Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
для
детей дошкольного и младшего школьного возраста
города
Набережные Челны «Прогимназия № 64»
Урок
по психологии во втором классе
на
тему: «Истоки доброты».
Подготовила:
педагог-психолог
1 квалификационной категории
Староверова Т.А.
-
2014 –
Тема:
Истоки доброты.
Цель:
Ознакомить учащихся со значением слова доброта.
Задачи:
1. Способствовать
формированию представления учащихся о добре.
2. Развивать
способность понимать значение и нравственный смысл позиций:
« хорошо - плохо».
3. Воспитывать
стремление совершать добрые дела, сострадание, милосердие.
Оборудование:
·
Интерактивная доска,;
·
Компьютер;
·
Ватман;
·
Листы с рисунком дерева и листочки по
количеству учащихся;
·
карточки с утверждениями;
·
тест “Добрый ли, я” по количеству учащихся.
Ход
урока:
1. Организационный
момент. – ЧИР. Слайд № 1 (пустой)
-
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Ваши улыбки говорят о том, что у вас
сегодня хорошее настроение. Для того, чтобы радостное настроение у вас было на
протяжении всего урока я предлагаю всем провернуться у соседу по плечу и
хлопнуть в ладоши. Вы почувствовали, как тепло переходит от одной ладошки к
другой? А теперь зарядим положительной энергией весь класс. Поднимаем руки
вверх и говорим пш-пш-пш, выпускаем наш фейерверк Добра.
-
Молодцы!
-
А теперь повернитесь к гостям, которые пришли к нам сегодня на урок, и,
улыбнувшись, подарите им кусочек своего тепла.
-
Спасибо!
-
Вот на такой позитивной ноте начинаем урок, присаживайтесь на свои места.
- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на
которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока.
2. Вводная
часть.
- Каждый человек по – разному, понимает значение
слова доброта. Быть добрым, с одной стороны легко, а с другой стороны, это совсем
не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У
каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Каждый из вас постоянно
сталкивается с разными жизненными ситуациями, в которых ему приходится
становиться добрым, вспыльчивым, вежливым, заботливым к окружающим вас людям.
- Ребята, вспомните какое поведение чаще всего вам
свойственно?
-
КОНЭРС. Слайд № 2
-
Перед вами 4 варианта ответа:
1. Добрый;
2. агрессивный;
3. вежливый;
4. заботливый.
-
Посмотрите на слайд и подумайте в течение 10 секунд.
-
Запишите свой вариант ответа, который вы выбрали.
-
А сейчас, встаньте в тот угол, ответ, который вы выбрали.
-
ТАЙМД – ПЭА – ШЭА.
- Найдите себе ближайшую
пару, подняв руку. Дайте друг другу пять. Если пара не образовалась, держит
руку тот, у кого нет пары. Объясните партнеру свой выбор, почему вы выбрали это
поведение? Начинает партнер у кого волосы светлее.
- По моему сигналу через 20 секунд вы должны будете
поменяться ролями: тот кто говорил, слушает, а кто слушал, говорит, объясняя
свой выбор.
- Ребята, прощаясь с партнером, скажите ему, самое
интересное, что я узнал о твоем поведении это_______________________.
- Саша, что ты узнала об особенностях поведения своего
партнера. (2 - 3 ответа)
- Спасибо. А теперь поблагодарите друг друга за работу
и сделайте хлопок в ладоши друг друга.
3. Основная часть:
-
Спасибо, присаживайтесь на свои места. Сейчас вы попробуете сами сформулировать
тему нашего урока.
-
СИНГ РАУНД РОБИН.
- У вас у каждого лежит лист
бумаги. В течение 5 секунд подумайте и напишите на листе бумаги свой
ответ. Далее по очереди, начинает ученик под номером 1, затем номер 2,3 и 4
ученик читаете свои ответы друг другу. Обсудите и придите к общему решению:
какова тема урока. Ученик под номером 4 зачитает тему, которую вы
сформулировали все вместе.
-
Спасибо.
- Ребята, многие из вас правильно догадались, мы
сегодня будем говорить о том, как стать добрым, тема нашего урока – Истоки
доброты.
Слайд № 3
- Ребята, а какое значение имеет слово доброта, мы
сейчас с вами выясним.
-
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР - КОНТИНИУС РАУНД РОБИНС
- А сейчас ученик под номером 2 раздаст всем по одному
листу бумаги.
- Я предлагаю каждому из вас взять листок и согнуть
его пополам, еще раз пополам и отогнуть уголок.
- Сейчас разверните листок бумаги и проведите
фломастером линии сгиба, в середине напишите в квадрате доброта это, в левом
верхнем углу обязательные характеристики, те без которых доброта не может
существовать. В правом верхнем углу необязательные характеристики, то есть,
характеристики, которые могут быть и других, например у настроения, но они не
играют главной роли в совершении добрых дел человеком. В левом нижнем углу противоположный
пример, то, что добром не является. В середине вы должны дать определение
доброты, то есть, описать что же является на ваш взгляд добротой. Вам дается
время 3 минуты. Время пошло.
- У каждого есть индивидуальное решение, вам сейчас
нужно выбрать все характеристики из ваших наиболее значимых и представить
командный вариант.
-
Ребята. Участник под номером 2 берет лист А3 и проделывает на нем то же, что и
на маленьком листе, сгибая его поэтапно. Здесь вы будете записывать командный
вариант ответа.
-
Начинаем работать все вместе, 1 круг – обязательные характеристики. Ученик под
номером 1 зачитывает обязательные характеристики, затем ученики под номером 2,
3 и 4. Если ваши мнения совпадают, то поставьте плюс, если у вас нет такого
варианта ответа, допишите. Время на работу 30 секунд. Время пошло.
-
1 круг завершен.
- Обсуждаем необязательные характеристики. Время на
работу 30 секунд. Время пошло.
- 2 круг завершен. Обсуждаем примеры. Время на работу
30 секунд. Время пошло.
- 3 круг завершен. Обсуждаем антипримеры. Время на
работу 30 секунд. Время пошло.
-
4 круг завершен.
- Обсуждаем определение доброты. Время на работу 30
секунд. Время пошло.
-
5 круг завершен.
- Сейчас зачитайте варианты ответов. Начинает стол № 4,
ученик под номером 3. Все остальные внимательно слушают. (Пишу на доске или на
ватмане общий вариант ответов детей класса).
-
Спасибо.
- Продолжает стол № 2, ученик под номером 1. Слушайте
внимательно, если ответы повторяются, то их зачитывать не нужно, зачитывайте
только дополнение. (Таким образом, отвечает каждый стол).
- А сейчас я предлагаю вам проверить, что же такое
доброта. Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова: Слайд №
4
- Доброта - это
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в
трудную минуту прийти им на помощь. Недаром в народе говорят: “Доброе слово и
кошке приятно”.
- Ребята, наверное, по-настоящему добрый человек
обладает определенными качествами.
-
ТАЙМ ПЭ - ШЭ
- Я предлагаю вам обсудить
с партнером по плечу следующий вопрос: какие черты характера присущи добрым людям?
Как можно назвать таких людей? Начинает тот, у кого глаза светлее. Время на
обсуждение 30 секунд. Не забудьте по окончании поблагодарить друг друга.
- Стоп, время вышло, меняемся ролями.
- Ответит ученик под номером 3, стол 2. К какому вы
пришли мнению, как можно сказать про такого человека? Спасибо. (Спросить 2 – 3
учеников).
- Конечно же, определения качеств добрых людей
множество, но основные из них добродушный, доброжелательный, добропорядочный,
добросердечный, добросовестный.
- МИКС – ФРИЗ – ГРУП (музыкальная пауза)
- Все вы любите сказки. Одна из главных тем русских
народных сказок тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас поиграем в игру. Под
музыку вы будете передвигаться по классу. Когда музыка становиться, вы должны
остановиться на месте и по моей команде, ответив на вопрос, сформироваться в
группу. Я буду называть сказочного героя, если он добрый, вы встаете в пары по
двое и хлопаете в ладоши, если сказочный герой злой, вы встаете в пары по трое
и топаете ногами. Обратите внимание, количество учеников в группе должно быть
столько, какова цифра в ответе.
- Приготовились, начали двигаться.
Вопросы
для обсуждения:
1.
Иван – царевич. Встаньте
в группу и не забудьте проговорить друг другу свой ответ, почему вы образовали
эту группу, положительный или отрицательный это герой? (Катя, что сказал твой
партнер, какой это герой? Спросить 2 учеников) Слайд № 5 - 6
-
Ребята не забывайте благодарить друг друга. Молодцы, двигаемся дальше.
2.
Карабас – Барабас.
Образовали группу, проговорили свой ответ друг другу. (Алия, что сказал твой
партнер, какой это герой?)
-
Молодцы, двигаемся дальше. Слайд № 7 - 8
3. Золушка.
Образовали пару, проговорили свой ответ друг другу. (Ярослав,
что сказал твой партнер, какой это герой?) Слайд № 9 - 10
- Правильно, это
положительный герой.
-
Спасибо, присаживайтесь на свои места.
- ЭЙ АР ГАЙД (работа с раздаточным материалом).
Слайд № 11
- Посмотрите, перед вами лежат карточки. Прочтите про
себя эти утверждения. Я даю вам время 10 секунд. А теперь еще раз прочтите.
- Внимательно посмотрите на эти утверждения и в графе
до, поставьте галочки, если вы согласны с этим утверждением и знак минус, если
вы с этим утверждением не согласны.
- Я предлагаю посмотреть вам видео-клип.
- Ребята, а сейчас мы опять будем работать с
карточками, только теперь их будем заполнять в графе после, ответив на те же
вопросы. Я даю вам время 10 секунд.
- Изменилось ли ваше мнение? Поднимите руку те, у
которых мнение изменилось? Реналь, почему ты изменил свое мнение?
- Спасибо.
- А сейчас поднимите руку те, у кого мнение не
изменилось? Аня, почему ты не изменила свое мнение?
- Спасибо, ребята.
- Как вы увидели из клипа, научиться
быть по-настоящему добрым – доступно каждому. Человек должен чаще
останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
-
Игротерапевтический практикум “Добрый ли, я”.
Билетик
на выход.
- Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько вы,
всегда ли внимательны и добры к окружающим? Давайте рассмотрим бланк с тестом.
- Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором
против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”. Ответив на вопросы,
по окончании урока, вы положите мне листочки на стол, это ваш билетик на
выход.
Вопросы:
1. Смог бы ты истратить все деньги, что у тебя есть,
на подарки друзьям или родным?
2. Твой партнер плохо играет в игру. Будешь ли ты ему
поддаваться?
3. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы
поднять их настроение?
4. Часто ли ты используешь злые шутки?
5. С желанием ли ты помогаешь другим людям?
6. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы
развеселить своих друзей?
– Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать
баллы
- Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы
1, 2, 3 и за отрицательный ответ на вопросы 4,5,6.
Результаты: Слайд
№ 12
Больше 6 очков.
Ты добрый человек, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много
друзей.
От 3 до 6 очков.
Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым человеком, а от случая к
случаю.
Менее 3 очков. Тебе предстоит сложная работа
над собой.
- Ребята, у всех получились разные значения: один
ребенок очень добрый, а другой не всегда совершает добрые дела.
- Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором
человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.
- Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый
след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом,
вырастил сад и воспитал ребёнка.
Психологическое
упражнение «Дерево добрых поступков».
(Дерево
изображено на плакате, без листьев)
- Ребята, значит, не только слова могут быть добрыми,
но и дела. Давайте и мы с вами сейчас сделаем доброе дело, посадим «Дерево
добрых поступков».
- Ученик под номером 3 раздайте каждому дерево и по 2
листочка.
- Ребята, вспомните, какие добрые поступки вы
совершили в классе, дома, на улице? Запишите их на листочках. Добрые поступки,
которые вы совершили, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые вы
хотите совершить, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на
веточки, и у нас получится дерево добрых поступков. Пусть больше вырастает
таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашем классе. (На листе
бумаги изображено дерево, дети записывают добрые дела на листочках и
прикрепляют заготовленные трафареты - листья к дереву под музыку).
4.
Подведение итогов:
-
Вот и подошел к концу наш урок.
-
Что для вас было новым на уроке?
-
Какое затруднение вы испытали на уроке? Почему?
-
Что было уже известно?
-
Что больше всего вам понравилось?
-
Что вы хотели бы изменить?
-
Вы сегодня работали в группах, что вы можете сказать о своей работе на уроке?
- Ребята, в течение всего урока мы познакомились с
вами с понятием доброта, узнали о том, какие добрые дела может совершать человек,
и посадили дерево добрых поступков.
- Домашнее задание: нарисовать
рисунок «Планета Добра».
- А сейчас, вы видите, перед каждым из вас лежат два
смайлика, по окончании урока положите мне на стол:
·
смайлик с улыбкой, если знания полученные
сегодня на уроке вам пригодятся;
·
смайлик огорчение, если на ваш взгляд знания
полученные сегодня вам не пригодятся.
- Ребята. Мне понравилось с вами общаться, поэтому мой
смайлик – улыбка. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и
взяли это ощущение с собой, уходя с урока, тогда теплые чувства и хорошее
настроение будут сопутствовать вам во всех ваших начинаниях.
- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 13
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.