Познание мира
Тема урока: Как жили древние люди.
Цель урока: дать учащимся представление о первобытных
людях.
Задачи урока:
-
Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.
-
Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек.
-
Развивать кругозор учащихся и устную речь, творческое мышление, воображение,
фантазию.
-
Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Оборудование:
Выставка
книг по теме "По следам прошлого”.
Презентация
"Начало истории человечества” с использованием ИКТ.
Экран,
проектор
Методы:
Словесный:
рассказ, беседа, работа с учебником.
Наглядный:
электронная презентация, рисунки на страницах учебника,
Практический:
кроссворд, тест, творческая работа (составление письма).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока.
Раз
— читаем летопись,
Два
— идём в музей
Узнаем
о первобытном времени
И
станем мы мудрей.
Звенит
звонок,
Начинаем
наш урок.
Нам
надо многое понять,
чтобы
историками стать.
Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек
хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает
людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки
испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей
и несчастий сменялись лучшими временами. История — это дорога во времени. Она
уходит в глубь веков, в седую древность. Ребята, вы любите отгадывать
кроссворды? Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и
решим кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1.
Человек, занимающийся раскопками. А Р Х Е О Л О Г
2.
Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.
М У З Е Й
3.Учреждение,
где хранятся документы. А Р Х И В
4.Деловая
бумага. Д О К У М Е Н Т
5.Книжка
с перечнем всех дней в году. К А Л Е Н Д А Р Ь
6.Предмет,
выставленный в музее. Э К С П О Н А Т
7.Наука,
изучающая прошлое человечества. И С Т О Р И Я
III. Изучение новой темы
Слайд
1. Тема урока
Учитель.
Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Ученики.
(О наших предках, о первобытных людях).
Учитель.
А как мы узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни
первобытных людей?
Слайд
5.
Учитель.
Археология — наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни
и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых
обнаружены в Африке и Азии жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов
древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
Слайд
6. .Останки древнейших людей
Учитель.
Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет
назад и назывались дриопитеки
Слайд
7. Первые люди.
Учитель.
На ранних стадиях развития первобытный человек еще мало, чем отличался от животных.
Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали
страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел
только то, что находил. Это были древесные животные, напоминающие по своему
строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ
жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии
предком человека.
Слайд
8. Отличие человека от животного.
Работа в группах
(Каждая
группа получает карточку с заданием)
1-ая
группа: Найдите в тексте где археологи нашли следы существования первобытных
людей.
2-ая
группа: Сравните внешние особенности современного человека и древнего по
рисункам
(Древнейший
человек и современный человек:
•По
сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
•Так
же как и современный человек древний ходил прямо.
•В
отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров
по всему телу.
•По
сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
•Сравнивая
челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у
людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было
разгрызать куски сырого мяса.
•Кроме
развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
•В
отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился
объем
3-я
группа: Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
(Первобытная
(родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением).
4-ая
группа: Почему первобытные люди жили группами?
-
Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?
(В
одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни)
Слайд
9. Могла ли семья выжить в одиночку? 5-ая группа: Почему им не нужно было
заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди?(Они жили
там, где всегда тепло); ( Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от
палящих лучей солнца, непогоды, хищников).
6-ая
группа: Для чего изготавливали орудия труда?
(Разделывать,
разрезать шкуры животных)
Учитель.
Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни,
обломки и сучья от деревьев.
-
Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?
–
Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так
же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных,
а потом и из камня.
IV. Физминутка
Игры
«Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».
Учитель.
Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля, которые
требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше
чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или
соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умением
разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом
добычей – с другими племенами.
Рассказ
учителя о жизни первобытного человека
1.
Использование огня. Слайд 11.
Учитель.
Как древний человек использовал огонь?
-
Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем
нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными
явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще
не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня.
Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать
огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать
огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях
корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что
нет в природе.
V. Закрепление изученного. Слайд 16.
VI. Итог урока.
Домашнее
задание. с.8-11 пересказ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.