого и бурного потока современной женской прозы, создающегося в основном в столице, творчество провинциального автора выгодно отличается тем, что не вязнет в гламуре чисто дамских чувствований и переживаний», – говорится в предисловии к первой книге рассказов родившейся в Мордовии Натальи Моловцевой. 
      И это действительно так. По крайней мере в отношении Моловцевой.
Безыскусность, благородная простота, подлинность – вот что определяет стилистическое и смысловое пространство книги. Здесь нет ленивых, праздношатающихся слов; каждое – сосредоточенно, весомо, зримо, а вместе они – чуткий камертон человеческой боли и радости.
Наталья Моловцева не увлекается языковой игрой, не выпячивает авторское «я», собираясь эпатировать или рассмешить читателя. А просто в реалистической манере рассказывает о самых обыкновенных людях, ничем не удивительных. Хотя нет, пожалуй, здесь есть чему удивиться: крепкой, будто проросшей из земли силе духа, не осознаваемой как сила; обыденному геройству, не осознаваемому как геройство. 
Старуха-ветеран из рассказа «Алло, вы меня слышите?» не может вспомнить ни одного своего подвига, чтобы рассказать юной корреспондентке. О чём говорить? О том, как стирала пропахшие потом и кровью солдатские гимнастёрки? О том, как однажды, ассистируя хирургу, несла в тазу ампутированную ногу, прикрытую газетой? Как влюбилась на войне в простого писаря, родила от него двойню и ждала его много лет, но он так и не решился оставить прежнюю семью? Разве это геройство?.. 
      Герои, а чаще героини Моловцевой мучаются не онтологическими вопросами, а реальными житейскими бедами. Им не до утончённых интеллигентских страданий от ощущения бессмысленности жизни, не до эпикурейского стремления к удовольствиям, не изнывают они и от обломовской экзистенциальной лени – трудно и совестливо живут, перемогая неизбежную боль: потерю близких, болезни, старость… 
        «Жить-бедовать» – вот ключевой глагол книги. Но герои способны так же остро и незамутнённо испытывать радость. И ещё – идти за мечтой. Не за выдуманной, а за вполне реальной. Разведённая героиня рассказа «Осенний романс», раздатчица в хирургической столовой, разочаровавшись в мужчинах, встречает наконец поэта и мечтает, что он когда-нибудь напишет хоть строчку и о ней… Маленькая девочка из «Домовичка» совершает смешные «магические» действия для того, чтобы помирились родители и всегда были вместе… Выйдя замуж за вдовца-пьяницу с тремя детьми, немолодая и некрасивая женщина из рассказа «Последний шанс» надеется обрести семейное счастье… 
        Мечтать и вспоминать – вот единственный способ преодолеть безрадостное настоящее. И хоть как-то утешиться. «…Мне кажется, что я должна нести людям утешение. Подавать им слабый такой лучик надежды», – говорит автор устами одной из своих героинь.
      Книга Натальи Моловцевой в самом деле приносит утешение. И читателю тоже. Утешение-очищение. Утешение-преодоление. Иначе говоря – катарсис. То, что нечасто удаётся испытать сегодня от чтения художественной прозы, то, о чём говорил Аристотель, а позже удивительно точно выразил И. Анненский: «Отрицательная, болезненная сила муки уравновешивается в поэзии силою красоты, в которой заключена возможность счастья». 
И в эту «возможность счастья» начинаешь верить.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 675 017 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 616
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 860
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 450
    • DOCX 46.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соломинцев Михаил Михайлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соломинцев Михаил Михайлович
    Соломинцев Михаил Михайлович
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 29
    • Всего просмотров: 154695
    • Всего материалов: 37

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 316 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе