Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по произведению Костюнина "Вальс под гитару"

урок по произведению Костюнина "Вальс под гитару"

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное   учреждение средняя общеобразовательная школа с.Липовка

 

 

Урок литературы в 8 классе

учителя 1 квалификационной категории

Шуваловой Е.В.

на тему:

«Взаимосвязь характера и поступков человека»

(по произведению А.Костюнина «Вальс под гитару»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Тип урока – урок-исследование

Метод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)

Цель: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения

Задачи:

Общеобразовательная: развитие коммуникативной компетенции

Развивающая: развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления)

Воспитательная: развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)

Оборудование: портрет А.Костюнина, тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс «На сопках Маньчжурии»

 

Сегодня мы проведем урок внеклассного чтения по произведению А. Костюнина.

Запишем тему урока: Взаимосвязь характера и поступков человека (на примере произведения А.Костюнина «Вальс под гитару».

Как вы понимаете значение слова характер? Обратимся к толковому словарю, как объясняется слово? Сегодня нам встретится и слово «метаморфоза», давайте вспомним, какое значение имеет это слово (полное изменение).

Итак, цель нашего урока: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения.

 

Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в Карелии. Является автором книг «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Костюнин – лауреат литературной премии им. А.И. Куприна в номинации «Лучшая книга года» (2007 год), лауреат премии им. С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга России 2007 года».

Его рассказ «Вальс под гитару» начинается с эпиграфа« ...В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит». А. Моруа.

Ребята, вам дано было домашнее задание: объяснить, как вы понимаете строки А. Моруа. ( Строки посвящены смыслу жизни.  Каждый должен найти свое предназначение, как бы тяжел этот путь ни был. Только тогда человек обретет счастье, когда найдет  свое место в жизни.  Тогда он обретет свою «божественную обитель»).

Работа предстоит нам серьезная: нам нужно проанализировать произведение. Для этого мы разделимся на группы.

Каждая группа должна найти информацию в тексте, проанализировать ее, найти свои пути решения. На выполнение  задания дается время: дважды проигрывается мелодия «На сопках Маньчжурии», именно эту мелодию исполнял герой во время концерта.

1 группа

1.     Кто главный герой, сколько ему лет. (Мальчишка лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.)

  Каково отношение главного героя к окружающему миру в начале произведения? (негативное: все на него кричат: и мать, и учителя).

2.     Почему герой говорит, что у него в жизни была черная полоса? (уставал учиться и в музыкальной школе и в обычной, общеобразовательной, по предметам выходили «2», не видел смысла учения в музыкальной школе). Как чувствует себя герой в этот период. (Ему очень тяжело, даже со стороны матери нет поддержки, он не радуется новому дню, только ночь приносит облегчение). Что хотел предпринять герой в минуты отчаяния? (хотел перерезать себе вены; написал заявление от своего лица, что не хочет больше посещать музыкальную школу). Согласны ли вы с этим решением? Какой выход вы бы предложили герою? (С решением   самоубийства  мы не согласны, ведь нужно думать не только о себе, но и о матери, ведь она потеряла мужа. Не согласны и с тем, что герой решил бросить музыкальную школу. Талант, если дан человеку, не должен быть зарыт в землю, его нужно развивать, даже если на это уходит много времени и сил. Чтобы выйти из стрессовой ситуации, мы бы посоветовали герою отвлечься: почитать, посмотреть телевизор, с мальчишками в футбол сыграть).

 

2 группа.

1.     Что помогло герою поверить в свои силы. (Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу).

2.     Каково было первое выступление мальчика. (Он очень волновался, ошибся во время исполнения музыкального произведения, но вспомнил совет учительницы: смотреть в одну точку и играть для нее. Вместо точки он увидел отца, вновь представил свою маму счастливой, это и помогло справиться ему с волнением)

3.     Почему герой решил стать музыкантом? (Во-первых, его отец хорошо играл на гитаре. За это его мама и полюбила. Во-вторых, кто хочет стать агрономом, военным, кому они нужны; а музыка нужна всегда).

4.     Докажите, что с героем произошла метаморфоза. (Герой изменился, потому что поверил в себя. Поначалу он был слабохарактерным мальчишкой, потом стал уверенным в себе человеком).

 

 

 

3 группа.

1.     Какие проблемы поднимает автор в произведении, решаются ли они? (Проблема поиска смысла жизни: герой решает стать музыкантом. Проблема неверия в себя: только поверив в собственные силы герой изменяется).

2.     Как прослеживается взаимосвязь характера и поступков героя в произведении? ( В начале герой показан безвольным человеком, каждый день для него – обуза, шел всегда с опущенной головой, руки дрожали перед музыкальной школой и поступки-то у него в этот момент были малодушными: вены хотел себе перерезать. В конце произведения мы видим другого человека, уверенного в себе, и поступает он уже совсем по другому: решает стать музыкантом, пытается отремонтировать гитару отца. Теперь она для него как семейная реликвия, которая напоминает счастливые годы жизни, когда отец был жив).

3.     Были ли когда-нибудь тяжелые минуты в вашей жизни? Что вы предприняли, чтобы решить проблему?

 

 Поведем итоги.

Чему учит произведение? (Умению верить в себя, не опускать руки перед трудностями).

Напишите несколько предложений в тетрадях «Мои мысли о произведении Костюнина». Подумайте, стоило ли нам знакомиться с этим рассказом.

Домашнее задание: написать продолжение рассказа.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по произведению Костюнина "Вальс под гитару""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока – урок-исследование

Метод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)

Цель: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения

Задачи:

Общеобразовательная: развитие коммуникативной компетенции

Развивающая: развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления)

Воспитательная: развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)

Оборудование: портрет А.Костюнина, тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс «На сопках Маньчжурии»

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 908 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • «Риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Авдонина Л.П. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.

    «Риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Авдонина Л.П. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.

    Тема

    Поиски своего пути

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 714
    • DOCX 23.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шувалова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шувалова Елена Владимировна
    Шувалова Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4759
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек