Урок по
познанию мира в 3 классе «Береги растения»
Цель урока: обобщение знаний
учащихся о значении растений в жизни животных и человека и на этой
основе формирование элементарных знаний об охране растительного мира.
Задачи урока:
- познакомить со способами защиты растений, учить бережно относиться к растениям,
рассмотреть основные экологические
правила, которые для каждого
человека должны стать нормой поведения
в природе;
- развивать умение
логично и обоснованно высказывать своё мнение, развивать мышление учащихся,
познавательный интерес;
- прививать любовь к
природе.
Ход урока:
1.
Организационный момент
Что
увижу я вокруг?
Лес
и речку, сад и луг,
Облака
в голубизне,
Солнце,
что сияет мне.
Что
растёт вокруг меня?
Клён,
колосья ячменя,
Тыква,
яблоня, чеснок,
Колокольчик
и вьюнок
Что
люблю и берегу?
Иву,что
на берегу,
Землянику
под сосной,
Все
растения что всегда со мной!
2. Сообщение темы урока
-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадайте загадку и кроссворд:
Загадка: дышит, растёт, а ходить не может. Что это? (Растение.)
-
Правильно, сегодня мы будем говорить о растениях. А теперь отгадаем кроссворд.
1) Растение с красивыми желтыми
цветами, которые чуть поднимаются над
поверхностью воды. (Кубышка)
2)Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий
стан, белый сарафан. (Берёза)
3)Шел я лугом по тропинке,
Видел
солнце на тропинке.
Но совсем не горячи
Солнца
белые лучи. (Ромашка)
4)Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый
и колкий,
Кругом
торчат иголки. (Репейник)
5)Дом зеленый тесноват,
Узкий,
длинный, гладкий.
В
доме рядышком сидят
Круглые
ребятки.
Осенью
пришла беда -
Треснул
домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
6)Колосится в поле рожь,
Там
во ржи цветок найдешь
Ярко-синий
и пушистый.
Только жаль, что не
душистый. (Василёк)
- Итак, у нас
получилось слово БЕРЕГИ. Что мы с вами должны беречь? (Растения). Сегодня
мы будем говорить о том, как беречь растения.
- План работы на
уроке:
1) Узнаем о
значении растений.
2) Выясним
причины гибели растений.
3) Выработаем
правила друзей природы.
3. Работа по теме урока
1. Значение
растений.
- Посмотрите на дерево. Загрустило дерево, уронило свои листочки, Мы должны их вернуть. Возвращая
листочек, мы должны сказать о том, какое значение имеют растения. В этом нам помогут представители разных профессий.
Одновременно
составляется кластер.
- Что сказал бы
строитель? (Строитель сказал бы, что из дерева делают
школьные парты, столы и стулья, карандаши, линейки, шкафы, пачки, окна, двери и ещё
многое другое. Из древесины строят дама.)
- Что ответил бы рабочий
бумажного комбината? (Из дерева делают бумагу, а из неё—тетради, книги,
газеты, журналы.)
- Что рассказал бы
химик? (Рассказал о лекарствах и тканях, получаемых из растений.)
- Давайте послушаем врача. (Лес, в первую очередь,
это здоровье человека. Зоны отдыха и санатории
часто располагаются вблизи лесов. В лесу
— чистый, оздоравливающий
человека воздух. Растения дают
нам кислород).
- Что мы ешё не
назвали?
2. Причины
исчезновения растений.
- От чего же
погибают растения? Посмотрите на рисунки и попробуйте ответить на этот вопрос.
Составление
кластера:
строительство
городов, дорог
3. Охрана растений
государством.
-
Какие меры принимаются в нашей стране, чтобы сберечь растения?
Контролируется вырубка лесов государствам.
Все,
что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно, погибнет другое, за
ним третье, и пойдет цепочка, пока не
погибнет весь лес. Пришли как-то в один лес люди. Решили вы рубить там все кустики. Зачем они здесь? Ведь лес-это деревья! Вырубили. Улетели из леса
птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились
на деревья насекомые-вредители.
Погибли деревья, погиб и весь лес.
На вырубленных участках сажают новые леса.
Ученые
подсчитали, что для каждого человека в течение жизни нужно не менее 200
деревьев на жилище, мебель, газеты, журналы, карандаши и другие
предметы для жизни. Что же произойдет, если мы только будем рубить деревья?
Озеленение
городов и сел.
Вдоль
улиц сажают деревья, на клумбах высаживают цветы.
Создаются
заповедники.
Для чего создают
заповедники?
Вес
объекты заповедников - растения, животные, почва, вода - находятся под
защитой государства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения,
охотиться на животных. В Республике Казахстан 10 заповедников и национальных
парков. На территории нашей области находится часть национального
парка «Кокшетау».
Красная
книга
- Что это за книга?
Почему она красного цвета?
Многие
растения охраняются особо: их на земле осталось очень мало. Эти растения
занесены в Красную книгу. Красный цвет - цвет опасности. Красная книга - книга
особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут.
4. Сообщения детей о редких и исчезающих
растениях.
- Вы дома приготовили
выступления о растениях, занесенных в
Красную книгу.
Выступления
учащихся.
- Мы все листочки подошьем, и у нас получится своя Красная книга.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг
проснулся
-Больше спать
не захотел.
Шевельнулся,
потянулся,
Взвился вверх и
полетел.
Имитация
движений.
5. Выработка
«Правил друзей природы».
Работа в парах.
На каждой
парте рисунок.
- Рассмотрите рисунок. Какой вред наносят люди природе?
Ответы учащихся и составление правил.
Правила
друзей природы:
Не ломай ветки
деревьев и кустарников »
Не повреждай кору
деревьев.
Не разводи костры в
лесу.
Не рви цветы.
Не вытаптывай
растения и почву.
Нельзя оставлять
после себя мусор!
Мультфильм
«Лесной пожар»
6. Экологическая сказка.
- Мы с вами выработали шесть правил. Послушайте экологическую сказку и попробуйте назвать еще одно правило друзей природы.
На
большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество
подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы
со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова
забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось, чтобы все ребята увидели
эту поляну. Рассказал он ребятам о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В
лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на
чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва
подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели,
и он заплакал.
Почему
лось заплакал? (Лось был огорчён тем, что поляна опустела,
цветов не было, любоваться было нечем.)
- Какой вывод
можем сделать? Какое правило можем составить? (Не вытаптывай растения и
почву.)
- Для закрепления правил мы посмотрим презентацию.
(слайды).
Ученик читает
стихотворение:
На земле исчезают
цветы,
С каждым годом
заметнее это.
Меньше радости и
красоты
Оставляет нам каждое
лето.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь
цветок,
Если все: и я,
и ты,
Если мы сорвём
цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
7. Работа в группах.
- Вы будете
работать в группах, у вас есть рисунки. Каждая гpyппa к своему
рисунку нарисует запрещающий знак. А затем по 1 человеку от
каждой группы представите свои знаки.
8. Игра
«Экологический светофор».
-
Поиграем в игру «Экологический светофор», чтобы закрепить
правила поведения по охране растений в различных ситуациях.
«Экологический
светофор» поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям.
Он тоже имеет три цвета: «Красный свет - природе вред!»; «Жёлтый - осторожно!»; «Свет зеленый - так поступай!». Я буду зачитывать текст, а вы по команде «Внимание, раз!»
должны «зажигать сигналы светофора», демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.
1 ситуация. Аня хотела
научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли
полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как
укладывать
и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом - ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и
пошли обедать.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
2 ситуация. Валера
опаздывал в школу. Чтобы сократить путь, он решил пойти через сад. Оказалось, что
за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду.
Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие
росточки. Когда он вбежал в класс - раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
3 ситуация. Олегу и
Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили
покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные
дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. «Как же быть? - задумались
они, - можно ли здесь кататься?»
Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
4 ситуация. Каждую осень
Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток...Весной девочки
проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни. высаживали растения
у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают
объяснения.
5 ситуация. Летом ребята
поехали в лагерь. По субботам и воскресеньям в лагерь приезжают папы и мамы.
Дети рады приезду родителей. Они решили встретить их с букетами цветов,
собранных на ближайшем лугу.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
6 ситуация. На лугу ребята нашли
заросли земляники. Ягод было много, а посуды с собой не было. Ребята стали собирать земляничные
букетики.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
Учитель: -В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Замечательный писатель
Михаил Пришвин, всей душой любивший природу,
сказал: «Охранять природу - значит
охранять Родину».
4. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, вот
и заканчивается наш урок. Давайте подведем итоги. О чем мы говорили на уроке?
Что вы на уроке узнали нового и что полезного усвоили? (ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ)
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. И мне
хотелось бы закончить наш урок вот этим стихотворением:
Коль суждено дышать
нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
объединимся.
Давайте нашу землю
вместе сохраним,
Тогда и сами на
земле мы сохранимся!
5. Домашнее задание
Написать
мини-сочинение на тему «Охрана природы».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.