Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
И.С. Тургенев «Ася»
Почему не состоялось счастье
господина Н.Н. и Аси?
2 слайд
Тургенев был человек высокоразвитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов.
М.Е.Салтыков-Щедрин
3 слайд
Как вы думаете…?
Почему писатель назвал свою повесть
именем главной героини?
Вспомните настоящее имя Аси. Что оно обозначает?
4 слайд
Насколько точно каждое из имён
соответствует характеру главной героини?
Анна – грация, миловидность
Ася – рождённая заново
5 слайд
Вспомните содержание первых глав.
Немного поразмышляйте.
Почему ни рассказчик, ни брат Аси не имеют имён?
Как жил герой повести?
Почему между героями сразу установились дружеские, тёплые отношения?
Как оба относятся к Асе?
6 слайд
Портрет Аси ( II глава )
«…с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами».
Какие слова указывают на неординарность натуры Аси?
7 слайд
- Красива ли Ася?
Внешняя красота не является главной чертой «тургеневской девушки» ни в одном из произведений писателя. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася.
8 слайд
Что особенного в характере Аси вы подметили?
Как характеризует героиню выделенное слово?
«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно…, напевала вполголоса, часто смеялась…Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен».
9 слайд
IVглава.
Почему герой повести назвал лицо Аси изменчивым?
«..Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел её лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел»
«…бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд»
«..вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая»
«…она пуще хохотала и шалила»
10 слайд
В чём тайна происхождения Аси?
Объясните употребление слова хамелеон.
«…снова думал об этой «капризной девочке с натянутым смехом…». «Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, - шептал я, - да; и она ему не сестра…»
«Что за хамелеон эта девушка! – А всё-таки она ему не сестра»
11 слайд
Найдите в VI главе ответ на вопрос:
Почему Ася «не походила на барышню»?
Как это помогает приоткрыть занавес тайны её происхождения?
12 слайд
Каково значение в повести данного эпизода?
Как это характеризует Н.Н. и Асю?
«…Если бы мы с Вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели…Как бы утонули в этой синеве…Но мы не птицы»
Прочитайте диалог героев из IX главы по ролям, стараясь передать настроение возвышенности, вдохновения.
13 слайд
Какие слова помогают передать душевное состояние героев?
«..мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение её нежного стана, долго слышалось мне её ускоренное, близкое дыханье, долго мерещились мне тёмные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживлённом лице, резво обвеянном кудрями».
14 слайд
Мнения литературоведов.
М.О. Гершензон:
«Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей»
15 слайд
Ответьте на вопрос:
Какие изменения произошли с Асей в XIII-XIV главах? Найдите эпизоды в тексте.
16 слайд
Почему герой не может жениться на Асе? (XVI глава)
«...но мои думы были заботливые, невесёлые. Не с лёгким сердцем шёл я на это свидание…»
«С ней нельзя шутить!»
Счастье «стало возможным - и я колебался, я отталкивал, я должен был оттолкнуть его прочь…Его внезапность меня смущала»
«Я не могу на ней жениться…, она не узнает, что я полюбил её»
«Судорожным движением руки отворил я дверь и захлопнул за собой»
«…Разве я могу лишиться её? Безумец! безумец!»
17 слайд
Ответьте на вопросы:
Почему Гагин и Ася уехали?
Могли ли они поступить по-другому?
18 слайд
Прокомментируйте письмо Аси?
«Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали. Видно так лучше…прощайте навсегда!»
Какого слова ждала Ася?
19 слайд
XXII глава
Как сложилась судьба героя дальше?
Был ли он счастлив?
20 слайд
Ответьте на основной вопрос урока:
Почему же не состоялось счастье господина
Н.Н. и Аси?
Кто виноват: Ася, её происхождение, Гагин, господин Н., обстоятельства?
21 слайд
Автор презентации –
Суворова Ольга Владимировна, учитель
МОУ Ивановской СОШ Борисоглебского района Ярославской области
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока литературы в 8 классе по повести И.С.Тургенева звучит в виде вопроса"Почему не состоялось счастье господина Н.Н. и Аси?". работа построена в форме исследования текста повести.
Начинается урок с анализа имени главной героини, размышлениями над содержанием первых глав. Последующие слайды презентации содержат ключевые цитаты из произведения, по которым строится работа на уроке. Важные, ключевые слова, которые должны определить сами учащиеся, выделены особым цветом.
Главное место на данном уроке занимает авторское слово. Внимательное, вдумчивое чтение помогает найти главное, сделать выводы и прийти к самому главному выводу урока.
6 625 249 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Суворова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.