Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по предмету окружающий мир

Урок по предмету окружающий мир

Скачать материал

Урок по предмету "Окружающий мир". Тема: "Вода и её свойства". 2-й класс

 

Вид: урок изучения нового материала.

 

Технология: личностно-ориентированное обучение.

 

Цель: Создание условий для знакомства учащихся со свойствами воды.

 

Задачи:

 

Образовательные:

создать условия для выявления учащимися свойств воды;

формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения; умение  делать выводы по результатам наблюдений;

Развивающие:

 развивать логическое мышление, познавательный интерес;

Воспитательные:

развивать коммуникативные навыки через работу в группах, содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

 

Оборудование:

Общеклассное: таблички - номера лабораторий, Капля – герой урока, капельки  (маленькая и большая), пустые стаканы 3 штуки, стаканы с водой 6 штук, разноцветные бусинки, стакан с молоком, глобус, ложка, зеркальце, колба, чашка,  пипетка, таблицы для записи выводов, схематические рисунки свойств воды, чистые листы бумаги (А4 половинки), правила работы в группе. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft office Power Point.

Индивидуальное: учебник 2 класса «Окружающий мир», автор Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., лист для проверка изученного материала с фамилией ученика, таблички организаторам,  карточки с домашним заданием.

 

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, парная.

                         

Ход урока

I.Организационный момент.

- Приветствую вас на втором заседании клуба «Мы и окружающий мир»

II.Актуализация изученного материала. (контроль за усвоением знаний)

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, насколько внимательны вы были на прошлом уроке. Если вы согласны с утверждением, ставите на листочке «+», если не согласны – «-»

Тест по теме  «Воздух и его свойства».

1.Воздух прозрачен.

2.Воздух имеет цвет.

3.Воздух имеет запах.

4.Воздух хорошо проводит тепло.

5. Воздух  хорошо пропускает солнечные лучи.

6.Человек и животные поглощают углекислый газ.

7. Растения при дыхании выделяют кислород.

Взаимопроверка: +, - , - , - , +, - , +. (по образцу)

III.Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, у нас сегодня в гостях одна Незнакомка. Отгадав загадку, вы узнаете её имя.

 

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

 Я снежинка вырезная,

 Я по травке разлита,

 Догадайся, кто же я?

                                         (вода)

- Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет  героиней нашего урока.

- Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке о воде?

- Кто догадался, какова будет тема сегодняшнего урока? («Вода и её свойства»)

- Какую учебную задачу вы перед собой поставите? (Выявить свойства воды)

IV.Изучение нового материала.

- Капелька  воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на Земле?

 - Где это можно выяснить?

-  Наглядно это можно увидеть, посмотрев на глобус.

 – Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)

 – Что обозначают на глобусе голубым цветом? (Водоёмы.)

  - Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

1. Практическая работа  «Свойства воды».

- Давайте поможем Капельке узнать, какими свойствами она обладает.

 - Сейчас мы с вами станем исследователями.  У каждой исследовательской группы своё задание. Но, прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

1. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыт может проводить один ученик, остальные учащиеся  наблюдают.

4.  Обсуждение ведется по очереди, тихо!

5. После проведения опытов  приведите рабочее место в порядок.

Оживлялка

- А теперь, чтобы настроиться на работу, давайте проведём «Оживлялку.

- Чтобы глазки были зоркими (вращение глазами по кругу, перевод взгляда с далекого предмета на близкий)

- Чтобы слух был острее (потерли ушки, прижали их ладонями)

- Чтобы ваша совместная работа была успешной, не забывайте о правилах работы в группе, которые лежат у вас на столе.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Задание для лаборатории №1

1. Определите «Имеет ли вода цвет»?

Перед вами стакан. Посмотрите на дно стакана. Там находятся разноцветные бусинки. Налейте в стакан чистую воду. Посмотрите на бусинки сквозь воду. Видны ли вам бусинки?

Что вы можете сказать о цвете воды?

Ваш вывод: вода цвета …….., она …………..

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

 

 

3. Приведите пример из жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.

Задание для лаборатории № 2.

1. Определите «Имеет ли вода запах?»

Возьмите стакан с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.

Что можете сказать о запахе воды?

Ваш вывод: вода запаха …………

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример, где в жизни вы встречались с этим свойством воды. Какие меры безопасности необходимо соблюдать, определяя по запаху любую жидкость? Можете воспользоваться материалом учебника.

 Задание для лаборатории  №3.

1. Определите «Имеет ли вода вкус?»

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Налейте из стакана немного воды и попробуйте её. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Что можете сказать о вкусе воды?

Вывод: Совершенно чистая вода не имеет …….., она …… .

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример, где в жизни вы встречались с этим свойством воды. Можете воспользоваться материалом учебника. Какие меры безопасности необходимо соблюдать, определяя по вкусу любую жидкость?

Задание для лаборатории № 4.

1. Определите «Прозрачна ли вода?»

Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком. Видно ли ложку в стакане с водой?

Вывод: чистая вода ………

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

 3. Приведите пример из жизни,  где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.

Задание для лаборатории №5.

1. Определите «Имеет ли вода форму?»

У вас на столе стоит стакан с водой.

- налейте немного воды в колбу

 - перелейте воду в чашку

Какую форму приняла вода в колбе, в чашке? Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода принимает …………………………………….

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример из жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.

Задание для лаборатории №6.

1.Определите «Почему вода растекается?»

Возьмите в руки медицинскую пипетку, наберите в неё из стакана воды и выпустите её на поверхность зеркальца. Наклоните зеркальце. Что произошло с каплей? Возьмите еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с водой? Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверьте себя по учебнику.

Вывод:  вода обладает свойством  ………….. . Им обладают все жидкости.

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

 

 

 

 

 


3. Подумайте, что произошло бы, если вдруг  вода утратила это свойство? Можете воспользоваться материалом учебника.

Физминутка.

 

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

 Звери из ручья попили

 Влево вправо поклонились

 Вместе на носочки встали

 Тучку лапками достали

 Дождик вдруг полил с утра

 За работу нам пора.

 

2. Подведение итогов практической работы  «Свойства воды».

Ребята, давайте подведём итог нашей практической работы.  Каждая группа по очереди будет рассказывать всем остальным о выявленном свойстве воды, пользуясь таблицей и схематическим рисунком.

V.            Закрепление.

- Многие люди посвятили воде свои высказывания:

 

ВОДА! ТЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ,

ТОБОЙ НАСЛАЖДАЮТСЯ,

НЕ ВЕДАЯ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ!

МАЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ЖИЗНИ:

ТЫ САМА ЖИЗНЬ!

Антуан де Сент-Экзюпери

 

- Объясните смысл этого высказывания.

 - Капелька воды приготовила для вас пословицы о себе. Работая  в парах (листы на партах),  соберите пословицы. Объясните их смысл.

 

Была бы водица, а зелень народится.

Под лежачий камень вода не течёт.

Вода камень точит.

Хлеб, да вода богатырская еда.

 

- Чтобы проверить внимательно ли вы слушали своих товарищей на уроке, Капелька приготовила для вас «хитрые» вопросы.

 - Если вы услышите свойство, которым обладает вода, хлопните в ладоши.

Вода не имеет запах;

Вода голубого цвета;

Вода обладает способностью течь;

Сквозь воду нельзя увидеть рыбок;

Вода принимает форму сосуда;

Вода очень вкусная.

VI.Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Вспомните, какова была тема урока? Какую учебную задачу вы перед собой ставили?

- Что вас особенно удивило на уроке? А что показалось самым интересным?

VII.Домашнее задание

- Сегодня на уроке мы выяснили не все свойства воды. Я предлагаю вам дома самостоятельно провести ещё два опыта, сделать выводы по их результатам или  прочитать в хрестоматии текст «Похвальное слово воде»,  составить план текста.

Опыт № 7

Возьми  три чистых стакана

1. В первый насыпь соль

2. Во второй насыпь сахар.

3. В третий насыпь песок.

Размешай воду в стаканчиках. Понаблюдай, что произошло с солью, сахаром, песком.

Изменилась ли вода?

Куда исчезла соль?   Соль ……..

Куда исчез сахар?      Сахар ……

Что произошло с песком?     Песок ……….

Вывод: вода – ……….

Приведи примеры из жизни, где вы встречали это свойство воды.

Опыт № 8

Налей в блюдце немного воды, поставь это блюдце в тёплое место. Через 1 - 2 часа проверь, есть ли вода на дне блюдца.

Вывод: вода ……………………..

Приведи примеры из жизни, где встречается  это свойство воды.

VIII.Рефлексия

 - Ребята, у каждого из вас на парте лежит по две капельки – маленькая и большая. Если вы считаете, что работали активно, всё поняли и многое узнали на сегодняшнем уроке о свойствах воды, то подарите нашей Капельке большую подружку, а если у вас остались вопросы или вы не запомнили все свойства воды,  подарите ей маленькую подружку.

- Спасибо всем за урок.  Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательские лаборатории

Вода

В ходе проведённого нами опыта мы сделали вывод:

Свойства

Применение

№ 1

Вода …………………

 

№ 2

Вода  запаха………….

 

№ 3

Чистая  вода не имеет ………………………...

 

№ 4

Чистая  вода …………

 

 

№ 5

Вода  принимает ……

 

№ 6

Вода  обладает свойством

 

 

Исследовательские лаборатории

Вода

В ходе проведённого нами опыта мы сделали вывод:

Свойства

Применение

№ 1

Вода …………………

 

№ 2

Вода  запаха………….

 

№ 3

Чистая  вода не имеет ………………………...

 

№ 4

Чистая  вода …………

 

 

№ 5

Вода  принимает ……

 

№ 6

Вода  обладает свойством

 

 

 

Правила работы в группе

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

 

 

 

Правила работы в группе

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

 

 

 

Правила работы в группе

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

 

 

Задание для лаборатории №1

1. Определите «Имеет ли вода цвет»?

Перед вами пустой стакан. Посмотрите на дно стакана, где находятся разноцветные бусинки. Налейте в стакан чистую воду. Посмотрите на бусинки сквозь воду. Видны ли вам бусинки?

Что вы можете сказать о цвете воды?

Ваш вывод: вода цвета …….., она …………..

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример из жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.

 

 

 

Задание для лаборатории № 2.

1. Определите «Имеет ли вода запах?»

Возьмите стакан с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.

Что можете сказать о запахе воды?

Ваш вывод: вода запаха …………

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример, где в жизни вы встречались с этим свойством воды. Какие меры безопасности необходимо соблюдать, определяя по запаху любую жидкость? Можете воспользоваться материалом учебника.

     

 

 

 Задание для лаборатории  №3.

1. Определите «Имеет ли вода вкус?»

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Налейте из стакана немного воды и попробуйте её.

Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Что можете сказать о вкусе воды?

Вывод: Совершенно чистая вода не имеет …….., она …… .

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример, где в жизни вы встречались с этим свойством воды. Можете воспользоваться материалом учебника. Какие меры безопасности необходимо соблюдать, определяя по вкусу любую жидкость?

 

 

 

 

Задание для лаборатории № 4.

1. Определите «Прозрачна ли вода?»

Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком. Видно ли ложку в стакане с водой?

Вывод: чистая вода ………

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

 3. Приведите пример из жизни,  где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.

 

Задание для лаборатории №5.

1. Определите «Имеет ли вода форму?»

У вас на столе стоит стакан с водой.

- налейте немного воды в колбу

 - перелейте воду в чашку

Какую форму приняла вода в колбе, в колбе, в чашке? Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода принимает …………………………………….

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Приведите пример из жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.

 

 

 

Задание для лаборатории №6.

1.Определите «Почему вода растекается?»

Возьмите в руки медицинскую пипетку, наберите в неё из стакана воды и выпустите её на поверхность зеркальца. Наклоните зеркальце. Что произошло с каплей? Возьмите еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с водой? Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверьте себя по учебнику.

Вывод:  вода обладает свойством  ………….. . Им обладают все жидкости.

2. Отметьте это свойство в таблице. Придумайте  схематический рисунок для этого свойства воды.

3. Подумайте, что произошло бы, если вдруг  вода утратила это свойство? Можете воспользоваться материалом учебника.

 

Домашнее задание

1)                Опыт № 7

Возьми  три чистых стакана

1. В первый насыпь соль

2. Во второй насыпь сахар.

3. В третий насыпь песок.

Размешай воду в стаканчиках. Понаблюдай, что произошло с солью, сахаром, песком.

Изменилась ли вода?

Куда исчезла соль?   Соль ……..

Куда исчез сахар?      Сахар ……

Что произошло с песком?     Песок ……….

Вывод: вода – ……….

Приведи примеры из жизни, где вы встречали это свойство воды.

Опыт № 8

Налей в блюдце немного воды, поставь это блюдце в тёплое место. Через 1 - 2 часа проверь есть ли вода на дне блюдца.

Вывод: вода ……………………..

Приведи примеры из жизни, где встречается  это свойство воды.

2)                Прочитай  в хрестоматии текст «Похвальное слово воде»,  составь план текста.

 

Домашнее задание

1)                Опыт № 7

Возьми  три чистых стакана

1. В первый насыпь соль

2. Во второй насыпь сахар.

3. В третий насыпь песок.

Размешай воду в стаканчиках. Понаблюдай, что произошло с солью, сахаром, песком.

Изменилась ли вода?

Куда исчезла соль?   Соль ……..

Куда исчез сахар?      Сахар ……

Что произошло с песком?     Песок ……….

Вывод: вода – ……….

Приведи примеры из жизни, где вы встречали это свойство воды.

Опыт № 8

Налей в блюдце немного воды, поставь это блюдце в тёплое место. Через 1 - 2 часа проверь есть ли вода на дне блюдца.

Вывод: вода ……………………..

Приведи примеры из жизни, где встречается  это свойство воды.

2)                Прочитай  в хрестоматии текст «Похвальное слово воде»,  составь план текста.

Пословицы

Была бы водица,

а зелень народится.

 

Под лежачий камень

вода не течёт.

 

Вода камень

 

точит.

 

Хлеб, да вода

 

богатырская еда.

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по предмету окружающий мир"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока предназначен для использования в начальной школе. Цель данного урока - создание условий для знакомства учащихся со свойствами воды. Формировать   практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения; умение  делать выводы по результатам наблюдений; развивать логическое мышление, познавательный интерес; развивать коммуникативные навыки через работу в группах, содействовать воспитанию бережного отношения к природе. В ходе данного урока работала над формированием у учащихся таких предметных умений как: знания о  свойствах воды и технике безопасности при работе с жидкостями.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 805 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 320
    • DOCX 686.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бакулина Татьяна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бакулина Татьяна Геннадьевна
    Бакулина Татьяна Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5210
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 888 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек