Урок по предмету
"Окружающий мир". Тема: "Вода и её свойства". 2-й класс
Вид: урок изучения нового
материала.
Технология: личностно-ориентированное
обучение.
Цель: Создание условий для знакомства
учащихся со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для
выявления учащимися свойств воды;
формировать практические
умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;
умение делать выводы по результатам наблюдений;
Развивающие:
развивать логическое
мышление, познавательный интерес;
Воспитательные:
развивать коммуникативные
навыки через работу в группах, содействовать воспитанию бережного отношения к
природе;
Оборудование:
Общеклассное: таблички - номера
лабораторий, Капля – герой урока, капельки (маленькая и большая), пустые стаканы
3 штуки, стаканы с водой 6 штук, разноцветные бусинки, стакан с молоком, глобус,
ложка, зеркальце, колба, чашка, пипетка, таблицы для записи выводов, схематические
рисунки свойств воды, чистые листы бумаги (А4 половинки), правила работы в
группе. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft office
Power Point.
Индивидуальное: учебник
2 класса «Окружающий мир», автор Федотова О. Н., Трафимова
Г. В., Трафимов С. А., лист для проверка изученного
материала с фамилией ученика, таблички организаторам, карточки
с домашним заданием.
Формы проведения урока: индивидуальная,
групповая, парная.
Ход
урока
I.Организационный
момент.
-
Приветствую вас на втором заседании клуба «Мы и окружающий мир»
II.Актуализация
изученного материала. (контроль за усвоением
знаний)
-
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, насколько
внимательны вы были на прошлом уроке. Если вы согласны с утверждением, ставите
на листочке «+», если не согласны – «-»
Тест
по теме «Воздух и его свойства».
1.Воздух
прозрачен.
2.Воздух
имеет цвет.
3.Воздух
имеет запах.
4.Воздух
хорошо проводит тепло.
5.
Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.
6.Человек
и животные поглощают углекислый газ.
7. Растения при
дыхании выделяют кислород.
Взаимопроверка: +,
- , - , - , +, - , +. (по образцу)
III.Сообщение
темы и целей урока.
-
Ребята, у нас сегодня в гостях одна Незнакомка. Отгадав
загадку, вы узнаете её имя.
Я
и льдинка голубая,
Я
и капля дождевая,
Я
снежинка вырезная,
Я
по травке разлита,
Догадайся,
кто же я?
(вода)
-
Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет героиней нашего
урока.
-
Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке о воде?
-
Кто догадался, какова будет тема сегодняшнего урока? («Вода и её свойства»)
-
Какую учебную задачу вы перед собой поставите? (Выявить свойства воды)
IV.Изучение
нового материала.
-
Капелька воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на
Земле?
-
Где это можно выяснить?
-
Наглядно это можно увидеть, посмотрев на глобус.
–
Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)
–
Что обозначают на глобусе голубым цветом? (Водоёмы.)
- Вода занимает
3/4 поверхности земного шара. И,
наверное, правильнее было назвать планета Вода.
1.
Практическая работа «Свойства воды».
-
Давайте поможем Капельке узнать, какими свойствами она обладает.
-
Сейчас мы с вами станем исследователями. У каждой исследовательской группы
своё задание. Но, прежде чем приступить к работе, повторим правила техники
безопасности.
1. Находясь в лаборатории,
будьте осторожны с оборудованием.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и
стоять.
3. Опыт может проводить один ученик, остальные
учащиеся наблюдают.
4. Обсуждение ведется по очереди, тихо!
5. После проведения опытов приведите рабочее место в
порядок.
Оживлялка
- А теперь, чтобы настроиться на
работу, давайте проведём «Оживлялку.
- Чтобы глазки были зоркими (вращение глазами по
кругу, перевод взгляда с далекого предмета на близкий)
- Чтобы слух был острее (потерли ушки, прижали их
ладонями)
- Чтобы ваша совместная работа была успешной, не
забывайте о правилах работы в группе, которые лежат у вас на столе.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Задание для лаборатории №1
1. Определите «Имеет ли вода цвет»?
Перед вами стакан. Посмотрите на дно
стакана. Там находятся разноцветные бусинки. Налейте в стакан чистую воду.
Посмотрите на бусинки сквозь воду. Видны ли вам бусинки?
Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод: вода цвета …….., она …………..
2. Отметьте это свойство в таблице.
Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример из жизни, где вы
встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.
Задание для лаборатории № 2.
1. Определите «Имеет ли вода запах?»
Возьмите стакан с водой в одну руку, а
другой помахивайте в сторону носа.
Что можете сказать о запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха …………
2. Отметьте это свойство в таблице.
Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример, где в жизни вы
встречались с этим свойством воды. Какие меры безопасности необходимо
соблюдать, определяя по запаху любую жидкость? Можете воспользоваться
материалом учебника.
Задание для лаборатории №3.
1. Определите «Имеет ли вода вкус?»
Каков вкус
соли, сахара, лимона, лука? Налейте из стакана
немного воды и попробуйте её. Можно
ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Что
можете сказать о вкусе воды?
Вывод: Совершенно чистая вода не
имеет …….., она …… .
2.
Отметьте это свойство в таблице. Придумайте схематический рисунок для этого
свойства воды.
3. Приведите пример, где в жизни вы
встречались с этим свойством воды. Можете воспользоваться материалом учебника. Какие
меры безопасности необходимо соблюдать, определяя по вкусу любую жидкость?
Задание для лаборатории № 4.
1. Определите «Прозрачна ли вода?»
Опустите ложку в стакан с водой, а другую
в стакан с молоком. Видно ли ложку в стакане с водой?
Вывод: чистая вода ………
2. Отметьте это свойство в таблице.
Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример из жизни, где вы
встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.
Задание для лаборатории №5.
1. Определите «Имеет ли вода форму?»
У вас на столе стоит стакан с водой.
- налейте немного воды в колбу
- перелейте воду в чашку
Какую форму приняла вода в колбе, в чашке?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода принимает …………………………………….
2. Отметьте это свойство в таблице.
Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример из жизни, где вы
встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом учебника.
Задание для лаборатории №6.
1.Определите
«Почему вода растекается?»
Возьмите
в руки медицинскую пипетку, наберите в неё из стакана воды и выпустите её на
поверхность зеркальца. Наклоните зеркальце. Что произошло с каплей? Возьмите
еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с
водой? Во
всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверьте себя
по учебнику.
Вывод: вода
обладает свойством ………….. . Им обладают все жидкости.
2.
Отметьте это свойство в таблице. Придумайте схематический рисунок для этого
свойства воды.
3. Подумайте, что произошло бы, если вдруг вода
утратила это свойство? Можете воспользоваться материалом учебника.
Физминутка.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево вправо поклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
2.
Подведение итогов практической работы «Свойства воды».
- Ребята, давайте подведём итог нашей
практической работы. Каждая группа по очереди будет рассказывать всем
остальным о выявленном свойстве воды, пользуясь таблицей и схематическим
рисунком.
V.
Закрепление.
- Многие люди посвятили
воде свои высказывания:
ВОДА!
ТЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ,
ТОБОЙ
НАСЛАЖДАЮТСЯ,
НЕ
ВЕДАЯ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ!
МАЛО
СКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ЖИЗНИ:
ТЫ
САМА ЖИЗНЬ!
Антуан де Сент-Экзюпери
- Объясните смысл этого высказывания.
- Капелька воды
приготовила для вас пословицы о себе. Работая в парах (листы на партах), соберите
пословицы. Объясните их смысл.
Была бы водица, а зелень
народится.
Под лежачий камень вода не
течёт.
Вода камень точит.
Хлеб, да вода богатырская
еда.
- Чтобы проверить
внимательно ли вы слушали своих товарищей на уроке, Капелька приготовила для
вас «хитрые» вопросы.
- Если вы услышите
свойство, которым обладает вода, хлопните в ладоши.
Вода не имеет запах;
Вода голубого цвета;
Вода обладает способностью
течь;
Сквозь воду нельзя увидеть
рыбок;
Вода принимает форму
сосуда;
Вода очень вкусная.
VI.Итог урока
-
Наш урок подходит к концу. Вспомните, какова была тема урока? Какую учебную
задачу вы перед собой ставили?
-
Что вас особенно удивило на уроке? А что показалось самым интересным?
VII.Домашнее задание
- Сегодня на уроке
мы выяснили не все свойства воды. Я предлагаю вам дома самостоятельно провести
ещё два опыта, сделать выводы по их результатам или прочитать
в хрестоматии текст «Похвальное слово воде», составить план текста.
Опыт
№ 7
Возьми
три чистых стакана
1. В первый насыпь соль
2. Во второй насыпь сахар.
3. В третий насыпь песок.
Размешай воду в стаканчиках. Понаблюдай,
что произошло с солью, сахаром, песком.
Изменилась ли вода?
Куда исчезла соль? Соль ……..
Куда исчез сахар? Сахар ……
Что произошло с песком? Песок ……….
Вывод: вода – ……….
Приведи примеры из жизни, где вы встречали это
свойство воды.
Опыт № 8
Налей в блюдце немного
воды, поставь это блюдце в тёплое место. Через 1 - 2 часа проверь, есть ли вода
на дне блюдца.
Вывод:
вода ……………………..
Приведи примеры из жизни, где встречается это
свойство воды.
VIII.Рефлексия
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит по
две капельки – маленькая и большая. Если вы считаете, что работали активно, всё
поняли и многое узнали на сегодняшнем уроке о свойствах воды, то подарите нашей
Капельке большую подружку, а если у вас остались вопросы или вы не запомнили
все свойства воды, подарите ей маленькую подружку.
-
Спасибо всем за урок. Урок окончен.
Исследовательские
лаборатории
|
Вода
В
ходе проведённого нами опыта мы сделали вывод:
|
Свойства
|
Применение
|
№ 1
|
Вода …………………
|
|
№ 2
|
Вода запаха………….
|
|
№ 3
|
Чистая вода не
имеет ………………………...
|
|
№ 4
|
Чистая вода …………
|
|
№ 5
|
Вода принимает ……
|
|
№ 6
|
Вода обладает свойством
…
|
|
Исследовательские
лаборатории
|
Вода
В
ходе проведённого нами опыта мы сделали вывод:
|
Свойства
|
Применение
|
№ 1
|
Вода …………………
|
|
№ 2
|
Вода запаха………….
|
|
№ 3
|
Чистая вода не
имеет ………………………...
|
|
№ 4
|
Чистая вода …………
|
|
№ 5
|
Вода принимает ……
|
|
№ 6
|
Вода обладает свойством
…
|
|
Правила
работы в группе
Уважай своего
товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен –
предлагай!
Правила
работы в группе
Уважай своего
товарища.
Умей каждого
выслушать.
Не согласен –
предлагай!
Правила
работы в группе
Уважай своего
товарища.
Умей каждого
выслушать.
Не согласен –
предлагай!
Задание для лаборатории
№1
1. Определите «Имеет
ли вода цвет»?
Перед вами пустой стакан.
Посмотрите на дно стакана, где находятся разноцветные бусинки. Налейте в стакан
чистую воду. Посмотрите на бусинки сквозь воду. Видны ли вам бусинки?
Что вы можете сказать о
цвете воды?
Ваш вывод: вода цвета
…….., она …………..
2. Отметьте это свойство
в таблице. Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример из
жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом
учебника.
Задание для лаборатории №
2.
1. Определите «Имеет
ли вода запах?»
Возьмите стакан с водой в
одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
Что можете сказать о
запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха
…………
2. Отметьте это свойство
в таблице. Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример, где
в жизни вы встречались с этим свойством воды. Какие меры безопасности
необходимо соблюдать, определяя по запаху любую жидкость? Можете
воспользоваться материалом учебника.
Задание для
лаборатории №3.
1. Определите «Имеет
ли вода вкус?»
Каков вкус соли, сахара, лимона,
лука? Налейте из стакана немного воды и попробуйте её.
Можно
ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Что можете сказать о вкусе
воды?
Вывод:
Совершенно чистая вода не имеет …….., она …… .
2. Отметьте это свойство в таблице.
Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример, где
в жизни вы встречались с этим свойством воды. Можете воспользоваться материалом
учебника. Какие меры безопасности необходимо соблюдать, определяя по вкусу
любую жидкость?
Задание для лаборатории №
4.
1. Определите «Прозрачна
ли вода?»
Опустите ложку в стакан с
водой, а другую в стакан с молоком. Видно ли ложку в стакане с водой?
Вывод: чистая вода ………
2. Отметьте это свойство
в таблице. Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример из
жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом
учебника.
Задание для лаборатории
№5.
1. Определите «Имеет
ли вода форму?»
У вас на столе стоит
стакан с водой.
- налейте немного воды в
колбу
- перелейте воду в чашку
Какую форму приняла вода
в колбе, в колбе, в чашке? Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода принимает
…………………………………….
2. Отметьте это свойство
в таблице. Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Приведите пример из
жизни, где вы встречали это свойство воды. Можете воспользоваться материалом
учебника.
Задание для лаборатории №6.
1.Определите
«Почему вода растекается?»
Возьмите
в руки медицинскую пипетку, наберите в неё из стакана воды и выпустите её на
поверхность зеркальца. Наклоните зеркальце. Что произошло с каплей? Возьмите
еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с
водой? Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое.
Проверьте себя по учебнику.
Вывод: вода
обладает свойством ………….. . Им обладают все жидкости.
2. Отметьте это свойство в таблице.
Придумайте схематический рисунок для этого свойства воды.
3. Подумайте, что
произошло бы, если вдруг вода утратила это свойство? Можете воспользоваться
материалом учебника.
Домашнее задание
1)
Опыт № 7
Возьми
три чистых стакана
1. В первый насыпь соль
2. Во второй насыпь сахар.
3. В третий насыпь песок.
Размешай воду в стаканчиках. Понаблюдай,
что произошло с солью, сахаром, песком.
Изменилась ли вода?
Куда исчезла соль? Соль ……..
Куда исчез сахар? Сахар ……
Что произошло с песком? Песок ……….
Вывод: вода – ……….
Приведи примеры из жизни, где вы встречали это
свойство воды.
Опыт № 8
Налей
в блюдце немного воды, поставь это блюдце в тёплое место. Через 1 - 2 часа
проверь есть ли вода на дне блюдца.
Вывод: вода ……………………..
Приведи примеры из жизни, где встречается это
свойство воды.
2)
Прочитай в хрестоматии текст «Похвальное
слово воде», составь план текста.
Домашнее задание
1)
Опыт № 7
Возьми
три чистых стакана
1. В первый насыпь соль
2. Во второй насыпь сахар.
3. В третий насыпь песок.
Размешай воду в стаканчиках. Понаблюдай,
что произошло с солью, сахаром, песком.
Изменилась ли вода?
Куда исчезла соль? Соль ……..
Куда исчез сахар? Сахар ……
Что произошло с песком? Песок ……….
Вывод: вода – ……….
Приведи примеры из жизни, где вы встречали это свойство
воды.
Опыт № 8
Налей
в блюдце немного воды, поставь это блюдце в тёплое место. Через 1 - 2 часа
проверь есть ли вода на дне блюдца.
Вывод: вода ……………………..
Приведи примеры из жизни, где встречается это
свойство воды.
2)
Прочитай в хрестоматии текст «Похвальное
слово воде», составь план текста.
Пословицы
Была бы водица,
а зелень
народится.
Под лежачий камень
вода не течёт.
Вода камень
точит.
Хлеб, да вода
богатырская еда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.