Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыУрок по психологии на тему "Истоки доброты" (2 класс)

Урок по психологии на тему "Истоки доброты" (2 класс)

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

города Набережные Челны «Прогимназия № 64»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по психологии во втором классе

на тему: «Истоки доброты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Подготовила:

                                           педагог-психолог

                                                                 1 квалификационной категории

                                           Староверова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2014 –

Тема: Истоки доброты.

Цель: Ознакомить учащихся со значением  слова  доброта.

Задачи:

1.     Способствовать  формированию представления учащихся о добре.

2.     Развивать способность понимать значение и нравственный смысл позиций: « хорошо - плохо».

3.     Воспитывать стремление совершать добрые дела,  сострадание, милосердие.

Оборудование:

·        Интерактивная доска,;

·         Компьютер;

·        Ватман;

·        Листы с рисунком дерева и листочки по количеству учащихся;

·        карточки с утверждениями;

·        тест “Добрый ли, я” по количеству учащихся.

 

 

Ход урока:

1.     Организационный момент. – ЧИР.   Слайд № 1 (пустой)  

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Ваши улыбки говорят о том, что у вас сегодня хорошее настроение. Для того, чтобы радостное настроение у вас было на протяжении всего урока я предлагаю всем провернуться у соседу по плечу и хлопнуть  в ладоши. Вы почувствовали, как тепло переходит от одной ладошки к другой? А теперь зарядим положительной энергией весь класс. Поднимаем   руки вверх и говорим пш-пш-пш,  выпускаем  наш фейерверк Добра.

- Молодцы!

- А теперь повернитесь к гостям, которые пришли к нам сегодня на урок, и, улыбнувшись, подарите им кусочек своего тепла.

- Спасибо!

- Вот на такой позитивной ноте начинаем урок, присаживайтесь на свои места.

- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока.

2.     Вводная часть.

- Каждый человек  по – разному, понимает значение слова  доброта. Быть добрым, с одной стороны легко, а с другой стороны, это совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.  Каждый из вас постоянно сталкивается с разными  жизненными ситуациями, в которых  ему приходится становиться добрым, вспыльчивым, вежливым, заботливым к окружающим вас людям.

- Ребята, вспомните какое поведение чаще всего вам свойственно?

- КОНЭРС.     Слайд № 2

- Перед вами 4 варианта ответа:

1.     Добрый;

2.     агрессивный;

3.     вежливый;

4.     заботливый.

- Посмотрите на слайд и подумайте в течение 10 секунд.

- Запишите свой вариант ответа, который вы выбрали.

- А сейчас, встаньте в тот угол, ответ, который вы выбрали.

-  ТАЙМД – ПЭА – ШЭА.

- Найдите себе ближайшую пару, подняв руку. Дайте друг другу пять. Если пара не образовалась, держит руку тот, у кого нет пары. Объясните партнеру свой выбор, почему вы выбрали это поведение? Начинает партнер у кого волосы светлее.

- По моему сигналу через 20 секунд вы должны будете поменяться ролями: тот кто говорил, слушает, а кто слушал, говорит, объясняя свой выбор.

- Ребята, прощаясь с партнером, скажите ему, самое интересное, что я узнал о твоем поведении это_______________________.

- Саша, что ты узнала об особенностях поведения своего партнера. (2 - 3 ответа)

- Спасибо. А теперь поблагодарите друг друга за работу и сделайте хлопок в ладоши друг друга.

3. Основная часть:

- Спасибо, присаживайтесь на свои места. Сейчас вы попробуете сами сформулировать тему нашего урока.

- СИНГ РАУНД РОБИН.

- У вас у каждого лежит лист бумаги.  В течение 5 секунд подумайте и напишите на листе бумаги свой ответ. Далее по очереди, начинает ученик под номером 1, затем номер 2,3 и 4 ученик читаете свои ответы друг другу. Обсудите и придите к общему решению: какова тема урока. Ученик под номером 4 зачитает тему, которую вы сформулировали все вместе.

- Спасибо.

- Ребята, многие из вас правильно догадались, мы сегодня будем говорить о том, как стать добрым, тема нашего урока – Истоки доброты.

Слайд № 3

- Ребята, а какое значение имеет слово доброта, мы сейчас с вами выясним.

- МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР  -  КОНТИНИУС РАУНД РОБИНС

- А сейчас ученик под номером 2 раздаст всем по одному листу бумаги.

- Я предлагаю каждому из вас взять листок и согнуть его пополам, еще раз пополам и отогнуть уголок.

- Сейчас разверните листок бумаги и проведите фломастером линии сгиба,  в середине напишите в квадрате доброта это, в левом верхнем углу обязательные характеристики, те без которых доброта не может существовать. В правом верхнем углу необязательные характеристики, то есть, характеристики, которые могут быть и других, например у настроения, но они не играют главной роли в совершении добрых дел человеком. В левом нижнем углу противоположный пример, то, что добром не является. В середине вы должны дать определение доброты, то есть, описать что же является на ваш взгляд добротой. Вам дается время 3 минуты. Время пошло.

- У каждого есть индивидуальное решение, вам сейчас нужно выбрать все характеристики из ваших наиболее значимых и представить командный вариант.

- Ребята. Участник под номером 2 берет лист А3 и проделывает на нем то же, что и на маленьком листе, сгибая его поэтапно. Здесь вы будете записывать командный вариант ответа.

- Начинаем работать все вместе, 1 круг – обязательные характеристики. Ученик под номером 1 зачитывает обязательные характеристики, затем ученики под номером  2, 3 и 4. Если ваши мнения совпадают, то поставьте плюс, если у вас нет такого варианта ответа, допишите. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 1 круг завершен.

- Обсуждаем необязательные характеристики. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 2 круг завершен. Обсуждаем примеры. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 3 круг завершен. Обсуждаем антипримеры. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 4 круг завершен.

- Обсуждаем определение доброты. Время на работу 30 секунд. Время пошло.

- 5 круг завершен.

- Сейчас зачитайте варианты ответов. Начинает стол № 4, ученик под номером 3. Все остальные внимательно слушают. (Пишу на доске или на ватмане общий вариант ответов детей класса).

- Спасибо.

- Продолжает стол № 2, ученик под номером 1. Слушайте внимательно, если ответы повторяются, то их зачитывать не нужно, зачитывайте только дополнение. (Таким образом, отвечает каждый стол).

- А сейчас я предлагаю вам проверить, что же такое доброта. Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова: Слайд № 4

- Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Добрый человек – это тот,  кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Недаром в народе говорят: “Доброе слово и кошке приятно”.

- Ребята,  наверное, по-настоящему добрый человек обладает определенными качествами.

- ТАЙМ ПЭ  - ШЭ  

- Я предлагаю вам обсудить с партнером по плечу следующий вопрос:  какие черты характера присущи добрым людям? Как можно назвать таких людей? Начинает тот, у кого глаза светлее. Время на обсуждение 30 секунд. Не забудьте по окончании поблагодарить друг друга.

- Стоп, время вышло, меняемся ролями.

- Ответит ученик под номером 3, стол 2. К какому вы пришли мнению, как можно сказать про такого человека? Спасибо. (Спросить 2 – 3 учеников).

- Конечно же, определения качеств добрых людей множество, но основные из них добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

- МИКС – ФРИЗ – ГРУП (музыкальная пауза)

- Все вы любите сказки. Одна из главных тем русских народных сказок тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

- Встаньте, пожалуйста. Сейчас поиграем в игру. Под музыку вы будете передвигаться по классу. Когда музыка становиться, вы должны остановиться на месте и по моей команде, ответив на вопрос, сформироваться в группу. Я буду называть сказочного героя, если  он добрый, вы встаете в пары по двое и хлопаете в ладоши, если  сказочный герой злой, вы встаете в пары по трое и топаете ногами. Обратите внимание, количество учеников в группе должно быть столько, какова цифра в ответе.

- Приготовились, начали двигаться.

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Иван – царевич. Встаньте в группу и не забудьте проговорить друг другу свой ответ, почему вы образовали эту группу, положительный или отрицательный это герой? (Катя, что сказал твой партнер, какой это герой? Спросить 2 учеников)  Слайд № 5 - 6

- Ребята не забывайте благодарить друг друга. Молодцы, двигаемся дальше.

2.     Карабас – Барабас. Образовали группу, проговорили свой ответ друг другу. (Алия, что сказал твой партнер, какой это герой?)

- Молодцы, двигаемся дальше.  Слайд № 7 - 8

3.     Золушка. Образовали пару, проговорили свой ответ друг другу. (Ярослав, что сказал твой партнер, какой это герой?)   Слайд № 9 - 10

- Правильно, это положительный герой.

- Спасибо, присаживайтесь на свои места.

- ЭЙ АР ГАЙД (работа с раздаточным материалом).     Слайд № 11

- Посмотрите, перед вами лежат карточки. Прочтите про себя эти утверждения. Я даю вам время 10 секунд. А теперь еще раз прочтите.

- Внимательно посмотрите на эти утверждения и в графе до, поставьте галочки, если вы согласны с этим утверждением и знак минус, если вы с этим утверждением не согласны.

- Я предлагаю посмотреть вам видео-клип.

- Ребята, а сейчас мы опять будем работать с карточками, только теперь их будем заполнять в графе после, ответив на те же вопросы. Я даю вам время 10 секунд.

- Изменилось ли ваше мнение? Поднимите руку те, у которых мнение изменилось? Реналь, почему ты изменил свое мнение?

- Спасибо.

- А сейчас поднимите руку те, у кого мнение не изменилось? Аня, почему ты не изменила свое мнение?

- Спасибо, ребята.

- Как вы увидели из клипа, научиться быть по-настоящему добрым – доступно каждому. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Игротерапевтический практикум “Добрый ли, я”.

Билетик на выход.

- Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько вы, всегда ли  внимательны и добры к окружающим? Давайте рассмотрим бланк с тестом.

- Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”. Ответив на вопросы, по окончании урока,  вы положите мне листочки на стол, это ваш билетик на выход.

Вопросы:

1. Смог бы ты истратить все деньги, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Твой партнер плохо играет в игру. Будешь ли ты ему поддаваться?

3. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

4. Часто ли ты используешь злые шутки?

5. С желанием ли ты помогаешь другим людям?

6. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

– Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

- Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 2, 3 и за отрицательный ответ на вопросы  4,5,6.

Результаты:     Слайд № 12

Больше 6 очков. Ты добрый человек, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей.

От 3 до 6 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым человеком, а от случая к случаю.

 Менее 3 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

- Ребята, у всех получились разные значения: один ребенок очень добрый, а другой не всегда совершает добрые дела.

- Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.

- Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Психологическое упражнение «Дерево добрых поступков».

(Дерево изображено на плакате, без листьев)

- Ребята, значит, не только слова могут быть добрыми, но и дела. Давайте и мы с вами сейчас сделаем доброе дело, посадим «Дерево добрых поступков».

- Ученик под номером 3 раздайте каждому дерево и по 2 листочка.

- Ребята, вспомните, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице? Запишите их на листочках. Добрые поступки, которые вы совершили, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые вы хотите совершить, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков. Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашем классе. (На листе бумаги изображено дерево, дети записывают добрые дела на листочках и  прикрепляют заготовленные трафареты -  листья к дереву под музыку).

4.     Подведение итогов:

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Что для вас было новым на уроке?

- Какое затруднение вы испытали на уроке? Почему?

- Что было уже известно?

- Что больше всего вам понравилось?

- Что вы хотели бы изменить?

- Вы сегодня работали в группах, что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Ребята, в течение всего урока мы познакомились с вами с понятием доброта, узнали о том, какие добрые дела может совершать человек, и посадили дерево добрых поступков.

- Домашнее задание: нарисовать рисунок «Планета Добра».

- А сейчас, вы видите, перед каждым из вас лежат два смайлика, по окончании урока положите мне на стол:

·        смайлик с улыбкой, если знания полученные сегодня на уроке вам пригодятся;

·        смайлик огорчение, если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся.

- Ребята. Мне понравилось с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка.  Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли это ощущение с собой, уходя с урока, тогда теплые чувства и хорошее настроение будут сопутствовать вам во всех ваших начинаниях.

- Спасибо за урок, до свидания!  Слайд № 13

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по психологии на тему "Истоки доброты" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Цель: Ознакомить учащихся со значением  слова  доброта.

 

Задачи:

 

1.     Способствоватьформированию представления учащихся о добре.

 

2.     Развивать способность понимать значение и нравственный смыслпозиций: « хорошо - плохо».

 

3.     Воспитывать стремление совершать добрые дела,сострадание, милосердие.

 

Оборудование:

 

·        Интерактивная доска,;

 

·         Компьютер;

 

·        Ватман;

 

·        Листы с рисунком дерева и листочки по количеству учащихся;

 

·        карточки с утверждениями;

 

·        тест “Добрый ли, я” по количеству учащихся.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 653 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 396
    • DOCX 32.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Староверова Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 47947
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Телефон доверия как способ оказания экстренной психологической помощи

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Инновации в патопсихологии детского возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 184 человека из 46 регионов

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе